Методы развития музыкальных способностей дошкольников на музыкальных занятиях

Министерство культуры Российской федерации Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Самарская государственная академия культуры и искусств»

Министерство культуры Российской федерации

Федеральное государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Самарская государственная академия культуры и искусств»

Кафедра педагогики и психологии

Тема: «Методы развития музыкальных способностей

дошкольников на музыкальных занятиях»

Студентки группы М-31

Ковалевой Елены Валерьевны

Научный руководитель:

Кандидат педагогических наук, доцент

Новожилова Татьяна Николаевна

Оценка:

Дата:

Самара 2010

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3

Глава I. Теоретическое обоснование проблемы: Методы развития музыкальных способностей.

1.1. Сущность ключевого понятия «музыкальные способности»…………..5

1.2. Психолого-педагогический портрет дошкольника…………………….10

1.3. Методы развития музыкальных способностей…………………………14

Глава II. Практическая часть

2.1. Содержание программ по музыкальному воспитанию дошкольников…19

2.2. Программа по развитию музыкальных способностей..…………………..24

Выводы…..…………………………………………………………………….....26

Приложения……………………………………………………………………...28

Список литературы………………………………………………………………34

Введение.Развитие - естественный процесс всего живого. Закономерное развитие личности подразумевает становление современной личности (смотреть приложение). А современная личность – человек, обладающий потребностью в самосовершенствовании, толерантностью, мобильностью и гражданской активностью. Сегодня актуальность приобретает развитие творческих способностей ребенка, ведь в эти годы закладывается основа, на которую позже будут накладываться знания художественных пристрастий человека, его представлений и вкусов. Особая роль принадлежит музыке. С этим искусством дети соприкасаются с самых первых дней своей жизни. Ранняя эмоциональная реакция позволяет с первых месяцев жизни приобщать детей к музыке, сделать ее активным помощником в воспитании, развитии музыкальных способностей [10, с.3], которое они получают в детском саду - а в последующем и в школе. Развитие музыкальных способностей является одним из средств формирования личности ребенка. Объект: развитие музыкальных способностей. Предмет: методы развития музыкальных способностей. Цель: рассмотреть и изучить музыкальные способности дошкольников и выявить наиболее эффективные методы развития музыкальных способностей дошкольников.

Исходя из цели исследования, были поставлены следующие задачи исследования:

1) На основе теоретического анализа, психологической, педагогической и методической литературы определить ключевые понятия и структурировать их.2) Раскрыть сущность понятия «музыкальные способности».3) Описать возрастной портрет дошкольников (3-7 лет).4) Раскрыть методы развития музыкальных способностей.5) Подобрать соответствующую диагностику, направленную на выявление уровня развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста.

Глава I. Теоретическое обоснование проблемы: Методы развития музыкальных способностей.

1.1 Характеристика музыкальных способностей

Понятие о способностях впервые в науку ввел Платон.
Он впервые наиболее фундаментально разработал теорию творчества. Помимо процесса создания нового, Платоном было замечено особое воздействие искусства на человека, заключающееся в способности вторгаться во внутренний мир человека и не только временно подчинять своему влиянию, но и менять, формировать характер, лепить его душу. Самым проникающим вглубь души видом искусства Платон считал "мистическое искусство" (звучание песен), где ритм и гармония несут благообразие.

Вслед за Платоном анализом философской сущности творчества занимался Аристотель, который под творчеством понимал процесс создания произведения искусства. Попытки философского осмысления человеческих способностей можно найти в трудах философов начала нашей эры Аврелия, Галена, Августина, Фараби, Ибн Сина, Аквинского Ф. Эти попытки древних ученых - понять способности человека - и сегодня представляют собой одну из основополагающих тем философских изысканий.

Дальнейший вклад в учение о способностях сделали западноевропейские философы-материалисты Спиноза, Гельвеции, Дидро. Дидро, Гельвеции в своих теориях провозгласили врожденность способностей и сводили их к задаткам.
Дидро отстаивал теорию наследственных способностей, а Гельвеции защищал теорию приобретенных способностей, отрицающую значение природных предпосылок, считающую способности лишь средой и воспитанием.

Одной из самых сложных и интересных проблем психологии является проблема индивидуальных различий. Трудно назвать хоть одно свойство, качество, черту человека, которое не входило бы в круг этой проблемы.
Психические свойства и качества людей формируются в жизни, в процессе обучения, воспитания, деятельности. При одних и тех же образовательных программах и методах обучения мы видим у всех индивидуальные особенности. И это прекрасно. Потому как люди и интересны тем, что они разные.

Центральным моментом в индивидуальных особенностях человека являются его способности, именно способности определяют становление личности и обусловливают степень яркости ее индивидуальности.

