Смекни!
smekni.com

Роль игровых обучающих ситуаций в экологическом воспитании детей дошкольного возраста (стр. 6 из 8)

Анализируя результаты проведенной диагностики, мы увидели, что наряду с положительными результатами имеются и отрицательные моменты. А именно, в ходе опроса было выявлено, что 3(30%) детей контрольной и 2(20%) экспериментальной групп показали самые худшие результаты по всем заданиям. Данные дошкольники допускали ошибки в названии представителей животного мира, при разделении их по видам. Испытуемые не смогли аргументировать свой выбор. Не соотносили представителей животного мира со средой обитания. Ребята не смогли правильно классифицировать растения по видам. Многие не смогли назвать характерные признаки растений. Многие знают условия, необходимые для жизни и роста растений, но не знают, как нужно ухаживать за ними.

Дети с трудом выделяли объекты живой и неживой природы. Неправильно называли времена года даже с помощью наводящих вопросов и карточек.

Объем знаний у этих детей небольшой.

На основании полученных результатов можно сделать вывод о том, что работа по экологическому воспитанию детей осуществляется не систематически, педагогический процесс недостаточно оснащен, мало места отводится наблюдениям, практической деятельности, труду и особенно такому виду деятельности, как игра.

Таким образом, перед нами встала задача наметить методику совершенствования работы по экологическому воспитанию детей среднего дошкольного возраста, что и обусловило проведение формирующего эксперимента в экспериментальной группе.


2.2 Методика совершенствования работы по экологическому воспитанию дошкольников 4-5 лет в процессе использования игровых обучающих ситуаций (организация и содержание формирующего эксперимента)

На следующем этапе нашего исследования мы приступили к разработке методики по совершенствованию у детей экологических знаний.

Целью формирующего эксперимента явилась разработка и апробация методики экологического воспитания в процессе использования игровых обучающих ситуаций.

Задачи формирующего эксперимента:

1. Разработать систему игровых обучающих ситуаций экологического направления;

2. Апробировать разработанную систему игровых обучающих ситуаций исходя из модели экологического воспитания.

При планировании работы мы учли положение о том, что воспитатель должен во всех видах деятельности раскрывать перед детьми многообразие и красоту окружающего мира, знакомить с различными свойствами и качествами растений, формировать элементарные понятия о растительном и животном мире. Более активному усвоению экологических знаний способствует эмоциональное отношение детей к тому, о чем рассказывает педагог.

В получении экологических знаний особое значение имеют игры экологической направленности.

Одним из наиболее интересных и эффективных видов игр для детей 4-5 лет являются игровые обучающие ситуации.

Учитывая возрастные особенности испытуемых, именно такой вид игр мы и решили использовать в своей дальнейшей работе.

Для начала мы ознакомились с игровыми обучающими ситуациями, предложенными С.Н.Николаевой и Комаровой И.А..

Нами была спроектирована модель экологического воспитания детей. Данная модель предполагает использование игровых обучающих ситуаций во всех видах деятельности. (Приложение 3).

Игровые обучающие ситуации основаны на моделировании социального содержания экологической деятельности: соответствующих ролей, системы отношений и т.д. В ходе создания таких ситуаций мы формировали у детей умение выражать свое отношение к роли главного героя, ситуации, как определенной жизненной позиции. Развивали способность детей выявлять и моделировать отношения человека к природе на основе представлений об ответственности за окружающее, согласно принципу "не навреди". Примером такой специальной созданной игровой ситуации стало проведение игры «Лесное происшествие» (Приложение 4).

Было организовано и проведено игровое занятие «Рыбка зовет на помощь» (Приложение 5).

С целью обогащения сознания детей таким содержанием, которое способствует накоплению представлений об экосистеме «Лес», готовит его к элементарному осмыслению таких основных понятий как «Дерево», «Куст», «Цветок» было проведено занятие, главным героем которого был Старичок -лесовичок (Приложение 6).

Для ознакомления детей со свойствами воды было проведено занятие «Что мы знаем о воде». Главным персонажем занятия выступал Незнайка. (Приложение 7).

Так как на констатирующем эксперименте большинство детей экспериментальной группы показали неудовлетворительные результаты в области знаний о жизни диких животных и птиц, не смогли связать особенности их жизни со временем года, мы провели занятие, персонажем которого был Старичок-лесовичок «Зимние встречи» (Приложение 8.)

Широко применяли мы в своей практике игры-путешествия, в которых дети с помощью игровых обучающих ситуаций попадали на Северный полюс, на дно океана и т.д. Критерии выбора игр исходили, прежде всего, из уровня экологических знаний детей.

Чем разнообразнее по содержанию игровые действия, тем интереснее и эффективнее игровые приемы. Игровые приемы обучения, как и другие педагогические приемы, были направлены на решение задач и связаны с организацией игры на занятии.

Игровые ситуации требовали от детей включенности в свои правила: они должны запомнить все обозначения, должны быстро сообразить, как поступить в неожиданно возникшей ситуации, из которой надо правильно выйти. Однако, весь комплекс практических и умственных действий, выполняемых детьми в игровой ситуации, не осознавался ими как процесс преднамеренного обучения – дети учились играя.

