Смекни!
smekni.com

Творчество как положительная мотивация на уроках английского языка в младших классах (стр. 2 из 7)

1) широкие познавательные мотивы: реальное успешное выполнение учебных заданий; положительная реакция на повышение, учителем трудности задания; обращение к учителю за дополнительными сведениями, готовность к их принятию; отношение к необязательным заданиям; обращение к учебным заданиям в свободной необязательной обстановке, например на перемене;

2) учебно-познавательные мотивы: самостоятельное обращение младшего школьника к поиску способов работы, решения, к их сопоставлению; возврат к анализу способа решения задачи после получения правильного результата; характер вопросов к учителю и вопросы, относящиеся к поиску способов и теоретическому содержанию курса; интерес при переходе к новому действию, к введению нового понятия; интерес к анализу собственных ошибок; самоконтроль в ходе работы как условие внимания и сосредоточенности;3) мотивы самообразования: обращение к учителю и другим взрослым с вопросами о способах рациональной организации учебного труда и приемах самообразования, участие в обсуждении этих способов; все реальные действия школьников по осуществлению самообразования (чтение дополнительной литературы, посещение кружков, составление плана самообразования и т. д.).

Социальные мотивы проявляются иным образом:

1) социальные широкие мотивы: поступки, свидетельствующие о понимании школьником общей значимости учения, о готовности поступиться личными интересами ради общественных; включение в разные виды общественно-политической и общественно полезной деятельности; участие в играх с социальными сюжетами;

2) социальные позиционные мотивы: стремление к взаимодействию и контактам со сверстниками, обращению к товарищу в ходе учения; намерение выяснить отношение товарища к своей работе; инициатива и бескорыстие при помощи товарищу; количество и характер попыток передать товарищу новые знания и способы работы; отклик на просьбу товарища о помощи; принятие и внесение предложений об участии в коллективной работе; реальное включение в нее, готовность принять участие во взаимоконтроле, взаиморецензирозании;

3) мотивы социального сотрудничества: стремление осознать способы коллективной работы и усовершенствовать их, интерес к обсуждению разных способов фронтальной и групповой работы в классе и стремление к поиску наиболее оптимальных их вариантов, интерес к переключению с индивидуальной работы к коллективной и обратно.

Разные проявления в учебном процессе имеют мотивы «знаемые», т. е. только осознаваемые школьниками, и мотивы реально действующие.

«Знаемые» мотивы выражаются в умении школьника осознать и сформулировать суждение о том, ради ,чего и для чего он учится, умении соотносить свои мотивы, мотивы и цели, умении выстроить свои мотивы по степени значимости (ранжировать их).

Реально действующие мотивы проявляются в успеваемости и посещаемости, в причинах пропусков занятий, реальной активности в познавательной и общественной деятельности, длительности учебной работы и ее развернутости по всем компонентам, отношении к перерывам в работе, выполнении дополнительных заданий, выяснении непонятных вопросов в классе после звонка, числе и характере вопросов к учителю, поднятии рук, репликах, самостоятельном стремлении без прямого требования учителя включиться в обсуждение на уроке для дополнения, исправления, самостоятельном стремлении к ответу на уроке, действиях и движениях, носящих ориентировочный характер (всматривание, вслушивание, ощупывание и т. д.).Целеполагание обнаруживает себя на уроке следующим образом: умение школьников ставить самостоятельные, новые, гибкие перспективные цели, умение работать по инструкции, умение доводить работу до конца, стремление к завершенности учебных действий, поведение при столкновении с трудностью (преодолевает трудность сам или обращается за помощью), общее число отвлечений на уроке, число отвлечений при помехах.

Самостоятельно возникающие мотивы обнаруживаются в стремлении школьника к самостоятельной постановке задач и целей независимо от отметки учителя, в нежелании принять подсказку учителя и товарища.

Доминирующие мотивы проявляются в избирательном отношении школьников к отдельным предметам и видам деятельности, в достаточно устойчивом проявлении одного и того же мотива в разных ситуациях, в разных видах деятельности.

Положительные эмоции сопереживания выражаются в готовности к эмоциональному отклику, в переживании успеха-неуспеха товарищей, в обращении за сопереживанием к учителю и товарищу для снятия своей неуверенности, беспокойства.

Эмоции престижности при встрече с новым материалом обнаруживаются в ходе обсуждения материала с товарищами на переменах, в рассказах и обращениях к учащимся других классов, в реакциях интереса и восклицаниях на уроке.

Эмоции удовлетворения при контакте с учителем, при справедливо поставленной отметке проявляются в хорошей дисциплине и тишине на уроке, в позе интереса, в числе и характере реплик, восклицаний, комментариев, мимике, жестах, в выразительных движениях, в интонационной выразительности речи школьников.

