Смекни!
smekni.com

Социальное воспитание личности в коллективе (стр. 3 из 3)

\ Так, видный мыслитель 20 века Э. Фром считал, что социализация индивида начинается с первых проявлений его отношений к себе и другим людям, что приводит, по его мнению, посредствам отношений форм общения к формированию «социального характера». «Социальный характер»,по Э.Фрому-это «Ядро структуры характера,свойственная большинству представителей данной культуры и формирование ….

В результате своих исследований,рассуждений Э.Фром приходит к заключению что структура общества и функции индивида в социальной структуре определяют содержание социального характера. Проблемами роли социальной среды формирования личности в нашей стране занимались Л.П.Буева и С.Кон,Г.Л.Смирнов и другие.В реальной жизнедеятельности индивида не просто адаптировавшиеся к среде но также учатся создавать нечто новое,преобразуя себя и окружающий мир.Об этом говорит в одной из своих работ Л.И.Анциферова,такое понимание социализации «или близкой ему» свойственно психологам А.А.Бадалеву, Л.И.Бажович,И.С. Кон и др. Источником современной теории социализации послужили работы французского ученого социолога Тарда.В основу теории положил принципы подражания, а отношение «учитель-ученик»провозглашено им типовым социальным отношениям. Тард первым попытался описать процесс интернационализации норм через социальное взаимодействие, само подражание Тард возводил как психологическим основанием (желаниям ,биологическим потребностям)так и социальным факторам(престижу, повышению, практическим выгодам). Большой интерес по вопросам социализации представляют работы Парсонса. Он впервые создал теорию социализации, в которой рассмотрены вопросы и вхождения любого человека и индивида в существующую социально экономическую систему на основании общепринятых норм.Он видит эти проблемы следующим образом: в процессе общения с другими людьми человек «вбирает» в себя общие ценности и начинает действовать общезначимыми нормативным стандартом, при чем это следование становится частью его мотивационной структуры его потребности. \

Усвоение ценностей происходит за счёт закладывания в структуре личности норм, которые свойственны семье в целом или её отдельном членам (например, отцу), это убедительно доказывается в эмпирическом исследовании :процент лиц с отклоняющимся поведением выше в тех случаях, когда социализация происходит в условиях семейных конфликтов или неполных семьях – без отца. Поэтому основным законом первичной социализации Парсонс считает семью, где закладывается фундаментальные мотивационные установки личности.

Социализация как процесс осуществляется как в ходе целенаправленного воздействия на человека в системе воспитания, так и под влиянием широкого круга воздействующих факторов .\

В нашу научно-педагогическую литературу одним из первых термин «социализация» ввел видный ученый А.В. Мудрик в работе «Личность школьника и её воспитание в коллективе». В ней 1983 году он писал: «Формирование личности, которая рассматривается рядом педагогов как воспитание в широком смысле слова». В более поздней работе А. В. Мудрик излагает уже системное видение факторов процесса социализации.

Социализация как процесс, складывается из многих факторов воздействия. По его представлениям, их три группы: макрофактор, мезофактор и микрофактор.\

К первой группе микрофакторов он относит: космос, планету, страну и государство. Макрофакторы реально влияют на процесс социализации индивидов, доказательством чего является примерная однотипность роста и развитие детей в разных частях земного шара.\

Космос фактически не изучен как макрофактор и его роль строиться в догадках.

Планета в качестве макрофактора социализации более изучена. Установлено, что условия жизни людей с рождения и до смерти определяется глобальными, политическими процессами, происходящими в ней.

Страна как макрофактор социализации оказывает своё влияние через природно-климатические и географические условия, что культура страны складывается веками и естественно отражается на формирование (социализации) каждой личности (речь, обычаи, традиции, приметы, фольклор, быт…).

Общество воздействует на личность всей своей экономической и социальной структурой, идиологией, культурой.

Государство как фактор социализации признается по причине того, что оно своей политикой, идеологией и социальной практикой, создает определенные условия для жизни людей.

Во вторую группу , по А. В. Мудрику составляют мезофакторы – к ним относят типы поселений (село, город, этнокультурные и исторические условия.\

Проживание формирующейся личности – важнейший фактор её социализации. Так, город по своей структуре более много социален и профессионален в сравнении с деревней, и более информационно мобилен. Личность в городе более автономна в выборе.

На самореализацию индивида в городе, на современном этапе определенное влияние оказывает специфика социально-псхологической ситуации, которая связана с многомиллионной миграцией людей из деревни в город, из одного региона в другой. В результате этого»тон» в городе задают люди, которых Д. Андреев охарактеризовал следующим образом:»Эти несчастные в подавляющем большинстве сами не понимают ужаса своего положения. Утратившие связь с матерью-землей и вознагражденные за это приобщением к мировой культуре, психически искалеченные вечной возней с машинами, эстетически колеблющимся от красот индустриального пейзажа до частушки. Эти люди становятся жертвами одуряющей скуки, как только оказываются наедине с собой. Они, как огня боятся тишины, ибо тишина ставит их лицом к лицу с их душевной опустошенностью. Природа для них мертва, философия смертельна скучна, искусство и литература в самых сниженных своих проявлениях, религия возбуждает в них лишь высокомерную насмешку невежд…