Способности - это природная одаренность, талантливость. Умения, а также возможность производить какие-либо действия [3,с.658].

Способности – индивидуально-педагогические, анатомо-физиологические, конституциональные особенности человека, нейродинамические свойства мозга, определяющие при прочих равных условиях быстроту, основательность, легкость и прочность овладения различными видами деятельности [12,с.85].

Способности не только проявляются в деятельности, но и создаются в этой деятельности. Они всегда являются результатом развития. По самому своему существу способность есть понятие динамическое - существует только в движении, только в развитии.

Развитие – процесс перехода из одного состояния в другое, более совершенное, переход от старого качественного состояния к новому, от простого к сложному, от низшего к высшему [3,с.558].

Различают способности общие, которые проявляются везде или во многих областях знания и деятельности, и специальные, которые проявляются в какой- то одной области.

Специальные способности - это способности к определенной деятельности, которые помогают человеку достигать в ней высоких результатов.

Специальные способности сложились в ходе развития человеческого общества. Развитие специальных способностей является сложным и длительным процессом. Для разных специальных способностей характерно неодинаковое время их выявления. Ранее прочих проявляются дарования в области искусств, и прежде всего в музыке. Установлено, что в возрасте до 5 лет развитие музыкальных способностей происходит наиболее благоприятно, так как именно в это время формируются музыкальный слух и музыкальная память ребенка. Примерами ранней музыкальной одаренности могут служить В.А. Моцарт, обнаруживший незаурядные способности уже в 3 года, Ф.Й. Гайдн - в 4 года, Я.Л.Ф. Мендельсон - в 5 лет, С.С. Прокофьев - в 8 лет! Несколько позже проявляются способности к живописи и скульптуре: у С. Рафаэля – в 8 лет, у Б. Микеланджело - в 13 лет, у А. Дюрера - в 15 лет.

Значительный вклад в разработку общей теории способностей внес наш отечественный ученый Теплов Б.М. Способности, по его мнению, не могут существовать иначе, как в постоянном процессе развития. Способность, которая не развивается, которой на практике человек перестает пользоваться, со временем теряется. Только благодаря постоянным упражнениям, связанным с систематическими занятиями такими сложными видами человеческой деятельности, как музыка, техническое и художественное творчество, математика, спорт и т.п., мы поддерживаем у себя и развиваем дальше соответствующие способности [13, c.375].

Музыкальные способности являются специальными, в результате обучения развиваются, дифференцируются, обеспечивая успешность выполнения музыкальной деятельности.

Музыкальные способности содержат следующие основные компоненты: ладовое чувство; способность к слуховому представлению; музыкально-ритмическое чувство; способность активно переживать музыку; чувствовать эмоциональность ритмов и точно воспроизводить последние

В книге Б.М. Теплова «Психология музыкальных способностей», посвященной музыкальным способностям, предложена оригинальная концепция музыкальности, главным показателем которой Теплов считал эмоциональную отзывчивость на музыку, а к основным способностям отнес те, которые связаны с восприятием и воспроизведением звуковысотного и ритмического движения, - музыкальный слух и чувство ритма. Неосновными компонентами комплекса музыкальности он считает тембровый, динамический, гармонический и абсолютный слух.

Вопрос о структуре музыкальности, который Б.М. Теплов считал одним из самых сложных, остается открытым до сих пор. Сейчас, правда, уже не спорят о том, единое ли свойство музыкальность, или это комплекс способностей [13].

Таким образом, все выше перечисленное еще раз доказывает необходимость развития музыкальных способностей в дошкольном возрасте, поскольку именно этот период является наиболее сензитивным и если не руководить развитием ребенка, то эти спонтанные проявления останутся нереализованными.

1.2 Психологический портрет дошкольника.

Детство (3-7 лет). В этот период ребенок проходит величайший путь в своем индивидуальном развитии от беспомощного существа, не способного к самостоятельной жизни, до вполне адаптированной к природе и обществу детской личности, уже способной взять ответственность за себя, своих близких и сверстников [8,с.442].

В первое десятилетие жизни психика ребенка в своем развитии проходит такое «расстояние», с которым не сравнится ни один последующий возраст.

В период детства интенсивно развивается организм ребенка: росту соответствует созревание нервной системы и мозга, что предопределяет психическое развитие. В этот период ребенок развивается со стороны психических функций, общения воли и чувств. Он начинает осознавать ответственные моменты жизни.

Именно в этот период начинают складываться те глубинные различия между детьми, которые во многом предопределяют будущие сущностные характеристики их индивидуальностей, а, следовательно, и выбор жизненного пути.

