Смекни!
smekni.com

Творческие способности (стр. 2 из 7)

Включая в содержание образования наряду со знаниями и умениями опыт творческой деятельности, И.Я. Лернер определя­ет такие черты творческой деятельности:

1) самостоятельный перенос ранее усвоенных знаний в но­вую ситуацию;

2) видение новой функции предмета (объекта);

3) видение проблемы в стандартной ситуации;

4) видение структуры объекта;

5) способность к альтернативным решениям;

6) комбинирование ранее известных способов деятельности с новыми [14, с.56].

И.Я. Лернер утверждает, что творчеству можно учить, но это учение особое, оно не такое, как обычно учат знаниям и умениям. Создавая изображение, ребенок осмысливает качества изоб­ражаемого, запоминает характерные особенности и детали раз­ных предметов и связанные с их передачей действия, продумыва­ет средства передачи образов в рисунке, лепке, аппликации [14, с.56].

Обратимся к работе Б.М. Теплова: "Главное условие, которое надо обеспечить в детском творчестве, — искренность. Без нее все другие достоинства теряют значение" [22, с.148].

Этому условию, естественно, удовлетворяет то творчество, ко­торое возникает у ребенка самостоятельно, исходя из внутренней потребности, без какой-либо преднамеренной педагогической сти­муляции. Но систематическая педагогическая работа, по мнению ученого, не может строиться в расчете лишь на самостоятельно возникающее творчество, которое у многих детей и не наблюда­ется, хотя эти же дети при организованном вовлечении их в худо­жественную деятельность обнаруживают иногда незаурядные твор­ческие способности.

Таким образом, возникает большая педагогическая пробле­ма — поиск таких стимулов к творчеству, которые рождали бы у ребенка подлинное действенное желание "сочинять" [22, с.148].

В процессе рисования, лепки ребенок испытывает разнооб­разные чувства, радуется красивому изображению, любуется им, огорчается, если что-то не получается, старается добиться удов­летворяющего его результата или, наоборот, теряется, опускает руки, отказывается заниматься (в этом случае необходимо чут­кое, внимательное отношение педагога, его помощь). В работе над изображением ребенок приобретает различные знания, уточняются и углубляются его представления об окружающем, он ов­ладевает новыми для него изобразительными навыками и умени­ями, расширяющими его творческие возможности, и учится осоз­нанно их использовать. Все это весьма значимо для его психиче­ского развития, ибо каждый ребенок, создавая изображение того или иного предмета, передает сюжет, включает в него свои чувства, понимание того, как оно должно выглядеть. В этом и заклю­чается изобразительное творчество ребенка дошкольного возра­ста, проявляющееся у него не только тогда, когда он сам приду­мывает тему для своего рисунка, лепки, аппликации, но и тогда, когда создается изображение по заданию педагога, определяя ком­позицию (расположение изображений на листе бумаги), цветовое решение, другие выразительные средства, внося интересные до­полнения и т.п.

Итак, анализ положений о детском творчестве известных ученых Г.В.Лабунской, B.C.Кузина, П.П.Пидкасистого, И.Я.Лернера, Н.П.Сакулиной, Б.М.Теплова, Е.А.Флериной и многолетние исследования проблем детского художест­венного творчества позволили нам сформулировать рабочее оп­ределение детского творчества. Учитывая все, что наработано уче­ными в области творчества, мы будем понимать под художест­венным творчеством детей дошкольного возраста создание ребенком субъективно нового (значимого для ребенка прежде всего) продукта (рисунка, лепки, рассказа, танца, песенки, игры, придуманных ребенком), придумывание к известному новых, ранее не используе­мых деталей, по-новому характеризующих создаваемый образ (в рисунке, рассказе и т.п.), придумывание своего начала, конца, новых действий, характеристик героев и т.п., применение усвоен­ных ранее способов изображения или средств выразительности в но­вой ситуации ("для изображения предметов знакомой формы — на основе овладения мимикой, жестами, вариациями голосов и т.д.), проявление ребенком инициативы во всем, придумывание разных ва­риантов изображения, ситуаций, движений.

Под творчеством мы будем понимать и сам процесс создания образов сказки, рассказа, игры-драматизации, в рисовании и т.п., поиски в процессе деятельности способов, путей решения задачи (изоб­разительной, игровой, музыкальной).

Из предполагаемого нами понимания художественного твор­чества становится очевидным, что для развития творчества детям необходимо приобрести определенные знания, овладеть навыка­ми и умениями, освоить способы деятельности, которыми сами дети без помощи взрослых овладеть не могут, то есть необходимо целенаправленное обучение детей, освоение ими богатого худо­жественного опыта.

