Смекни!
smekni.com

Диагностика и коррекция развития речи у дошкольников с РДА (стр. 2 из 7)

Лопотание аутичных детей должно отслеживаться с первого дня их поступления в детское дошкольное учреждение, так как порой за одними и теми же, часто повторяющимися фразами, может скрываться системность всего внутреннего мира этого ребенка. И при длительном молчании аутичного ребенка, неожиданно сказанное им восторженное слово уже является, целой кладезью общения в работе с ними. Их часто надо спрашивать обо всем и водить за руку и, как глубоко бы он «не ушел в себя», он все равно покажет, что ему надо. Если своими знаками и, только ему понятными словами, он бурно разговорился и его болтливость действует длительное время, его нельзя одергивать или останавливать, так как в этой повышенном разговорном излиянии могут «вылетать » и правильные слова. И, если аутичный ребенок произносит какое-нибудь слово, он уже его, как правило, не забывает и опять же, не может его связать с другими словами.

В раннем детском аутизме невозможно обучать ребенка построению предложений, да и не следует. Важно, чтобы он создавал банк новых накопительных познаваемых слов и, хотя бы образно знал, что эти слова означают. А уж построение предложений может продлиться и до 18 лет и не известно, будет ли возможным.

Следует больше предоставлять аутичному ребенку, познавать все самостоятельно, его можно посадить в большое количество игрушек и, то, к чему он проявляет интерес, комментировать пояснительными словами. И, как бы ни было парадоксом, но это факт через неделю или две он с точностью может назвать детали или названия этих игрушек. Им легче запоминаются слова, связанные с теми предметами, которые он потрогал лично сам или проявил к ним свой собственный интерес. Если же аутичного ребенка посадить за стол и навязывает ему изучение определенных слов принудительно, то не будет, не просто никакого эффекта, но может последовать и отрицательная реакция, а навязываемые слова он может воспринять для себя, как ругательные.

Аутичным детям надо предоставить возможность лопотать все, что им «взбредет» в голову, не ограничивать их во времени и даже самую неправильную разговорную речь использовать в целях обучения. Видя, что ребенок сосредоточен на одном объекте и бурно что-то говорит, надо просто слегка вставлять слова, определяющие значение этого объекта. «Говорить же о тщательной, спланированной речевой методике с аутичными детьми до 6-ти лет - это просто несерьезно, потому что, он сам является методикой, которая двигает деятельностью педагога».[3] Ни один педагог не знает, как будет вести себя аутичный ребенок через пять минут и не отвернется ли он от него на целый день, при желании того, поработать с ним, и еще неизвестно, как проявит он себя завтра.


1.2 Роль и значение невербальных элементов в общении и взаимопонимании с аутичными детьми

Психологами установлено, что в процессе взаимодействия с аутичными детьми от 60 до 80% коммуникации осуществляется за счет невербальных средств выражения, и только 20-40% информации передается с помощью вербальных.

Эти данные заставляют нас задуматься над значением "невербалики" для психологии общения и взаимопонимания аутичных детей, обратить особое внимание на значение их жестов и мимики, а также порождают желание овладеть искусством толкования этого особого языка - языка телодвижений, на котором эти дети особенно разговаривают, даже не осознавая этого.

Большинство исследователей разделяют мнение, что словесный (вербальный) канал используется для передачи информации.

Большинство сигналов языка тела многозначны. Их более точное определение возможно лишь при учете следующих факторов: подбор слов, ударение, окружение, роли, настроение, вызвавшие его раздражители и т.д.

Язык телодвижений у аутичных детей, в принципе более правдив, чем язык слов. Поведение аутичных детей, целиком направлено на удовлетворение потребностей, обретая в этом свой смысл.

«Под нормальным поведением подразумевается поведение, адекватное реальности. Большой области нормального поведения противостоит такая же большая область поведения, отклоняющегося от нормы. Мы считаем поведение нормальным в том случае, если оно находится в рамках ожиданий окружения. Эти ожидания и определяют, является ли демонстрируемое поведение нормальным, аномальным или нарушенным».[4]

В работе с аутичными детьми всегда сложно определить, нормальное поведение у ребенка или же оно аномальное.

В работе с аутичным ребенком, большое внимание необходимо уделить его движениям. Чем свободнее кажется игра движений, чем мягче и "круглее" отдельные движения переходят одно в другое, тем теснее взаимосвязь с ритмом. Напряженность и расслабленность сменяют друг друга. Ритм - это природное движение жизни и вегетативное собственное движение.

