Смекни!
smekni.com

Развитие речевой моторики у детей шестого года жизни средствами артикуляционной гимнастики (стр. 2 из 11)

Развитие артикуляционного аппарата начинается с самого рождения, но находится на рефлекторном уровне. У ребенка возникает рефлекторный крик, звуки и за счет этого круговая мышца рта напрягается и растягивается, мягкое небо поднимается и опускается. При появлении гуления и смеха становятся активными задняя и средняя части спинки языка. Таким образом, к первому году жизни у ребенка появляются смычки органов артикуляции.

К полутора годам появляется возможность чередовать позиции (смычка – щель). Ребенок способен произносить губно-губные звуки, язычно-задненебные и язычно-зубные. К концу второго года жизни артикуляционный аппарат ребенка готов к простым движениям.

После трех лет ребенок может поднимать кончик языка вверх и напрягать спинку языка, это позволяет появляться свистящим и шипящим.

К 4 -4.5 годам в речи ребенка появляется сонорный вибрант – звук «р». Это звук позднего онтогенеза, для него необходимо чёткое выделение кончика языка, его способность становиться тонким. К пяти годам появляется возможность вибрации кончика языка.

Таким образом, артикуляционная база в онтогенезе постепенно формируется к пяти годам.

У ребенка шестого года жизни совершенствуется связная, монологическая речь. Он может без помощи взрослого передать содержание небольшой сказки, рассказа, мультфильма, описать те или иные события, свидетелем которых он был. В этом возрасте ребенок уже способен самостоятельно раскрыть содержание картинки, если на ней изображены предметы, которые ему хорошо знакомы. Но при составлении рассказа по картинке он еще часто концентрирует свое внимание главным образом на основных деталях, а второстепенные менее важные часто опускает.

В процессе богатой речевой практики ребенок к моменту поступления в школу овладевает также основными грамматическими закономерностями языка. Он правильно строит предложения, грамотно выражает свои мысли в объеме доступных для него понятий. Первые предложения ребенка-дошкольника отличаются упрощенностью грамматических конструкций. Это простые нераспространенные предложения, состоящие только из подлежащего и сказуемого, а иногда лишь из одного слова, которым он выражает, целую ситуацию. Наиболее часто он употребляет слова, обозначающие предметы и действия. Несколько позже в его речи появляются и распространенные предложения, содержащие, кроме подлежащего и сказуемого, определения, обстоятельства. Наряду с формами прямых падежей ребенок употребляет и формы косвенных падежей. Усложняются также грамматические конструкции предложений, появляются придаточные конструкции с союзами потому что, если, когда и т. д. Все это говорит об усложняющихся процессах мышления у ребенка, что находит свое выражение в речи. В этот период у него появляется диалогическая речь, которая часто выражается в разговоре с самим собой в процессе игры.

Таким образом, можно сказать, что фундамент речевого развития ребенка закладывается в дошкольном периоде, поэтому речь в этом возрасте должна являться предметом особой заботы со стороны взрослых.

В школьном возрасте недостатки речи часто мешают успешному обучению. Дети 6-летнего возраста, а тем более 7-летнего, поступающие в школу, обычно правильно произносят все звуки. Однако у некоторых детей этого возраста, а подчас даже более старших, произношение оказывается еще несформированным, и тогда родители должны на это обратить специальное внимание, не дожидаясь естественного преодоления речевого недостатка самим ребенком. Правильное и четкое произношение слов ребенком нужно для того, чтобы его речь была понятной для окружающих людей. Вместе с тем неправильное произношение может мешать пониманию самим ребенком речи других. У соматически ослабленных детей наблюдаются трудности переключения с одной артикуляции на другую, снижение и ухудшение качества артикуляционного движения, снижение времени фиксации артикуляционной формы, снижение качества выполненных движений.

Наиболее ярко моторная недостаточность органов артикуляции и моторики рук проявляется при выполнении сложных двигательных актов, требующих четкого управления движениями, точной работы различных мышечных групп, правильной пространственно-временной организации движения.

