Смекни!
smekni.com

Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста средствами театрализованной 3 (стр. 7 из 14)

В него вошел фольклор народов мира, русская и мировая классическая поэзия, стихи современных отечественных и зарубежных авторов.

Надеемся, что широкое использование в нашем детском репертуаре именно поэтических произведений не вызовет негативного отношения со стороны педагогов. По образному выражению известнойоэтессы нашего времени Ирины Токмаковой именно поэзия является для ребенка необходимым «витамином» духовного развития. Она способствует развитию воображения, фантазии, творческому полету малыша, который унесет его из бытовой обыденности в новый прекрасный мир. Ведь в стихах для детей в поэтической форме заключено не только все ближнее и дальнее пространство, но и царят поэтически-магические образы.

Ирина Токмакова пишет: «Эти поэтически-магические образы важны несказанно. Они не всегда осознаются ребенком, да, может быть, и не должны осознаваться, но, проникая в область подсознательного, они готовят ребенка к восприятию поэзии в будущем»[10].

Но предлагаемый нами репертуар не должен ограничивать творчества воспитателей. Поэтому каждый педагог может создать новый репертуар или внести свои изменения в репертуар, предлагаемый нами.

В старшем дошкольном возрасте подходы к развитию детей в театрализованной деятельности меняются. Для развития и эмоционального благополучия детей необходимо, чтобы театрализованная деятельность носила творческий характер, а знания ребенка о жизни, его желания и интересы должны естественно войти в ее содержание. Для этого каждый ребенок должен получить возможность воплотить в своей творческой работе близкое и интересное ему содержание, а педагоги -обеспечить ему свободу действий.

Очевидно, что свобода слова и мысли одинаково нужна как тем, кто обучает, так и тем, кому нужно это услышать. Особенно это важно в художественных сферах деятельности. Б.П.Вышеславцев пишет: «Чуткость к прекрасному дана русскому народу, об этом свидетельствует наша музыка, наша поэзия, и прежде всего Пушкин. Но служение красоте, поклонение красоте, даже восприятие красоты есть свобода, освобождение духа и не терпит никакого насилия, никакого принуждения. Можно принудить к лести, притворству, к подхалимажу, но нельзя принудить к тому, чтобы нравилось то, что не нравится. Подлинное искусство есть всегда «вольное искусство».[11]

К сожалению, эта «поэзия свободы» так глубоко освещенная и осмысленная одним из ярких представителей русской философии, до настоящего времени не вылилась в приемлемые формы, связанные с отбором содержания для обучения и развития детей, форм и методов руководства их деятельностью.

С особой остротой эта проблема возникает в театрализованной деятельности, где перед ребенком стоит сложная задача создания художественного образа.

Известный отечественный режиссер Е.Вахтангов считал, что сценическое искусство возникает только тогда, когда актер принимает за правду то, что он создал своей фантазией. И очевидно, что осуществить это маленькому ребенку гораздо проще не на основе содержания, заданного взрослым, а на основе личного опыта, собственных представлений об окружающей действительности, образов, рожденных его воображением.

Поэтому в работе с детьми старшего дошкольного возраста мы настоятельно рекомендуем педагогам создавать спектакли на основе содержания, придуманного самими детьми.

Искусство педагога будет состоять в том, чтобы побудить детей к этой деятельности и объединить их отдельные предложения в целостный сюжет.

Кроме того, при создании инсценировки или использовании готового художественного произведения для спектакля или кукольного представления важно помнить о том, что дети должны действовать в одинаковых или равноценных ролях, независимо от их способностей, но с правом выбора образа, характера героя. Так, например, в роли лягушат-путешестоенников каждый ребенок может выбрать для своего героя определенные черты характера: у одного лягушонок может быть смелым, а у другого - робким и нерешительным и т.п. Образ куклы-марионетки ребенок также создает сам с помощью цвета одежды и дополнительных атрибутов.

Поэтому мы предлагаем педагогам второй театральный сезон построить на репертуаре, в который, наряду с традиционными постановками, войдут спектакли, содержание для которых придумают сами дети.

Кроме того, в работе с детьми старшего дошкольного возраста мы рекомендуем использовать:

*нсценировки по художественным произведениям, в которых дети исполняют разные роли;

*спектакли на основе содержания, придуманного самими детьми («Новогодняя сказка», «В подарок деду Морозу» и мамам к дню 8 Марта);

*нсценировки с использованием кукол-марионеток и плоскостных фигурок, которые приводятся в движение с помощью папочки, закрепленной в их нижней части.

Но изменения происходят не только в содержании работы с детьми от 4 до 7 лет. Меняется и методика работы с детьми.