Чем меньше те или иные движения, связаны какой-либо определенной целью, тем они ритмичнее. Таким образом, ритм и расслабленность являются элементами, которые взаимосвязаны друг с другом и влияют друг на друга. Ритмичность служит для душевного расслабления, для возникновения ощущения того, что вам хорошо, и способствует фантазии. И в тех случаях, когда мы наблюдаем за ритмично протекающими процессами, например за отливом и приливом моря, у нас возникают чувства, связанные с ритмом: потирание рук, хождение туда-сюда, раскачивание верхней части туловища - все это ритмичные движения аутичного ребенка, к которым он сознательно или бессознательно прибегает.

Виды движений у аутичного ребенка могут быть размашистые, спокойные, оживленные и быстрые.

Оживленные движения являются выражением импульсивности, веселого настроения, восхищения, а также несдержанности и гнева. Быстрые движения бывают, как правило, обусловлены живым темпераментом. Следует различать быстрые внутренние процессы, быструю самовозбудимость, незамедлительную реакцию и степень проявления жизненной силы. Движения могут быть быстрыми, даже в тех случаях, когда налицо недостаток жизненной силы. Быстрые движения часто кажутся бесцельными, властными, возбужденными, раздраженными, взволнованными или рассеянными. И они производят соответствующее впечатление -воспитателя охватывает беспокойство и растерянность. Направления движений аутичного ребенка могут означать: движения вперед свидетельствуют об интересе к тому объекту, в направлении которого он движется. Этот интерес может быть обусловлен позитивно или негативно, буквально или объективно. Точное значение можно вывести из дополнительно подаваемых сигналов. Движения назад демонстрируют тенденцию к отдалению. Нередко уход предваряет бегство, причем сила раздражителя является определяющей в отношении того, совершается уход (отступление) из-за неприятного ощущения или же он (оно) переходит в бегство. Если уход сопровождается произнесением каких-либо фраз, то тогда, в большинстве случаев мы имеем дело с подтверждением слов о том, что «он словно открещивается от того, что сам же и говорит».[5]

Движения в сторону ассоциируются с уклончивым поведением. Наклоненная в сторону часть тела ощущает себя уязвленной. Если ребенок "уклоняется от слов", то голова при этом поворачивается в сторону. К движениям вверх относятся, также потягивание и желание вытянуться. Они проистекают от стремления производить более сильное и внушительное впечатление. Подобное "перерастание самого себя" позволяет говорить о приподнятом мироощущении и радости. Движения вниз, отражают стремление производить, словно уменьшенное впечатление, у аутичного ребенка это может означать состояние подавленности и разбитости. Сильно подвижная мимика аутичного ребенка, свидетельствует об оживленности и быстрой сменяемости восприятия впечатлений и внутренних переживаний, о легкой возбудимости от внешних раздражителей. Такая возбудимость может достигать маниакальных размеров. Малоподвижная мимика аутичного ребенка указывает, в принципе, на постоянство душевных процессов. Она свидетельствует о редко изменяющемся устойчивом настроении. Подобная мимика ассоциируется со спокойствием, постоянством, рассудительностью и уравновешенностью. Малоподвижная мимическая игра, может при сниженной активности (двигательная сила и темперамент) производить также впечатление созерцательности и уюта.

Если поведение сопровождается медлительностью и слабой напряженностью, то можно сделать вывод не только о психическом однообразии, но и о слабой импульсивности ребенка в данный момент. Причиной этого могут явиться меланхолические двигательные нарушения, скованность или парализованность: «Такое поведение характерно при исключительно монотонных душевных состояниях, скуке, печали, равнодушии, отупении, эмоциональной бедности, меланхолии и вытекающем из утрированно унылого доминирующего чувства депрессивном ступоре (полная скованность)».[6]

Около 80% чувственных впечатлений аутичный ребенок получает через органы зрения. Глаза являются также важным выразительным органом. Взгляд может "выражать больше, чем слова". Язык глаз очень важен для самоощущения в процессе общения. Полностью раскрытые глаза аутичного ребенка ("во все глаза") говорят об исключительно открытой натуре с повышенной чувственной восприимчивостью.

В качестве мимической формы потупленные глаза, свидетельствуют о равнодушии, апатии, вялости, эмоциональной ослабленности и отчаянии. Именно при данном выражении глаз важно учитывать и прочие сигналы поз. Если одновременно опущены уголки губ, то можно предположить пренебрежительное поведение аутичного ребенка.