Для школьника творческое начало в создании изображения мо­жет проявляться в изменении величины предметов, изображаемых им. Например, дети лепят яблоки, и если кто-то из них, слепив яблоко, затем изображает яблоко поменьше или поболь­ше, то для него это будет творческим решением. Проявлением творчества детей этого возраста можно считать и дополнения изоб­ражения какими-то деталями: например, к выполненному яблоку малыш прикрепляет палочку (черешок), к шарику — веревочку и т.д. Творческий подход к изображению может выразиться в изме­нении цвета: например, нарисовав красное яблоко, ребенок (по своей инициативе) рядом рисует желтое или зеленое.

Дети могут вносить различные дополнения, связанные с те­мой. Например, по заданию педагога рису­ют птицу, кто какую захочет. Закончив изображение, мальчик из раскрытого клюва выводит тонкие волнистые линии: "Птичка по­ет, — объясняет он, — это ее голосок". И здесь мы видим прояв­ление воображения и творчества. По мере овладения изобрази­тельной деятельностью усложняется и творческое решение деть­ми изобразительной задачи. Они с огромным удовольствием передают в рисунках, лепке, аппликациях фантастические образы, изображают сказочных героев, волшебную природу, сказочные дворцы, космическое пространство с летающими кораблями, вы­шедшими в открытый космос людьми и другое.

Положительное отношение взрослых к инициативе и творчест­ву детей — важный стимул развития детского творчества. Поэто­му необходимо отмечать и поощрять творческие находки детей, устраивать в группе детского сада, в зале, вестибюле выставки творчества, широко использовать их в оформлении детского уч­реждения.

Творческая деятельность, результатом которой является создание новых материальных и духовных ценностей. Творчество предполагает наличие у личности способностей, мотивов, знаний и умений, благодаря которым создается продукт, отличающийся новизной, оригинальностью, уникальностью. Изучение этих свойств личности выявило важную роль воображения, интуиции, неосознаваемых компонентов умственной активности, а также потребности личности в самоактуализации, в раскрытии и расширении своих созидательных возможностей.

Отсюда видно, что творчество является важнейшим инструментом интеллектуальной деятельности человека и средством познания детей. Поэтому и возникает необходимость стимулировать и развивать творчество младших школьников.

Л.А. Венгер [4, с.52] в своей классификации выделил следующие способности: интеллектуальные, сенсорные, творческие, познавательные.

Развивая творческие способности младшего школьника, мы тем самым развиваем личность ребенка, т.е. личность умеющего легко разрешать жизненные задачи, получающую удовольствие от своей жизнедеятельности усвоение знаний.

Несмотря на то, что педагоги включают в свою деятельность данные педагогические условия, практика показала, что детей действующих творчески мало.

Тогда возникает проблема дальнейшего поиска педагогических условий формирующих творческие способности младших школьников.

1.2. Формы и методы развития творческих способностей в процессе внеклассной деятельности

В педагогических словарях и энциклопедиях, специаль­ных работах ученых 20-70-х годов чаще всего встречается термин «внеклассная работа». Она рассматривается как ор­ганизованные и целенаправленные занятия
с учащимися, проводимые школой для расширения и углубления знаний, умений, навыков развития индивидуальных способностей учащихся, а также как организация их разумного отдыха [9, с.148].

Внеклассная работа - это составная часть учебно-воспитательной работы школы, которая организуется во внеклассное время органами детского самоуправления при активной помощи и тактичном руково­дстве со стороны педагогов и, прежде всего, классных руко­водителей и вожатых.

В Российской педагогической энциклопедии, изданной в 1993 г., вместо внеклассной работы вводится понятие «внеурочная работа».
Ее основными задачами называются: создание бла­гоприятных условий
для проявления творческих способностей, наличие реальных дел, доступных для детей и имеющих кон­кретный результат, внесение в жизнь ребенка романтики, фан­тазии, элементов игры, оптимистической перспективы
и приподнятости. Внеклассная работа помогает удовлетворять потреб­ность детей и молодежи в неформальном общении [19, с.387].

Совершенно очевидно, что в течение нескольких десятиле­тий произошла не просто смена используемых педагогами тер­минов. Изменилось их содержание. Если прежде внеклассная работа имела обязательную идеологическую направленность и велась преимущественно узким кругом учащихся при выпол­нении остальными роли пассивных участников
и исполните­лей, то во второй половине 80-х годов начался поиск новых подходов к внеурочной работе, ориентированной на личность ребенка
и развитие его творческой активности.