Методика работы с детьми 4 – 5 лет.

Во второй половине дня в пятницу педагог напоминает детям, что сегодня у них «театральная пятница» и они могут порадовать родителей новой инсценировкой.

•нтересовываетдетейсодержаниемоэтического произведения, которое будет использоваться для инсценировки, и выразительно исполняет его.

•Интересуется, понравилось ли оно детям или нет. Получив положительную оценку, предлагает разыграть его в ролях перед родителями и повторно выразительно читает его детям.

Работа над ролью.

· Вначале педагог кратко, но достаточно убедительно дает художественное описание того места, где будет происходить действие инсценировки (лес, дом, дорога и т.п.), и вновь выразительно читает поэтическое произведение, привлекая детей к проговаривайте отдельных строк, которые им запомнились.

· Затем анализирует события, которые описаны в поэтическом произведении. Формирует у детей интерес к ним, веру в реальность происходящего и желание участвовать в этом, приняв на себя определенную роль.

· После распределения и принятия ролей, педагог побуждает детей к фантазированию по поводу внешнего вида действующих лиц, их поведения, отношения к другим персонажам и т.п. При этом характеристики могут быть представлены значительно шире тех событий, которые входят в инсценировку. Обсуждение заканчивается выразительным чтением инсценировки педагогом с участием детей.

· Работа над ролью заканчивается подведением детей к необходимости создания неповторимого своеобразия каждого образа, в котором ему предстоит действовать (Какой твой котенок - веселый или грустный, как он выглядит и т.п.?) По мере необходимости педагог представляет в распоряжение детей необходимые материалы для художественного воплощения имеющихся у детей представлений. Так, например, каждый ребенок раскрашивает заготовку маски котенка в соответствии с тем, как он себе это представляет (черный, рыжий или полосатый и т.п.). По окончании работы дети примеряют изготовленные атрибуты и действуют в них в соответствии с текстом инсценировки.

Работа с детьми по ходу инсценировки.

После того, как зрители-родители займут свои места, педагог просит внимания и торжественно объявляет о начале спектакля. Для того чтобы возникло соответствующее настроение можно использовать «живые» звуки музыкальных инструментов (звон колокольчика, сыграть простенькую мелодию на металлофоне, дудочке и т.п.) или включить звукозапись.

Затем педагог называет поэтическое произведение с указанием автора и торжественно представляет действующих лиц, называя каждого ребенка.

Кратко, но достаточно убедительно, используя образные выражения, педагог рассказывает о том месте, где происходит действие инсценировки и дает описание внешности и характера действующих лиц.

Настроив зрителей и актеров на активное восприятие, педагог дает детям сигнал, возвещающий о начале спектакля.

По ходу спектакля недопустимо одергивать детей, делать им всякого рода замечания, указания, корректировать их действия. На сцене и вокруг нее должна царить обстановка, располагающая к преодолению сценического волнения и побуждающая детей к передаче неповторимого своеобразия каждого образа. Но маленькому ребенку очень трудно, преодолев волнение, даже просто выйти на сцену. Поэтому, независимо от того, как он там действовал, малыш должен получить награду.

Наши наблюдения и большой опыт экспериментальной работы показали, что наградой для детей является торжественное представление педагогом каждого ребенка зрителям индивидуально как главного действующего лица данного спектакля. Поэтому важнейшей частью методики работы с детьми является заключительная часть спектакля. Педагог говорит: «В нашем спектакле роли исполняли замечательные, заслуженные артисты нашей группы: Олечка Михнева, ...» и родители должны наградить каждого исполнителя бурными аплодисментами.

Кроме того, каждый раз, по окончании спектакля, педагог должен спросить зрителей о том, не хотели бы они еще раз, «на бис», посмотреть этот спектакль. Повторное исполнение доставляет детям ни с чем несравнимое удовольствие! А родители-зрители должны быть щедрыми и доставить это удовольствие детям!

В зависимости от желания и интереса детей к театрализованной деятельности, с конца декабря или в начале января можно каждую пятницу играть не одну, а две, и даже три, инсценировки. Начинать следует с новой, а для того чтобы дети могли органично перейти к уже знакомым им образам, нужно больше внимания уделять описанию обстановки и настроению героев.

По окончании каждого спектакля весь реквизит и декорации сохраняются и используются детьми в процессе свободной самостоятельной деятельности.

Методика работы с детьми 5 – 6 лет

Дети стали старше и теперь они вполне готовы к волевой регуляции своего поведения, поэтому работа по театрализованной деятельности может строится с ними в два этапа.