Как считает Д.Б. Эльконин, в этот же период у ребенка появляются первые этические инстанции, причем наряду с представлениями о том, что такое «хорошо», и что такое «плохо», получаемые в процессе общения со взрослыми, ребенок приобретает способность вести себя в соответствии с данными представлениями. Это происходит благодаря формирующимся в сюжетно-ролевой игре произвольности поведения и зачаткам рефлексии.

Тренирующаяся в процессе ролевой игры способность вести себя в соответствии с воображаемой ролью дает возможность дошкольнику и в своем реальном поведении подчиняться умозрительной нравственной норме противовес своим непосредственным ситуативным желаниям. Естественно, усвоение моральных норм, и особенно способности подчиняться им, не может протекать без противоречии [8,с.440].

Дошкольный возраст - период, когда закладывается первоначальные способности, обуславливающие возможность приобщения ребенка к различным видам деятельности. Что касается области музыкального развития, то именно здесь встречаются примеры раннего проявления музыкальности, и задача педагога развить музыкальные способности ребенка, ознакомить ребенка с музыкой. Музыка обладает свойством вызывать активные действия ребенка. Он выделяет музыку из всех звуков и сосредотачивает на ней свое внимание. Следовательно, если музыка оказывает такое положительное влияние на ребенка уже в первые годы его жизни, то естественно необходимо использовать ее как средство педагогического воздействия. К тому же музыка предоставляет богатые возможности общения взрослого и ребенка, создает основу для эмоционального контакта между ними.

Содержание музыкального воспитания дошкольника является приобщение его к разным видам музыкальной деятельности, формирование внимания и интереса к музыке. В этот период формируется, прежде всего, восприятие музыки. Оно занимает ведущее место в музыкальном воспитании детей в целом.

Ребенок, подражая взрослому, подпевает отдельные звуки, концы фраз, а затем и несложные песенки и попевки, позже начинается становление собственно певческой деятельности. И здесь задача педагога - стремиться развить у детей певческое звучание, увеличить доступный для этого возраста объем вокально-хоровых навыков. Детей можно подводить к тому, что бы они передавали в пении свое отношение к исполняемому произведению. Например, праздничные песни надо петь бодро, весело, а песню «Кошечка» Ан. Александрова - нежно, ласково.

Чтобы запомнись что-либо, недостаточно пассивного слушания, нужен активный анализ музыки. Наглядные пособия на музыкальных занятиях дошкольников необходимы не только для более полного раскрытия музыкального образа, но и для поддержания внимания. Без наглядных пособий дети очень быстро начинают отвлекаться.

В развитии всех видов музыкальной деятельности детей дошкольников особенно существенно формирование музыкально - сенсорных способностей. Основу этого формирования составляет вслушивание ребенком, различение и воспроизведение им четырех свойств музыкального звука (высоты, длительности, тембра и силы).

Только тогда, когда музыка на занятии перестанет быть звуковым фоном, когда постоянно меняющийся характер, настроение, выраженные в ней, дети будут чувствовать и осознавать, выражать в своей исполнительской и творческой деятельности, приобретенные навыки и умения пойдут на пользу музыкальному развитию.

Это будет способствовать главной задаче музыкального воспитания - развитию эмоциональной отзывчивости, привитию интереса и любви к ней.

1.3 Методы развития музыкальных способностей

Каковы же приемы и методы, которыми располагает музыкант - педагог для того, чтобы воплотить в жизнь эту важнейшую задачу?

Как известно, в педагогике существуют различные подходы к характеристике и классификации методов обучения. Вот наиболее распространенные из них: наглядный, словесный и практические методы.

В музыкальном воспитании детей выделяются следующие виды музыкальной деятельности: восприятие, исполнительства, творчество, музыкально-образовательная деятельность. Все они имеют свои разновидности. Так, восприятие музыки может существовать как самостоятельный вид деятельности, а может предшествовать и сопутствовать остальным видам. Исполнительство и творчество осуществляется в пении, музыкально-ритмических движениях и игре на музыкальных инструментах. Музыкально- образовательная деятельность включает в себя сведения общего характера в музыке как виде искусства, музыкальных жанрах, композиторах, музыкальных инструментах и т.д., а так же специальные знания о способах исполнительства. Каждый вид музыкальной деятельности, имея свои особенности, предполагает овладение детьми теми способами деятельности, без которых она не осуществима, и оказывает специфическое влияние на музыкальное развитие дошкольников. По этому та важно использовать все виды музыкальной деятельности.

Восприятие у ребенка и у взрослого в силу различного музыкального и жизненного опыта не одинаково. Восприятие музыки детьми раннего возраста отличается непроизвольным характером, эмоциональностью. Постепенно, с приобретением некоторого опыта, по мере владения речью, ребенок может воспринимать музыку более осмысленно, соотносить музыкальные звуки с жизненными явлениями, определять характер произведения. У детей старшего дошкольного возраста с обогащением их жизненного опыта, опыта слушания музыки восприятие музыки рождает более разнообразные впечатления.

