Смекни!
smekni.com

Общение - золото и самое полезное ископаемое Интернет (стр. 2 из 3)

Проблема в том, что рядом с человеком, очарованным (или околдованным, заколдованным) опытом общения с ИНТЕРНЕТ должен быть человек, способный ему этот опыт объяснить, социализировать его, смягчит всевозможные последствия, снять болезненные импульсы, идущие от вселившегося вдруг в сознание и душу психологического хаоса или тупика. Но как раз с этим-то и существует самый острый дефицит. Так, насколько бы не были хороши наши педагогические кадры, но ИНТЕРНЕТ они не знают и даже не признают. А раз так, то чего от них можно ожидать кроме скрыто-открытой враждебности к сети и ее верным мушкетерам- Социальное лекарство против интернет-зависимости, впрочем, давно уже выработано внутри самого "оф-лайн сообщества". Мощным средством возвращения того же ребенка к социальной жизни как и вообще в реальности могут стать всякого рода интернет-клубы, тусовки. Желательно, конечно, патронируемые опытными и психологически грамотными педагогами! - виртуальные романы и смена пола Эта животрепещущая тема в кибержурналистике подается пока чем-то вроде курьеза, социального артефакта, недоразумения. Между тем знаю десятки людей, которые очень серьезно относились и относятся к своим взаимоотношениям в сети. Особенно с противоположным полом.

Из психологических наблюдений и исследований известно, что первоначальной, базовой основой возникновения любовных отношений, романа, являются два важнейших обстоятельства: относительная физическая близость партнеров, а также их внешняя привлекательность друг для друга-. И только затем на алтарь любви бросаются такие факторы как социальный и профессиональный статус будущих любовников, ценностный и жизненные установки, материальные возможности. Космос Интернета как раз таким условиям создания атмосферы индивидуальной близости в значительной степени противоречит. Ну, какая там физическая близость, какие внешние данные-. Поэтому ничего удивительного в том, что на первый план выходят факторы ценностного соответствия, понимания, психологической комфортности собеседника. В литературе уже описаны случаи, когда точные и глубокие реплики партнера по интернетовскому общению, тонкие замечания и неожиданные слова нежности приводили его визави в состояния экстатического восторга, любовного помешательства. Такие случаи особенно возможны, когда реальный опыт личности не очень богат, а возможность его расширения в силу различных причин серьезно затруднена.

Интересны те случаи, когда начавшиеся виртуальные романы переходят на реальную почву.

Очень многие, испытавшие подобное, пишут о своем разочаровании, неожиданно вспыхнувшей обиде на свои иллюзии, на бывшего партнера по общению. Конечно, сами по себе, такие ситуации более чем вероятны. Но и здесь есть свои психологические нюансы, закономерности, требующие от партнеров точно чувствовать ту грань, когда из-за опасности искаженных ожиданий под влиянием избыточного воображения вас могут ждать жестокие разочарования. Если чувство возникает, советуют психологи, нужно как можно быстрее переносить его из "виртуала" в "реал", чтобы не гневить Гименея (или кого там еще?).

Особая тема - смена пола в ИНТЕРНЕТ. Есть данные о том, что к такому приему чаще прибегают мужчины. С одной стороны хочется чего-нибудь остренького, а с другой женщина, ввиду ее пока редкости в ИНТЕРНЕТ, больше привлекает внимание собеседников. Кстати, некоторые из таких "превращенцов" пишут, что были неприятно поражены тем тоном снисходительного покровительства и способами сексуального домогательства, которые сразу же обрушивались на них после виртуальной "операции смены пола" .

Флейм

Чрезвычайно распространенный способ коммуникации в сети, временами просто взрывающий изнутри целые интернет-сообщества. Сам по себе флейм (или, по простому, ругань) явление чрезвычайно естественное для ИНТЕРНЕТ. В самом деле, за подобные проделки в реальной жизни точно можно схлопотать по зубам, а в сети - нет! В сети это почти искусство! Кстати, многие журналисты, пишущие на темы флейма в инет относятся к нему вполне снисходительно, так как вероятно, он в значительно меньшей степени досаждает пользователям чем некоторые другие варианты известного экстремального общения. Такого, например, как спэм.

Есть, что называется, индивидуальная мотивация "пофлеймить", а есть его социальное значение, общественный смысл. Флеймером запросто может стать всякий, которого не удовлетворяет собственный статус в интернет-сообществе, поведение партнеров по общению, скука "разливанная", которая временами возникает на тех или иных почивающих на лаврах прошлых побед серверах. Со временем, флеймующий человек может воспринимать флейм как некоторую собственную ценность, элемент индивидуального имиджа и самопрезентации в сети. НО В ЦЕЛОМ, склонность флеймить не является окончательным диагнозом патопсихологических отклонений личности. Флейм явный признак маргинальности, чуждости того или иного сообщества или собеседника человеку. В то же время флейм признак изменений происходящих в тусовке. Опытные модераторы знают, что их подопечные особенно активно флеймят в двух случаях. В первом, когда тусовка только- только собирается и социальные роли и нормы коммуникации лишь начинают проигрываются и кристализоваться в некое подобие социальной структуры. И во - втором, когда тусовка находится на грани разложения или развала. Еще одна причина значительного увеличения консистенции "флейма" в сети - появление новой неординарной личности, которая заставляет вдруг всхолыхнуться все окружающее "болото" до этого лишь лениво и без движения переругивающееся и лишь внешне изображающее какую-либо интеллектуальную активность.

