Смекни!
smekni.com

Нетрадиционные уроки информатики в начальной школе (стр. 8 из 8)

Уроки типа КВН

Эти формы урока «пришли» с внеклассных занятий и стали популярными. Область их применения- преимущественное повторение тем и разделов.

Вот как проводит такой урок учительница 21-й челябинской средней школы И.А. Волкова в VI классе. Состояние состоит из пяти конкурсов- этапов.

I этап- разминка. Задание: составить рассказ по пройденной теме: один ученик начинает рассказ, второй продолжает и т.д.

II этап- конкурс «Проверка домашнего задания». Нужно сыграть сценку, где отражено все главное в теме.

III этап- решение задач с выбором ответа.

IV этап- конкурс «Угадай». Один ученик из команды уходит из класса, а когда возвращается, остальные примерами и намеками подсказывают, какое физическое понятие, входящее в данную тему, было загадано (например, «молекула»).

V этап- конкурс «артистов» и «художников». «Художники» команды уходят за дверь. Демонстратор показывает эксперимент и объясняет его. Приглашает «художника», и для него «артист» пантомимой изображает опыт; «художник» должен его узнать и изобразить рисунком.

Заключительный этап- подведение итогов.


Приложение 3.

Развивающие методические приемы

«Я учитель»

В зависимости от сложности темы методический прием может использоваться как для объяснения нового материала, так и для закрепления пройденного (на усмотрение учителя). Сущность его заключается в том. что учитель на уроке предлагает ученикам перевоплотиться в учителя и объяснить (или повторить) тот или иной раздел темы, или всю тему, или определенный вопрос, или проблему. Важно, чтобы ученики объясняли материал на таком уровне, насколько сами его усвоили. Желательно, чтобы учащиеся отвечали его своими словами, а не книжными формулировками. На вхождение в роль и на обдумывание учащимся дается не более 5 минут. Примечателен тот факт, что обдумывают задание и перевоплощаются в учителя все учащиеся класса, а отвечать пойдет только один (при выборе отвечающего можно использовать жребий). На первых порах внедрения методического приема целесообразно опираться на сильных и артистичных учеников. При работе ученика в роли учителя педагог всегда готов прийти на помощь при возникновении трудностей.

«Ступеньки интеллекта»

После прохождения определенного этапа урока или этапа учебного материала учитель предлагает ученикам составить вопросы по определенной теме, Их количество должно быть не менее 5. Предварительно нужно объяснить учащимся значимость умения составлять и задавать вопросы. Необходимо привести психологическую истину: «Умение правильно формулировать глубокие вопросы есть показатель развитости интеллекта человека». Желательно провести совместные вводные упражнения по формулированию вопросов. Как правило, в классе объявляется конкурс на лучший вопрос по теме. Количество времени на составление вопросов регламентируется учителем.

Оценка результативности работы над вопросами осуществляется по следующим критериям:

· вопросы, отражающие причинно-следственные связи, оцениваются «отлично»:

· вопросы аналитического и сравнительного характера оцениваются «хорошо»;

· вопросы констатирующего характера оцениваются «удовлетворительно» или совсем не оцениваются.

Методический прием положительно зарекомендовал себя в развитии сложных мыслительных операций у школьников, где особый акцент сделан на развитие логики.

Творческая работа

Методический прием используется как одна из форм домашнего задания. Говоря другими словами, творческая работа это есть не что иное, как сочинение на заданную географическую тему, где главную роль играет поиск решения проблемы и раскрытие проблемного вопроса.

Объем творческой работы не ограничивается. При написании работы ученик может пользоваться всевозможными источниками информации, анализируя их и отбирая доказательства в пользу того или иного суждения.

Творческую работу может оценить учитель, а также возможно коллективное оценивание. За хорошо написанные работы ставятся только положительные оценки. Неудачные работы не оцениваются вообще, но непременно заслуживают устного поощрения (за попытку решить проблему).

«Мне это пригодится»

На любом этапе урока учащимся можно задать вопрос: «Где вам может пригодиться изучаемый сейчас на уроке материал?» После чего ученики самостоятельно (индивидуально или в группах) пытаются найти ответ на поставленный вопрос, а потом поочередно перед всем классом доказывают, что изучаемый материал имеет конкретную прикладную или теоретическую ценность.

Ценность данного методического приема в том, что ученики действительно начинают осознавать значимость изучаемого материала.

«Кепка лидера»

Методический прием представляет собой развивающую игру, Для игры необходим какой-либо головной убор (кепка или шляпа) и большое количество жетонов. Смысл игры в том, что каждый ученик, который отвечает, пытается отвечать или просто имеет идею, будет отмечен и оценен. За каждый ответ или попытку ответа ученик получает жетон или два жетона(в зависимости от сложности задания). Жетоны выдаются в течение всего урока, а в конце ученики подсчитывают количество набранных ими жетонов. У кого больше всех жетонов, тот получает 2 «5», кто занял второе место и третье, получают по «5», кто занял четвертое и пятое места, получают «4». Причем победитель получает дополнительный приз_ кепку лидера. Кепка лидера будет принадлежать победителю весь следующий урок, и все будут видеть, что на прошлом уроке он был лучшим. Кепка после очередного урока передается другому ученику, который выиграл лидерскую игру.

«Рекламное бюро»

Класс по желанию учеников делится на «всемирно известные» рекламные компании, названия им придумывают сами учащиеся. Предварительно, за несколько уроков всем компаниям дается одинаковое задание: создать рекламный проспект для изучаемого объекта (географического, биологического, вещества и т.д.) и представить его на суд «мировой общественности» (класса).

Каждая компания обязана при рекламировании использовать наглядный материал (рисунки, схемы, фотографии, высказывания, периодические издания и т.п.). При рекламировании желательно использовать ТСО, в дополнение к ним можно привлечь варианты художественного исполнения (стихи, сценические миниатюры).