Различие нюансов музыки развивается у детей начиная с раннего возраста. На каждом возрастном этапе наиболее яркие выразительные средства ребенок различает с помощью тех возможностей, которыми он обладает – движение, слово, игра и т.д. Следовательно, развитие музыкального восприятия должно осуществляться посредством всех видов деятельности. На первое место здесь можно поставить слушание музыки. Прежде чем исполнить песню или танец, ребенок слушает музыку. Получая с детства разнообразные музыкальные впечатления, ребенок привыкает к языку интонаций народной классической и современной музыки, накапливает опыт восприятия музыки, различные по стилю, постигает «интонационный словарь» разных эпох. Знаменитый скрипач С.Стадлер однажды заметил: «Что бы понять прекрасную сказку на японском языке, надо хотя бы немного его знать». Как говорилось выше, усвоение любого языка начинается в раннем детстве. Музыкальный язык не является исключением. Наблюдения свидетельствуют о том, что дети раннего возраста с удовольствием слушают старинную музыку И.С.Баха, А.Вивальди, В.А.Моцарта, Ф.Шуберта и других композиторов – спокойную, бодрую, ласковую, шутливую, радостную. На ритмичную музыку они реагируют непроизвольными движениями. На протяжении всего дошкольного детства круг знакомых интонаций расширяется, закрепляется, выявляются предпочтения, формируются начала музыкального вкуса и музыкальной культуры в целом.

Восприятие музыки осуществляется не только через слушание, но и через музыкальное исполнительство – пение, музыкально-ритмические движения, игру на музыкальных инструментах.

Для формирования музыкально-слуховых представлений важны знания о том, что музыкальные звуки имеют различную высоту, что мелодия складывается из звуков, которые движутся вверх, вниз или повторяются на одной высоте. Развитие чувства ритма нуждается в знании того, что музыкальные звуки имеют различную протяженность – бывают долгими и короткими, что они движутся и их чередование может быть мерным или более активным, что ритм влияет на характер музыки, ее эмоциональную окраску, делает более узнаваемыми различные жанры. Формирование мотивированной оценки музыкальных произведений помимо накопления слухового опыта предполагает определенные знания о музыке, ее видах, композиторах, музыкальных инструментах, средствах музыкальной выразительности, музыкальных жанрах, формах, овладение некоторыми музыкальными терминами (регистр, темп, фраза, часть и т.д.)

Музыкально образовательная деятельность не существует изолированно от других видов. Знания, сведения о музыке даются детям не сами по себе, а в процессе восприятия музыки, исполнительство, творчество, по ходу, к месту. Каждый вид музыкальной деятельности требует определенных знаний. Для развития исполнительства, творчества нужны специальные знания о способах, приемах исполнительства, средствах выразительности. Обучаясь пению, ребята приобретают знания, необходимые для овладения певческими навыками (звукообразование, дыхание, дикция и т.д.). В музыкально-ритмической деятельности дошкольники осваивают различные движения и способы их исполнения, что также требует специальных знаний: о слитности характера музыки и движений, о выразительности игрового образа и его зависимости от характера музыки, от средств музыкальной выразительности (темпа, динамики, акцентов, регистра, пауз). Дети узнают названия танцевальных шагов, усваивают названия танцев, хороводов. Обучаясь на игре на музыкальных инструментах, дети так же получают определенные знания о тембрах, способах, приемах игры на разных инструментах.

Дети проявляют склонности к определенным видам музыкальной деятельности. Важно заметить и развить у каждого ребенка стремление к общению с музыкой в том виде музыкальной деятельности, к которому он проявляет наибольший интерес, в котором его способности реализуются наиболее полно. Это не означает, что остальные виды музыкальной деятельности не должны им осваиваться. Однако нельзя не учитывать положение психологии о ведущих видах деятельности, оказывающих влияние на развитие личности. Если эти ведущие виды деятельности проявились в дошкольном детстве, нужно принимать во внимание особенности каждого ребенка и соответственно им ориентировать процесс музыкального воспитания на развитие именно его способностей, склонностей, интересов. В противном случае, как мы уже отмечали, процесс обучения сводится к «натаскиванию». Если обучение осуществляется без индивидуально - дифференцированного подхода, она перестает быть развивающим.

Глава II. Практическая часть.