Формирование мотивов важно начинать уже с младшего школьного возраста, когда английский язык преподается в игровой форме. Психологические наблюдения показывают, что при наличии у ребенка устойчивых мотивов учения возрастает успешность учебной деятельности, легче усваивается учебный материал, выше становится сознательность процесса учения, лучше концентрируются внимание учащихся, возрастает их работоспособность.

1.2 Понятие творчества в рамках учебного процесса

Большинство психологов (Б.Г.Ананьев, Д.Б.Богоявленский, П.Я. Гальперин, Л.С. Выготский, Е.Н. Кабанова-Меллер, А.Н. Леонтьев, В.Ф. Паламарчук, Я.А. Пономарев, С.Л. Рубинштейн, Ю.А. Самарин, В.И. Слободчиков, С.Д. Смирнов) считают, что творчество - это продукт мыслительной деятельности, причем результатом творческого мышленияявляется открытие чего-то нового. «Процесс или результат мыслительного акта называют творческим, - пишет С.Д. Смирнов, - только в том случае, если он не может быть получен в результате простого логического вывода или действия по алгоритму. В случае подлинно творческого акта преодолевается логический разрыв на пути от условий задачи к ее решению. Преодоление этого разрыва возможно за счет иррационального начала, интуиции».

Принципиальное значение для раскрытия проблемы творчества младших школьников имеет высказывание Л.С. Выготского о том, что «...творчество существует не только там, где оно создает великие исторические произведения, но и везде там, где человек воображает, комбинирует, изменяет и создает что-либо новое...

Критерием творческого акта, по Пономареву, является уровневый переход: потребность в новом знании складывается на высшем структурном уровне организации творческой деятельности; средства удовлетворения этой потребности складываются на низких структурных уровнях. Эти средства включаются в процесс, происходящий на высшем уровне, что приводит к возникновению нового способа взаимодействия субъекта с объектом и возникновению нового знания. Тем самым творческий продукт предполагает включение интуиции и не может быть получен на основе логического вывода.

Творчество – это создание нового, прекрасного, оно противостоит шаблону, оно наполняет жизнь радостью, возбуждает потребность в знании, работу мысли, вводит человека в атмосферу вечного поиска.

Творчество – не всплеск эмоций, оно неотделимо от знаний и умений. Способность и готовность к творчеству становится чертой личности человека, креативностью (от латинского – сотворение, творчество). Поэтому в деле воспитания, образования понятие “творчество” обычно связывается с понятиями “способности”, “развитие”, “одарённость”.

И.Л. Лернер определяет творчество в учебном процессе как форму деятельности человека, направленную на создание качественно новых для него ценностей, имеющих общественное значение, т.е. важную для формирования личности как общественного субъекта.

Так, И.ЯЛернер выделяет такие процессуальные черты творческой деятельности, как:

-самостоятельный, внутрисистемный и межсистемный перенос знаний и умений в новую ситуацию;

-видение новой проблемы в традиционной ситуации;

-видение новой функции объекта в отличие от традиционной;

-видение структуры объекта;

- учет альтернатив при решении задач;

-комбинирование и преобразование ранее известных способов деятельности при решении новой проблемы;

- отбрасывание всего известного и создание принципиально нового способа объяснения.

Н.Е. Воробьев и Э.Ю. Мизюрова считают, что творчество - это «мыслительная и практическая деятельность, результатом которой является создание оригинальных, неповторимых ценностей, установление новых фактов, свойств, закономерностей, а также методов исследования и преобразования». При этом названные авторы считают, что творчество как форма деятельности направлена «на создание качественно новых ценностей, имеющих общественное значение, т.е. важных для формирования личности как общественного субъекта».

Н.Б. Крылова утверждает, что неотъемлемой характеристикой развития личности является творчество, рассматриваемое как один из видов деятельности, направленной на разрешение противоречий (творческих задач), результат которой обладает новизной и оригинальностью.

Иную точку зрения на сущность творчества высказывает Я.Скалкова, считающая, что творчество является интегральным качеством личности, оно не адекватно интеллектуальным способстям. Более того, она утверждает, что «...Большие интеллектуальные способности не всегда соответствуют высокомууровню творчества». Для творчества, по ее мнению, необходима повышенная интеллектуальная познавательная активность, внутренняя потребность в новых знаниях и в преобразующей деятельности по усовершенствованию сущего на их основе; сознательная постановка целей, вытекающих из осознания противоречия, проблемы; видения путей их достижения; настойчивость; трудоспособность; умение отказываться от неверных решений; общая направленность, установка на самостоятельную активность в преодолении возникающих затруднений и т.п.