В экологических играх мы применяли наглядный художественно оформленный материал, придумывали интересные игровые моменты, действия, занимали всех детей решением единой задачи. В таких ситуациях мы прибегали к помощи сказочных героев, музыкальному сопровождению.

В своей работе с детьми мы использовали такие игры- путешествия, как

«Рассели животных по Земле», целью которой явилось ознакомление детей с животными, обитающими в разных климатических поясах Земли; «Фотоохота в лесу», « Путешествие в зоопарк», «Зимняя экспедиция в Арктику - на Северный полюс» и др.

С целью обучения детей умению классифицировать животных со средой их обитания была проведена игра « Исправь ошибку».

Созданием игровой ситуации «Кто поможет малышу?», мы уточнили знания детей о приспособлении животных к этой среде обитания. Содержание игровой ситуации заключалось в том, что педагог выбирал картинку с одним из животных, картинка «оживала», т.е. появлялась игрушка животного, изображенного на картинке. Один из детей бросал кубик на котором изображены разные среды обитания (море, пустыня, лес и т.д.). Игрушка отправлялась в ту среду обитания, которая выпала на кубике.

Животное отправляется в путешествие – хочет вернуться в свою среду, но на пути встречает много препятствий. Для спасения путешественника дети должны подобрать другое животное, которое в данной ситуации может оказать помощь. Повторно называть одних и тех же животных нельзя. Выигрывает тот, кто нашел большее количество помощников. Например, педагог выбрал зайца. Заяц упал в море. Кто поможет бедному зайчику? Помог кит, дельфин, краб. Снова бросаем кубик. Пустыня. Кто поможет? и т.д. Продолжительность игры зависела от познаний детей в этой области.

Параллельно с закреплением у детей знаний об уже известных им животных мы знакомили их с новыми, им незнакомыми животными. Так, было проведено занятие «Муравьи и муравейники». (Приложение 9). Главным персонажем этой игровой ситуации был игрушка-муравей.

После проведенного цикла наблюдений за золотыми рыбками была проведена игровая обучающая ситуация с игрушками-аналогами.

Создание данной обучающей ситуации имело цель - закрепить у детей представление о золотых рыбках, которые живут в аквариуме и за которыми они наблюдали достаточно длительное время; показать отличие игрушки от живых рыб по следующим признакам: живые рыбы живут в воде, из которой их нельзя вынимать, сами плавают, едят, за ними надо ухаживать - ежедневно кормить специальным кормом; за живыми рыбками можно наблюдать - смотреть, как они плавают, как едят; игрушечные рыбки - это предметы, с которыми можно играть (брать в руки, изображать, как они плавают, понарошку кормить, укладывать спать), они похожи на живых (у них есть туловище, голова, хвост, на голове рот и глаза).

Для создания игровой ситуации воспитатель готовил таз с водой, игрушечных рыбок (по числу детей и для себя), кукольную посуду. Педагог сажал детей перед аквариумом и начинал сравнение: просил сказать, кто живет в аквариуме, как называются рыбки. Спрашивал, делая акцент на последнем слове: «Это игрушечные рыбки или живые?»

Подтверждал, что это живые золотые рыбки, они живут в аквариуме в воде, вынимать их нельзя. Затем показывал детям игрушечную рыбку, спрашивал, что это такое, живая рыбка или игрушечная (акцент на последнем слове), подтверждал: «Это игрушка, эту рыбку можно брать в руки, она игрушечная, а не живая».

Затем воспитатель направлял внимание детей на аквариум, спрашивал, что делают рыбки. После их ответов уточнял: «Рыбки плавают в воде. Они живые - плавают сами, никто им не помогает». Клал игрушечную рыбку в таз с водой, просил детей посмотреть, что делает игрушка. Уточнял: «Игрушка лежит на воде, не плавает. Эта рыбка игрушечная, неживая, она сама плавать не может. С ней можно поиграть». Изображал рыбкой движение в воде, предлагал двум-трем детям повторить игру.

Сопоставление продолжалось - воспитатель кормил рыб в аквариуме, дети наблюдали, как они едят, а взрослый подчеркивал: «Золотые рыбки живые, их надо кормить каждый день, иначе они могут умереть. Живые рыбки сами едят корм: увидят его, подплывут и ртом хватают. Они живые - сами едят». Затем воспитатель выяснял, как надо кормить игрушечных рыбок: сыпал рыбий корм перед игрушкой, которая лежит на воде в тазу, предлагал посмотреть и сказать, ест ли она его. Уточнял: «Эта рыбка не ест - она игрушечная, неживая. С ней можно поиграть - покормить ее понарошку». Воспитатель вынимал игрушку из воды, вытирал, просил детей дать кукольную посуду, показывал, как он кормит рыбку кашей из тарелки. Предлагал нескольким детям покормить ее, напоить чаем, а потом погулять с ней, побаюкать, покатать в машине.