2.1. Содержание программ по музыкальному воспитанию дошкольников Программа Н.А.Ветлугиной. В период существования СССР большинство дошкольных учреждений страны работало по программе музыкального воспитания в детском саду Н.А.Ветлугиной. В данный период времени существует множество программ по музыкальному воспитанию дошкольников, руководство каждого дошкольного учреждения имеет возможность остановить свой выбор на той программе, которая кажется ему наиболее приемлемой для музыкального воспитания и развития детей. Кратко рассмотрим программу музыкального воспитания дошкольников Н.А Ветлугиной. Целью программы является развитие у ребенка общей музыкальности. Это достигается через музыкальную деятельность детей. Ветлугина выделяет 4 вида деятельности: восприятие музыки, исполнительство, творчество, музыкально - образовательная деятельность. В программе выделены 3 формы занятий – фронтальные (со всей группой),индивидуальные, небольшими группами. В каждой форме занятий должны присутствовать все виды исполнительства: пение, музыкально-ритмические движения, игра на детских музыкальных инструментах.Сфера основных видов исполнительства расширяется за счёт включения элементов песенного, игрового, танцевального творчества. Главная задача программы - овладение действиями, навыками и умениями в области восприятия музыки, пения, движения и игры на музыкальных инструментах. Репертуар по слушанию музыки в программе Н.А.Ветлугиной строится на произведениях композиторов - классиков. Для более полного восприятия произведения детьми автор рекомендует использовать различные наглядные пособия – литературный текст, условные обозначения, карточки, соответствующие характеру пьесы, движению мелодии. Рекомендуется одно произведение слушать несколько занятий подряд, с каждым прослушиванием акцентируя внимание на форме произведения, средствах выразительности, ритме и т.д. В разделе пение на музыкальных занятиях акцентируется вниманиена использовании попевок - упражнений, многократное повторение которых развивает правильность и чистоту интонирования. Н.А.Ветлугина считает, что для полноценного восприятия музыки необходимо обучать дошкольников пению по нотам. Музыкально-ритмические движения помогают детям наиболее полно воспринять музыкальное произведение, музыкальный образ. Важно на занятиях следить за выразительным исполнением движений. Для занятий ритмикой используется, в основном народная музыка и музыка, написанная для детей советскими композиторами. Для исполнения оркестром Н.А.Ветлугина рекомендует использоватьпроизведения, выученные ранее из программы по пению, слушанию или ритмике. В процессе игры на музыкальных инструментах формируются элементарные навыки исполнительства, через которые ребёнок мог бы выразить своё настроение, своё чувствование музыки.Программа О.П. Радыновой. Эта программа по музыкальному воспитанию дошкольников составлена группой авторов: О.П.Радыновой, А.И.Катинене, М.П.Палавандишвили, под редакцией О.П.Радыновой. Это последователи и ученики Н.А.Ветлугиной, поэтому основные принципы музыкального воспитания детей в этих программах совпадают. «Музыкальное воспитание в детском саду - это организованныйпедагогический процесс, направленный на воспитание музыкальной культуры, развитие музыкальных способностей детей с целью становления творческой личности ребёнка». Всего этого можно достигнуть, считает автор, через развитие восприятия музыки. Получение знаний, умений, навыков не должно являться самоцелью, а должно способствовать формированию предпочтений, интересов, потребностей, вкусов детей, т.е. элементов музыкально-эстетического сознания. Авторы программы считают и доказывают, что в процессе музыкальной деятельности детей (пение, ритмика, слушание, игра на инструментах) формируются и развиваются основные музыкальные способности детей. Программа выстроена таким образом, что все виды музыкальной деятельности детей тесно взаимосвязаны и взаимодополняют друг друга. Так, произведение, которое дети слушали, автор предлагает оркестровать, а что бы лучше прочувствовать музыку, предлагается выучить танцевальные движения, соответствующие характеру музыки. Обучая детей игре на музыкальных инструментах, авторы акцентируютвнимание на том, что важно привить не только навыки игры на инструментах, а научить ребенка чувствовать выразительные возможности каждого инструмента. Авторы вводят в программы такое понятие, как «словарь эмоций», т.е.накопление слов, характеризующих характер, чувства, настроения, переданные в музыке. Прослеживание «чувственной программы» музыкального произведения предполагает умственные операции - сравнение, анализ, синтез. Формирование у ребёнка образного «словаря эмоций»,позволяющего расширить представления о чувствах человека, выраженных в музыке, связать их с жизнью, возможно именно в процессе различных видов музыкальной деятельности. Обязательно использование на занятиях карточек, других музыкально-дидактических пособий, так как у детей преобладает наглядно-образноевосприятие. Занятия делятся на индивидуальные, по подгруппам, фронтальные. Посодержанию занятия могут быть типовые, доминантные, тематические,комплексные. Наглядно это показано на схеме из методики. Программы во многом схожи между собой, но есть в них и отличия. Во второй программе главной задачей является формирование музыкальных предпочтений, интересов, потребностей, вкусов детей, т.е. элементов музыкально-эстетического сознания, а умения и навыки служат средством достижения этой цели. В программе О.П.Радыновой все виды детской музыкальной деятельности тесно взаимосвязаны, у Н.А.Ветлугиной они существуют немного оторвано друг от друга (кроме игры на музыкальных инструментах). С этой точки зрения программа Радыновой, на мой взгляд, более совершенна. Когда ребенок проделывает несколько разных операций с одним произведением (слушает, танцует по него, исполняет на инструменте), оно воспринимается им во всех гранях, следовательно, оставляет след в духовном развитии ребенка. Обе эти программы предполагают наличие и использование музыкально дидактических игр и наглядных пособий в виде карточек, изображающих движение мелодии, ритмический рисунок, настроение музыки, передаваемое цветом (ласковая музыка - желтый цвет, бодрая музыка – красный цвет и т.д.). Программа О.П.Радыновой в отличие от программы Н.А.Ветлугиной не предполагает обучение детей пению по нотам. Возможно, это правильно. Как показывает практика, знание нот не помогает дошкольникам в формировании эстетических вкусов и предпочтений. Также наблюдается разница в форме занятий. Во второй программе форма занятий менее ограничена. У Н.А.Ветлугиной кроме того, что формы занятий ограничены только тремя видами (фронтальные, по подгруппам, индивидуальные), они еще имеют строгую структуру – в одном занятии должны быть использованы все виды музыкальной деятельности детей (пение, движение, игра на инструментах, слушание музыки).

