Смекни!
smekni.com

Специфика профессионального взаимодействия социального педагога с семьей (стр. 6 из 18)

Сущность культурологического принципа заключается в целостности формирования человека как биопсихосоциокультурного существа- Сегодня происходит принципиальная переориентация общественного сознания на более углубленное понимание самоценности человека. Социальный педагог, делающий упор в своей работе на семью, способствует организации культуры жизнедеятельности, начиная от элементарных форм до сложных социальных и высших духовных.

Освоение духовного опыта человечества, одухотворённость собственной жизни - это то, что наряду с интересами и склонностями, увлечениями и профессией придаёт смысл человеческому существованию. Воспитание при таком подходе понимается как культурологическое осознание личности.

Принцип целостности жизнедеятельности и воспитания включает в себя целостность развития самой личности ребёнка и предусматривает согласованную деятельность различных организаций и лиц, занимающихся воспитанием детей, и лиц, призванных оказывать своевременную помощь детям. Этот принцип предполагает объединение усилий администрации школы, учителей, социальных педагогов, школьных психологов, врачей, юристов для создания воспитательной социокультурной среды, адекватной потребностям личности ребёнка, выработку непредвзятых рекомендаций, быстрое нахождение средств квалифицированной помощи семье, ребёнку по защите их личностных прав и предупреждению их нарушения.

Принцип развивающего общения - принятие человека другим, признание того, что другой имеет право быть таким, какой он есть, что позволяет социальному педагогу, работающему с семьёй, строить профессиональные отношения на партнёрской основе, формирует способность выдерживать и разрешать противоречия повседневности.

Принцип сочетания терпимости, уважения и требовательности к личности ребёнка, к семье. Предъявлять требования к человеку - это значит уважать его и верить в него, видеть его сильные и слабые стороны, понимать его и помогать ему. Полное восприятие ребёнка, семьи социальным педагогом непременно выражается в доброжелательности, чуткости, внимании и теплоте отношений.

Принцип учёта новых тенденций развития и функционирования социума, обеспечения допустимого и целесообразного посредничества в системе взаимодействия личности, семьи, общества[22].

И заключительным в ряду этих принципов является принцип милосердия, связанный с духом социальности, благотворительности, сострадания, с возможностью изменить ситуацию, стремлением защитить ребёнка, помочь ему утвердиться в жизни. Социальному педагогу необходимо проявлять терпимость, бескорыстность, доброту, веру во внутренние силы ребёнка.

Следование вышеизложенным принципам способствуетразрешению воспитательных противоречий, смягчению и устранению проблем, снятию трудностей в социуме, обеспечивает душевный комфорт ребёнку, помогает ему усваивать положительный социальный опыт, содействует воспитательной функции семьи[23].

Исходя из этих принципов, ставятся конкретные задачи в работе социального педагога, дающие возможность определить содержание его деятельности по эффективной организации процесса взаимодействию с семьёй.

Более подробно содержание этого взаимодействия, в контексте деятельности специалиста, отражено в квалификационной характеристике, состоящей из трёх блоков: а) должностные обязанности; б) что должен знать социальный педагог; в) квалификационные требования.

Любая, даже самая близкая, воспитательная цель предполагает педагогическую деятельность, специальные профессиональные действия педагога.

Не вдаваясь в данном случае в тонкости трактовки деятельности, остановимся на более или менее принятом в научном сообществе традиционной формулировке: «Это способ существования и развития общества и человека, всесторонний процесс преобразования действительности (включая его семью) в соответствии с его потребностями, целями и запросами»[24]. Или: «Деятельность, специфическая форма общественно-исторического бытия людей, целенаправленное преобразование ими природной и социальной действительности».

Деятельность является важнейшей формой проявления активного отношения человека к окружающей действительности, к которой человек побуждается различными потребностями, интересами, склонностями, чувствами, сознанием долга, ответственности, выступающими в качестве мотивов. Любое занятие требует определённых умений и навыков, являющихся необходимыми внутренними предпосылками активности человека. Они дают ему возможность владеть своими силами, целесообразно ими пользоваться, экономить их, повышать продуктивность своей деятельности.