Реальные последствия флейма иногда, все-таки, могут быть тяжелы для личности. Знаю случай, когда руководитель провайдер - узла просто уволил за флейм своего молодого сотрудника, умудрившегося буквально за неделю превратить внешне респектабельный сервер в аналог взбунтовавшегося подросткового туалета.

Спэм

Вот это - чрезвычайно неприятный и досаждающий всем феномен общения в сети, заключающийся в несанкционированной получателем рассылки (иногда рекламной, иногда откровенно вредительской) корреспонденции в сети. Основная претензия к спаму - он перегружает трафик за который пользователь платит деньги, а также просто дезорганизует нормальную деловую активность получателя.

Глубинная психологическая составляющая мотивации спама очевидна - в современном мире порой очень тяжело достучаться до окружающих, заставить их обратить на себя внимание.

Хотя нередко желание признания (в том числе и экономической ценности продукции и услуг отправителя) переходит в элементарное хулиганство, желание во чтобы то не стало досадить человеку или организации, вывести их из равновесия. Один предприниматель рассказывал мне, что его электронную почту где-то в течении трех дней подряд непрерывно апелляции к провайдерам ни к чему не привели. Те хулигана не отыскали, зато предложили радоваться тому обстоятельству, что его фирму для своих атак выбрал такой знаменитый и почитаемый в киберкругах человек-. Вот спасибочки-.

Чатовский треп

Чаты относятся к самым популярным формам общения в сети и, кстати, наиболее часто получают внимание исследователей ИНТЕРНЕТ. Они то, а точнее их наблюдения заставляют и нас, достаточно снисходительно и даже с раздражением относящихся к бесконечному трепу своих детей (по 18 часов в сутки в сети!!!), внимательно присмотреться к этому феномену.

В чате, как известно, могут общаться сразу несколько десятков (или даже сотен) человек.

Временные, технические и чисто психофизиологические ограничения заставляют собеседников, для того, чтобы полнее раскрыть свои мысли и состояния друг перед другом, обращаться к так называемым фатическим, архетепическим формам общения, которые, как утверждают специалисты по коммуникациям, свойственны были еще древним людям, которые в краткой наскальной форме пытались передать своим сородичам какие-то важные для тех сообщения. Действительно, чем отличается какое-нибудь Y2K от изображения поднятой на копье змеи. И то, и другое изображение, хоть и относятся они к разным эпохам, непосвященный все равно не поймет.

Этот шифрованный язык накладывается на сам игровой, карнавальный, фольклорный характер, свойственный чатовскому общению. Каждый тусующийся там свободен в способах своего самовыражения как, например, участник бразильского карнавала. В чате, как и в карнавале, отклонение от нормы социального поведения, противопоставление себя норме, есть НОРМА поведения. Несомненно - чатовская субкультура есть самый мощный, массовый и дерзкий вызов ИНТЕРНЕТ инертной и обюрокраченной культуре реального мира. Участник чата играет, творит себя и окружающих, придумывает (или транслирует) особый язык общения и ситуации, у которых никогда не будет одного автора. И, естественно, раз наши подростки просто толпами лезут в чаты, то это только говорит о том, что это ИМ НАДО. Это надо развивающейся личностной ментальности детей. Замечено, что на каком-то этапе публичное общение в чатах перестает удовлетворять взрослеющего человека и он переходит к более индивидуальным и утонченным сервисам ИНТЕРНЕТ. Таким, например, как ISQ.

Групповые сетевые игры и брэйнсторминг

Засасывающий характер игр, поглощающий все личность целиком известен давно. Уж на что увлекают игроков разного рода логические игрушки, но когда игры носят характер групповых, их эмоциональный накал достигает апогея. Ведь сказал кто-то из Великих (а может и не очень великих): "Малые группы - это как электрические пробки!". Первоначально, как известно, в среде компьютерных игроков преобладали игры по электронной почте, типа MUDа. В силу своей специфики на них накладывался определенный отпечаток повышенного интеллектуализма, утонченности, даже аристократизма. Ведь только подумать, сотни людей в разных концах земного шара, творили целый и абсолютно новый мир, наделяя его флюидами собственного воображения и фантазии. Сейчас, хотя не берусь утверждать на все сто процентов, в интернетовской сети начинают доминировать зубодробильные игры типа "Quake", а игроков-интеллектуалов начинают замещать прыщеватые парни из ПТУ. Острые, динамичные, с "кровавыми мальчиками в глазах", эта игры полностью заполняют пространство в сознании играющих в них молодых людей. Более того, на многочисленных серверах создается и искусственно подогревается культ этой игры и соответствующая ему субкультура играющих и, естественно, живущих этой игрой молодых людей. Активно поддерживаются всякие турниры, рейтингование, кланы: сколько убил ты, сколько тебя убили, сколько раз ты сам себя отправил на тот свет! Создается особый словарный жаргон.