2.2. Программа по развитию музыкальных способностей.

Анализ и изучение учебных программ показало, что развитие музыкальных способностей не является основной целью предложенных программ и, следовательно, в них не отведено достаточного времени на обеспечение должного уровня развития музыкальных способностей.

Основными принципами построения авторского курса развития музыкальных способностей дошкольников явились: рассмотрение проблемы развития музыкальных способностей дошкольников с позиций системного и личностнодеятельностного подхода; согласованность с возможностями учебных дисциплин.

Авторская программа «Развитие»:

Пояснительная записка.

В основу программы легла идея А.В. Запорожца о развитии способностей дошкольников.

Цели программы:

- развитие у детей музыкальных и художественных способностей детей;

- развитие системности, диалектичности мышления;

Задачи программы:

1. создать условия для развития музыкальных способностей дошкольников;

2. овладение детьми действиями, навыками, умениями в области восприятия музыки (пения, движения, игре на детских музыкальных инструментах).

В центре программы - развитие творческого слышания музыки детьми, которое предполагает побуждение детей к проявлениям различных форм творческой активности - музыкальной, музыкально-двигательной, художественной.

Принцип построения программы – тематический. Наличие 6 тем, которые изучаются в течение одного – двух месяцев и повторяются на новом материале в каждой возрастной группе.

1. «Музыкальные инструменты»

2. «Природа и музыка»

3. «Сказка в музыке»

4. «Радость и грусть»

5. «Танец, песня, марш»

6. «Путешествие с любимыми героями»

Ниже приведен конспект музыкального занятия (см. Приложение 2).

Выводы.

Музыкальные способности - это индивидуальные особенности, качества человека, которые определяют успешность выполнения их музыкальной деятельности различного рода.

Детский возраст имеет богатейшие возможности для развития музыкальных способностей. К сожалению, эти возможности с течением времени необратимо утрачиваются, поэтому необходимо, как можно эффективнее использовать их в дошкольном детстве.

Необходимо с раннего возраста создать условия для развития основ музыкальной культуры детей. Одни дети способны достичь высокого уровня музыкального развития, другие, возможно, более скромного. Важно, чтобы с раннего детства дети учились относиться к музыке не только как к средству увеселения, но и как к важному явлению духовной культуре.

Только развивая музыкальные способности, интересы, эмоции, чувства, вкусы детей, можно приобщить их к музыкальной культуре, заложить ее основы.

Дошкольный возраст чрезвычайно важен для последующего овладения человеком музыкальной культурой. Если в процессе музыкальной деятельности будет развито музыкально - эстетическое сознание детей, это не пройдет бесследно для их последующего развития, духовного становления.

Приобретая в процессе музыкальной деятельности определенные знания о музыке, умения и навыки, дети приобщаются к музыкальному искусству. Важно, чтобы это способствовало развитию музыкальных и способностей, формированию основ музыкальной и общей духовной культуры.

Общество заинтересовано в том, сохранить и передать будущим поколениям духовные ценности, в том числе музыкальную культуру. Дети должны развиваться через познания культурного наследия, воспитываться так, чтобы быть способными его приумножать.

