Смекни!
smekni.com

Развитие творческих способностей одаренных детей в системе начального образования (стр. 4 из 10)

а) быстрота и точность выполнения умственных операций, обусловленных устойчивостью внимания и прекрасной оперативной памятью.

б) сформированность навыков логического мышления, стремление к рассуждению, обобщению, выделению главного, классификациям.

в)богатство словаря, быстрота и оригинальность словесных ассоциаций

3. Креативность( творческость)

а) особый склад ума

б) установка на творческое выполнение задания

в) развитость творческого мышления и воображения


1.4 Выявление и работа с одарёнными детьми.

Выявление детей с неординарными способностями - это совместная работа школьного психолога и учителя. Существует большое количество психологических тестов для выявления различных видов одарённости:

-психомоторной

-интеллектуальной

-творческой

- в сфере общения

Креативность охватывает совокупность мыслительных и личностных качеств, способствующих становлению способности к творчеству. Это способность порождать необычные идеи, отклоняться в мышлении от традиционных схем, быстро разрешать проблемные ситуации. Проблемы творческого процесса широко разрабатывались в советской психологии. Большой вклад в разработку проблем способностей, одарённости, творческого мышления внесли психологи: Теплов Б.Г, Рубинштейн С.Л, Ананьев Б.Г, Крутецкий В.А, Ковалёв А.Г, Платонов К.К. Зарубежные учёные также глубоко изучали проблему творческого мышления ( Голлах, Коган и др.)

Для своего исследования я использовала батарею тестов для изучения творческого мышления кандидата психологических наук, доцента кафедры психологии Университета педагогического мастерства, г Санкт – Петербурга Елены Туник ( смотри приложение). Тесты проводились как индивидуально, так и в группе ( класс). Для того чтобы избежать беспокойства испытуемых и создать благоприятную психологическую атмосферу, работу с тестами называла занятиями. Занятия проводились в игровой форме.

Тест на творческое мышление – один из множества тестов, предложенных зарубежными и отечественными психологами:

1. Использование предметов (варианты употребления). Оценивается беглость и оригинальность.

2. Перечислить последствия гипотетической ситуации:

Вообрази, если животные и птицы смогут разговаривать на человеческом языке.

3. Выражение - придумать предложение из 4 слов, в котором каждое слово начинается с заданной буквы. (В М С К)

4. Словесная ассоциация - привести как можно больше определений для общеупотребительных слов ( книга).

5. Составление изображений - нарисовать заданные объекты пользуясь определённым набором фигур ( круг, треугольник, прямоугольник, полукруг).

6. Эскизы - на рисунке приводится набор различных фигур, надо превратить это в изображение различных предметов.

7. Спрятанная форма - найти различные фигуры, скрытые в сложном, малоконструированном изображении. Найти как можно больше знакомых предметов в сложном рисунке.

8. Задача со спичками - передвинув определённое количество спичек, получить заданное число квадратов, треугольников или сложить заданную фигуру.

9. Закончи начатую сказку. ( смотри приложения)

Психологом ведётся сложный подсчёт баллов за каждое задание и на этом основании можно судить о творческих способностях ребёнка.

Результаты проведенных тестов сведены в итоговую таблицу.

Было произведено сравнение между средним школьным балом, полученным в конце года и показателями творческости. Можно сделать вывод: ребенок, обладающий большим творческим потенциалом, вероятнее всего будет хорошо учиться, то есть соблюдается достаточное условие. Обратное утверждение неверно ( необходимое условие не выполняется). Хорошие показатели в учебе бывают не только у творческих детей: для достижения успешности в учебе не обязательно наличие творческого потенциала.