Любое нарушение речи, в той или иной степени, может отразиться на деятельности и поведении ребенка. Задача педагогов заключается в том, чтобы помочь ребенку преодолеть нарушение. И чем раньше будет выявлен дефект, тем эффективнее и успешнее будет работа по его преодолению.


1.3 Методы педагогического воздействия в системе коррекционной работы по развитию речевой моторики у старших дошкольников

Педагогическое воздействие осуществляется разнообразными методами: словесными, наглядными и практическими.

К словесным методам относятся рассказ и беседа. Рассказ представляет собой форму обучения, при которой изложение носит описательный характер. Обычно его используют для того, чтобы у ребенка появилось представление о каком-либо явлении или предмете. С помощью рассказа ребенок получает представление о красивой и правильной речи. Рассказ должен побуждать ребенка к дальнейшему общению. На занятиях с дошкольниками рассказ рекомендуется сопровождать иллюстрациями. Перед рассказом обычно проводят предварительную беседу, а после рассказа – итоговую беседу, которая предполагает обмен впечатлениями.

В зависимости от целей и задач беседы бывают предварительными, итоговыми и обобщающими. При предварительной беседе выявляются представления детей, их знания о чем-либо. Итоговая беседа проводится для закрепления полученных умений и навыков. Кроме этих словесных методов также используются словесные приемы: пояснения, показ образца и объяснение. Объяснение и пояснение используются совместно с наглядными и практическими методами, когда педагог показывает и одновременно объясняет упражнения и задания.

К наглядным методам относятся наблюдение, рассматривание картин и рисунков, просмотр кино- и видеофильмов, прослушивание дисков и магнитофонных записей.

К наглядным методам предъявляются некоторые требования: они должны быть хорошо видны, должны поддираться с учетом возраста и индивидуальных особенностей ребенка, их показ должен сопровождаться правильной речью педагога и соответствовать поставленным задачам.

Наглядные методы используются на разных этапах педагогической работы.

При прослушивании и воспроизведении магнитофонных записей и дисков необходимо сопровождать их беседой или пояснением, которые приводит педагог. Диафильмы и кинофильмы используются для автоматизации звуков или для развития связной речи и тоже сопровождаются объяснением педагога.

К практическим методам относятся упражнения, игры и моделирование.

Упражнение представляет собой многочисленные повторения различных заданий. Они успешно применяются при устранении нарушений речи, так как при выполнении упражнений ребенок на практике использует приобретенные умения и навыки. Упражнения должны выполняться систематически. Упражнения бывают подражательно-исполнительские, творческие и конструктивные.

При выполнении первого вида упражнений ребенок повторяет их за педагогом, который показывает ему образец упражнения. Такие упражнения широко применяются в логопедической практике. Педагог вначале показывает ребенку правильное выполнение и просит ребенка повторить его. Постепенно логопед уже не показывает упражнения, а только называет их, а ребенок повторяет.

Конструктивные упражнения широко применяются при коррекции оптической дисграфии, когда ребенок из отдельных элементов складывает буквы.

При использовании упражнений творческого характера ребенок применяет уже сформированные и полученные навыки для новых видов упражнений (например, ребенок должен сам придумать слова с каким-то звуком и т.д.). Успешно применяются различные речевые упражнения, при которых ребенок повторяет за логопедом слоги, слова или предложения. Такие упражнения повсеместно используются при коррекции звукопроизношения.

Другим видом практических методов являются различные игры, где ведущая роль обычно принадлежит педагогу. Он подбирает игры в зависимости от поставленных целей и задач, распределяет роли и организует деятельность детей. При игре воспроизводится какая-либо воображаемая ситуация, которая обыгрывается детьми и педагогом (например, «В поликлинике», «В школе» и т.д.).

В игре могут включаться музыкальные, подвижные и творческие элементы.

Моделирование представляет собой создание различных моделей и последующее их использование в коррекционной работе. Особенно широко применяются графическое моделирование, которое используется при коррекции нарушений письменной речи.

Основным средством развития речевой моторики является артикуляционная гимнастика.