Так же важно чтобы педагог-музыкант в детском дошкольном учреждении подготовил музыкальную базу ребенка для дальнейшего его развития, должен со всей серьезностью и ответственностью подойти к урокам музыки в начальных классах, чтобы дети пришедшие из семей и детских садов заинтересовались таким уроком как музыка, чтобы им не было скучно на уроке.

Приложение 1.

· Способности - это природная одаренность, талантливость. Умения, а также возможность производить какие-либо действия.

· Способности – индивидуально-педагогические, анатомо-физиологи-ческие, конституциональные особенности человека, нейродинамические свойства мозга, определяющие при прочих равных условиях быстроту, основательность, легкость и прочность овладения различными видами деятельности.

· Развитие – процесс перехода из одного состояния в другое, более совершенное, переход от старого качественного состояния к новому, от простого к сложному, от низшего к высшему.

· Специальные способности - это способности к определенной деятельности, которые помогают человеку достигать в ней высоких результатов.

· Творчество – созданные материальные или духовные ценности в процессе деятельности.

· Личность — это совокупность выработанных привычек и предпочтений, психический настрой и тонус, социокультурный опыт и приобретённые знания, набор психофизических черт и особенностей человека, его архетип, определяющие повседневное поведение и связь с обществом и природой.

Приложение 2.

Программное содержание:

1. Учить детей ритмично двигаться под музыку, следить за осанкой, положением головы, рук.

2. Развивать умение различать характер музыки, передавать ее настроение звучащими жестами, музыкальными инструментами.

3. Работать над эмоциональным исполнением песен, четкостью произнесения текста.

4. Развивать умение детей играть на детских музыкальных инструментах

5. Развивать музыкальность детей с помощью музицирования.

Методические приемы:

1. Выразительное исполнение музыки взрослыми.

2. Пояснения содержания произведения, песен.

3. Ознакомление детей с музыкальными инструментами.

4. Наглядно-выразительный показ.

Оборудование и материалы:

Музыкальные инструменты:

1. Колокольчики, барабан, маленькие тарелочки, рубель, треугольники, молоточки.

2. “Маракасы”, пластиковые бутылочки.

3. Аудиокассеты, CD с записями песен и танцевальной музыки.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Под плавную музыку дети друг за другом входят в зал (у девочек руки за юбочку, у мальчиков – на поясе).

Музыкальное приветствие.

Музыкальный руководитель: ребята, сейчас мальчики приглашаю девочек, и встаем парами вокруг стульев (елочки). Мы с вами повторим движение, которое называется “переход”. Итак, я вам напоминаю, что идем мы в правую сторону. Переходим к другому партнеру, кружимся с ним один раз и идем дальше. (Дети выполняют движение без музыкального сопровождения и с ним.)

Дети садятся на стулья.

М.Р. ребята сядьте прямо, ноги поставьте ровно, руки положите свободно на колени.

Давайте с вами вспомним песню, которую мы слушали на прошлом занятии (играю отрывок). Как она называется? (Ответы детей)

М.Р. Правильно, “Снежок”. Давайте вспомним, какая она по характеру? (Легкая, светлая, оживленная, зимняя)

М.Р. Ребята, кто вспомнит, как мы с вами озвучивали эту песенку, с помощью чего? (Ответы детей)

М.Р. Правильно, с помощью “звучащих” жестов. А какие “звучащие” жесты вы знаете? (Хлопки, шлепки, щелчки, притопы). Давайте мы с вами озвучим песенку с помощью “звучащих” жестов.

Исполняется песня “Снежок” в сопровождении “звучащих” жестов.

М.Р. А теперь послушайте еще одну песенку про снег (играю отрывок). Как называется эта песня? (Ответы детей) Правильно, “Снежная сказка”. Какая она по характеру? (Снежная, прозрачная, неторопливая, загадочная, сказочная). Как падали эти снежинки? (неторопливо, нежно, плавно, как в сказке.) А эту песенку мы с вами озвучим с помощью музыкальных инструментов (показываю). Как они называются? (Ответы детей.) Правильно, треугольники и “шуршунчики”. “Шуршунчики” – это у нас шумовые инструменты, а треугольник – ударный. (Почему музыкальные инструменты так называются?) Раздаю инструменты.

Исполняется песня “Снежная сказка” муз. В. Лемит в сопровождении музыкальных инструментов (песня исполняется стоя).

М.Р. (даю установку на пение). Сегодня я вас познакомлю с еще одной новогодней песней. А чтобы узнать, о чем эта песня отгадайте загадку:

Из леса принцесса на праздник пришла,
Бусы надела, огнем расцвела. (Елка)

Правильно, песня так и называется “Елочка”.