Педагогическую деятельность как способ и процесс социального воспроизводства человека рассматривает Л.А. Беляева в работе «Философия воспитания как основа педагогической деятельности». Под педагогической деятельностью понимается вид духовно-практической деятельности, существование которой обусловлено потребностями общества в социальном наследовании и воспроизводстве человека как субъекта общественных отношений[25].

Когда же используется понятие социально-педагогической деятельности, имеется в виду педагогическая деятельность в условиях дефицита и факторов риска, отражающихся на личности ребёнка и его семье. В самом общем виде социальные дефициты могут быть разделены на дефициты в условиях жизни (отсутствии семьи; родители, которые по разным причинам не могут выполнять свои функции и др.) и дефициты взаимодействия личности (ребёнка) с обществом (родителями, группами, социальными институтами). Факторы риска - болезни, эмоциональные и физические перегрузки, вредные привычки, криминогенный образ жизни и др.

Социальная деятельность также ставит своей одной из главных целей компенсирование указанных дефицитов и факторов риска, то есть имеет характер санкций и помощи. Оказание со стороны общества, в лице его социальных институтов, помощи индивиду в социализации, инкультурации и гуманизации является основной характеристикой социально-культурной деятельности.

В социальной деятельности в настоящее время происходит изменение базовых представлений о самой этой деятельности, которые выражаются сближением «кардинальных для новой парадигмы понятий «культура» и «взаимодействие»[26]. Наиболее объёмно данные изменения нашли отражение в научных публикациях специалистов кафедры социально-культурной деятельности Московского государственного университета культуры и искусств.

Теоретико-методологический подход Т.Г. Киселёвой и Ю.Д. Красилъникова позволил им сформулировать базовое определение социальной деятельности, которая «по существу может рассматриваться как самостоятельная подсистема общей системы социализации личности, социального воспитания и образования людей»[27].

Общепризнанным в настоящее время является отражение в социально-культурной деятельности социопедагогического характера, то есть социально-культурная деятельность ёмко включает, как одна из разновидностей общей педагогической деятельности, следующие компоненты: гностический, проектировочный, конструктивный, организационный и коммуникативный. Всё это правомерно относится, по нашему мнению, к деятельности социального педагогаповзаимодействиюссемьёйиквоспитательнойдеятельности родителей.

Здесь уместно привести основу формулировки социальной деятельности, данную H.H. Ярошенко, а именно: «...социальная деятельность практически обеспечивает превращение культурных ценностей в регулятив социального взаимодействия, а также технологично определяет социализирующие воспитательные процессы. На наш взгляд важно, что такое определение, имеющее явно педагогическое содержание, оставляет возможность для культурологического осмысления социальной деятельности».

Социально-культурная деятельность по своей сущности имеет еще один важный и особый контекст - анимационный по определению, придающий всей социально-культурной деятельности человекообразующую основу и реальную личностную и социальную ценность. Эта методологическая позиция нашла широкое отражение в работах Ю.А, Стрельцова, посвященных проблеме социокоммуникативного взаимодействия субъектов социально-культурного воспитания.

Поскольку любая деятельность осуществляется её субъектом, она включает в себя цель, средство, сам процесс преобразования и его результат. Цель деятельности возникает у человека как образ предвидимого результата созидания.

Цель всей педагогической деятельности взрослых, как и социальной деятельности в целом, разрабатывается и формулируется на основе глубокого изучения тенденций общественного развития, предъявляющих комплекстребованийкчеловеку,сучётомегоприродныхи духовных возможностей.Структурнаяцельвоспитаниягуманной,демократической личности может быть рассмотрена как идеал, как общая стратегическая задача.

В качестве цели-идеала всегда будет сохранять своё значение и духовную ценность идея всестороннего развития всех сущностных сил человеческой личности, её возможно более полная физическая, интеллектуальная и духовно-нравственная самореализация. Цель - явление и категория, которые находятся в постоянном развитии[28].

Идеал и стратегические цели воспитания позволяют на более конкретном уровне развернуть тактические цели и задачи, представляющие собой систему конкретных направлений социально-педагогической деятельности. Назовём наиболее существенные из них; задачи умственного воспитания, эмоционального, нравственного, физического, трудового и политехнического, индивидуально-личностного, духовно-ценностного, гражданско-правового, экологического, культурологического воспитания.