В логопедической практике существуют различные подходы к классификации артикуляционной гимнастики. Первый подход классифицирует артикуляционную гимнастику по активности ребенка при ее выполнении:

а) Пассивная артикуляционная гимнастика.

Данный вид гимнастики предполагает, что активизирует артикуляционные подвижные органы артикуляции не сам ребенок, а педагог. Пассивная гимнастика применяется при детском церебральном параличе, дизартрии, моторной алалии, моторной афазии, т.к. при данных нарушения артикуляционные мышцы имеют ограниченные возможности для произвольных движений. Цель данной гимнастики – стимулирование кинестетических ощущений от движений активных органов артикуляции.

б) Пассивно-активная артикуляционная гимнастика осуществляется на безусловно-рефлекторной основе. Активные движения подвижных органов артикуляции вызываются пищевым раздражителем.

в) Активная артикуляционная гимнастика

Цель гимнастики – это выработка полноценных, точных, плавных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, умение объединять простые движения и сложные, необходимые для правильного произнесения звуков. Упражнения выполняются самим ребенком по образцу.

Второй подход классифицирует артикуляционную гимнастику по направленности на различные группы мышц: упражнения для мышц плечевого пояса; упражнения для мышц шеи; гимнастика жевательно-артикуляционных мышц; упражнения на стимуляцию движений нижней челюсти; гимнастика мышц зева и глотки; упражнения для активизации мышц мягкого неба; упражнения для языка; гимнастика для губ и щек.

Третий подход классифицирует артикуляционную гимнастику по направленности на формирование артикуляционных укладов различных фонетических групп (звуков позднего онтогенеза): для свистящих звуков; для сонорных звуков «л» и «ль»; для сонорных звуков «р» и «рь».

Методика проведения артикуляционной гимнастики

Занятия ведутся по такой схеме: вначале воспитываются грубые, диффузные движения упражнения органов. По мере их усвоения ребенком переходят к выработке более дифференцированных движений в этой же области. Торможение неправильных движений достигается использованием зрительного контроля, а также введением в работу ритма: отдельные движения ограничиваются определенной длительностью и прерываются паузами такой же длительности согласно отбиваемому рукой такту.

Принципом отбора артикуляционных упражнений каждый раз будет служить характер дефекта произношения и целесообразность рекомендуемых движений для правильного произнесения данного звука. Упражнять надо лишь движения, нуждающиеся в исправлении, и только необходимые для воспитуемого звука. Упражнения должны быть целенаправленными: важно не их количество, важны правильный подбор упражнений и качество выполнения.

При отборе материала для артикуляционной гимнастики необходимо соблюдать определенную последовательность – идти от простых упражнений к более сложным. Проводить гимнастику нужно более эмоционально, в игровой форме.

Дозировка количества повторений одного и того же упражнения должна быть строго индивидуальной как для каждого ребенка, так и для каждого данного периода работы с ним. На первых занятиях иногда приходится ограничиваться двукратным выполнением упражнений в связи с повышенной истощаемостью упражняемой мышцы. В дальнейшем доводить количество повторений до 15-20, а при условии коротких перерывов - и более.

Артикуляционную гимнастику обычно выполняют сидя, так как в этом положении у ребенка спина прямая, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном состоянии. Размещать детей надо так, чтобы все они видели лицо педагога. Лицо должно быть хорошо освещено, а губы - ярко окрашены.

Педагог должен следить за качеством выполняемых каждым ребенком движений, в противном случае артикуляционная гимнастика не достигает своей цели.

Работа организуется следующим образом.

1. Педагог рассказывает о предстоящем упражнении, используя игровые приемы.

2. Педагог показывает выполнение упражнения.

3. Упражнение выполняет каждый ребенок по очереди, а педагог проверяет правильность выполнения.

4. Упражнение выполняют все дети одновременно.

Предпосылкой успеха является создание благоприятных условий. Нужно вовлечь ребенка в активный процесс, создать соответствующий эмоциональный настрой, вызвать живой интерес, положительное отношение к занятиям, стремление правильно выполнить упражнения. В зависимости от вида нарушения, от задач и целей занятий, педагог выбирает упражнения, необходимые для работы.

Вывод по I главе