Исполняется песня “Елочка”

М.Р. Ребята, скажите мне, какая песня по характеру? (Нежная, плавная, напевная, праздничная.) А теперь расскажите о чем эта песня? (О елочке, ей нужен красивый наряд и т.д.)

М.Р. Молодцы, теперь я вам спою эту песню еще раз, а вы мне можете подпевать, кто что запомнил. (Исполняю песню еще раз.)

М.Р. Перед тем как начать пение, что нужно сделать? (Распеться.)

Исполняется распевка “Вьюга” муз. В.Карасевой.

М.Р. Теперь давайте вспомним нашу песню “Горячая пора”. Как мы с вами ее исполняем? (Весело, радостно, задорно, звонко, не затягиваем.)

Исполняется песня “Горячая пора” (1, 2 куплеты, пропеть припев медленно, четко выговаривая слова, затем 1 куплет пропеть под кассету.)

М.Р. Кто мне ответит, что эта за песня (играю отрывок песни “Ледяная гора”). Правильно, песня называется “Ледяная гора”. Давайте вспомним, из чего состоит наша песня, что я играю вначале (вступление), затем идет (куплет), далее, что играю между куплетами (проигрыш) и в конце песни (заключение). А для того, чтобы нам начать пение всем вместе, куда нужно вначале смотреть (на меня). Встали возле стульчиков, плечи расправили.

Исполняется песня “Ледяная гора” муз. В. Рамм

Проводится упражнение для глаз с султанчиками.

М.Р. А теперь мальчики приглашают девочек на танец “Полька”. Возьмите колокольчики.

Исполняется танец “Полька”

М.Р. А теперь пришла пора поиграть нам детвора.

Проводится речевая игра “Вышли мыши” Э. Тютюнниковой

(1 раз – при помощи “звучащих” жестов, 2 раз – при помощи музыкальных инструментов)

Проводится подвижная игра “Зимушка”

После игры дети рассаживаются на колени, проводится релаксационная игра “Солнышко”.

М.Р. Ребята, давайте вспомним, с какой новой песней мы с вами познакомились на занятии (“Елочка”). С помощью чего мы с вами умеем озвучивать песни, игры? (“звучащих” жестов, музыкальных инструментов.)

М.Р. На этом наше музыкальное занятие закончилось, давайте попрощаемся друг с другом.

Музыкальное прощание.

Дети под музыку выходят из зала.

Список литературы:

1. Большая современная энциклопедия. – М., 2005.

2. Психологический словарь. – М., 1997.

3. Ожегов, С.И. Словарь русского языка. – М., 1986.

4. Ветлугина, Музыка в детском саду. – М., 1987.

5. Художественно-педагогический словарь / Н.К.Шабанов, М.С.Тарасова, Т.Д. Пронина. – М., 2005.

6. Скворцова, М.И. В помощь музыкальному руководителю. – М., 1986.

7. Общая педагогика ч1 / В.А.Сластенин, И.Ф.Исаев, Е.Н.Шиянов 2002

8. Мухина, В.С. Возрастная психология / В.С.Мухина. – М: Academia, 1999.

9. Сосновский, Б.А. Психология учебник / Б.А.Сосновский. – М.,2005.

10. Ветлугина, Н. А. Методика музыкального воспитания в детском саду - М., 1982.

11. Халабузарь, Попов, Добровольская. Эстетические, нравственные и музыкальные цели воспитания. – М.,1989.

12. Пидкасистый, П.И. Педагогика, М – 2002.

13. Теплов, Б.М. Психология музыкальных способностей. - М., 1978.

14. Петрушин, В.И. Музыкальная психология. – М., 2006.

15. Немов, Р.М. Психология, том 1 / Р. М. Немов. – М., 2003.

16. Ветлугина, Н.А. Музыкальное развитие ре­бенка. – М., 1968.

17. Волкова, Л.М. Творческие способности детей. – М., 1979.

Похожие материалы

Развитие полифонических музыкальных способностей у учащихся младших классов общеобразовательной школы
Процесс социально-психологической компенсации дефекта зрения у детей развитием музыкальных способностей
Игра на детских музыкальных инструментах как средство развития музыкальных способностей детей до
Психология музыкальных способностей
Роль синтеза искусств на музыкальных занятиях в формировании общей музыкальной культуры дошкольников
Музыкальное воспитание и обучение дошкольников на традициях народной инструментальной культуры
Формирование музыкальных спрособностей вокально-эстрадного пения
Методические рекомендации к аттестации музыкальных работников доу
Анализ влияния инсценирования песен на развитие музыкальных способностей детей
Когнитивное и личностное развитие старших подростков музыкальных школ