Креативные тесты сводная таблица
Фамилия субтест1 субтест2 субтест3а субтест3б субтест4 субтест5 субтест6 субтест7
Б Г О Т1 Б О Т2 Б О Т3 Б Г О Т3 Б Г О Т4 Б О Т5 Б Г О Т6 Б О Т7
1 Бачелюк К 3 6 9 2 2 8 8 9 9 9 6 15
2 Бородин А 4 3 5 12 3 5 8 7 7 10 10 15 24 39 2 6 8 20 42 20 82 14 14
3 Алина В 5 5 10 2 2 9 9 4 4 12 15 27 4 5 9 20 33 15 68 11 11
4 Алена В 4 2 6 1 1 9 9 9 9 11 9 20 2 2 20 36 10 66 13 13
5 Гончарик В 8 10 10 28 6 6 9 5 14 8 8 13 12 25 6 4 10 20 36 10 66 12 12
6 Дейнеко Л 2 2 4 2 2 5 5 3 3 7 9 16 2 2 20 33 53 12 12
7 Демочкин Д 1 1 2 1 1 5 5 5 5 4 6 10 20 36 5 61 10 10
8 Жданова К 2 1 3 1 1 6 6 7 7 4 6 10 4 2 6 20 39 5 64 12 12
9 Захарова К 3 3 6 1 1 4 4 5 5 8 9 17 2 2 20 33 5 58 12 12
10 Кожуховский И 3 3 6 1 1 6 6 9 9 5 3 8 5 5 20 33 10 63 12 12
11 Кучерук Г 2 1 3 4 4 7 7 5 5 7 3 10 5 2 7 20 27 5 53 18 10 28
12 Литягина Я 2 2 4 3 3 8 8 12 12 10 12 5 27 3 2 5 20 27 47 14 14
13 Петрова Н 2 2 10 14 3 5 8 5 5 10 11 11 11 6 17 4 1 5 20 24 15 59 14 5 19
14 Пуйсан А 2 2 4 2 2 8 8 6 6 10 12 22 3 2 5 20 36 5 61 14 14
15 Рахманов В 3 2 5 2 2 4 4 7 7 6 9 15 1 1 14 27 41 10 10
16 Семенов Д 4 2 6 3 3 9 9 14 14 7 9 16 2 2 20 30 50 12 12
17 Сиротинина В 1 1 2 2 2 8 8 4 4 7 9 16 1 1 20 24 44 14 14
18 Сидорова Н 4 2 6 3 5 8 12 12 14 14 13 12 25 1 1 20 33 53 13 13
19 Сякина Т 8 10 5 23 6 5 11 9 5 14 12 12 12 9 21 6 5 11 20 36 56 14 14
20 Терпиловский С 5 2 7 3 3 6 6 11 11 8 9 17 3 3 20 30 50 15 15
21 Хобер К 2 1 3 1 1 7 7 5 5 12 18 30 3 3
22 Юхно С
Б - беглость Г- гибкость О - оригенальность Т - суммарный показатель субтеста

При разработке индивидуальной программы встаёт вопрос о выявлении детей со способностями к литературному творчеству. Учитель, вводящий ребёнка в художественное творчество, должен уметь определить, обладает ли он теми психологическими предпосылками, которые необходимы для создания художественного образа.

О готовности ребёнка к введению в художественное творчество свидетельствуют некоторые качества его игрового поведения, которые могут выступать, как своеобразные индикаторы и вполне доступны наблюдению внимательного взрослого.

Можно выделить пять качеств, важных для дальнейшего художественного развития, они возникают в процессе сюжетно-ролевой игры.

Что же это за качества ?

1. Лёгкость принятия роли в сюжетно-ролевой игре и обращение к выразительным средствам в ролевом поведении ( мимика, пантомимика).

2. Способность придумать, что должно случиться с игровым персонажем, т.е. способность к игровому сюжетосложению.

3. Планирование последующих игровых действий, согласование их с партнёром, что свидетельствует о наличии замысла.

4. Словесное замещение предметных игровых действий.

5. Попытки выразить отношение к игровому персонажу.

Если внимательно наблюдать за игрой детей, можно с помощью этих свойств индикаторов составить себе представление о том, насколько готов ребёнок к творческой работе, к тому, чтобы стать автором. Предпосылки могут никогда не стать способностями, если не помочь ребёнку пересечь границу между игрой и искусством, если не создать определённых педагогических условий.

Педагогу необходимо быть хорошим наблюдателем и психологом для выявления творчески одарённых детей. Существует большое количество форм работы с одарёнными в литературном плане детьми с целью развития их творчества, неординарности мышления, развития их речи.