Смекни!
smekni.com

Формирование грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР (стр. 2 из 7)

Второе направление – выявление существенных звеньев механизма овладения детьми грамматическим строем, развитие понимания грамматических форм, формирование грамматических обобщений, их абстрагирование и перенос на новые области действительности. В этом направлении работали д. Б. Эльконин, С.Л. Рубинштейн, Ф.А. Сохин, М. И. Попова, А. В. Запорожец, В. И.Ядэшко. Исследования показали, что наиболее благоприятна ситуация, при которой правильное использование грамматической формы, точность ее звукового облика обретает в деятельности сигнальное значение. Игровую и практическую деятельность следует организовать так, чтобы успех этой деятельности зависел от правильности ориентировки в звуковой стороне слова.

Третье направление связано с выявлением педагогических условий формирования механизма грамматического структурирования в сфере синтаксиса и словообразования (М. С. Лаврик, Э. А. Федеравичене, Н. Ф. Виноградова, Г. И. Николайчук, А. Г. Тамбовцева-Арушанова). Исследования позволили определить особенности формирования грамматического компонента языковой способности в разные периоды детства, влияние разной организации условий игровой и речевой деятельности на активизацию синтаксических конструкций[22].

У ряда научных дисциплин детская речь вызвала большой интерес.

Психология не только использует анализ разнообразных явлений детской речи в разделе, посвященном языку, но также широко привлекает их в других отделах, связанных с изучением мышления и его формирования.

Исключительная важность изучения детской речи для педагогики вытекает из того, что язык является не только одним из основных предметов школьного курса, но и средством самого преподавания. Уровень развития детской речи сильнейшим образом отражается на всем характере преподавания. Недаром крупнейшие деятели педагогики, например Ушинский, отводили родному языку и его развитию такое большое место в педагогической теории и практике.

Кроме того, такой специфический вопрос, как исправление недостатков детской речи, также опирается на знание общих закономерностей развития языка в детском возрасте.

Значение детской речи для лингвистики определяется, прежде всего тем, что усвоение языка в детском возрасте является самым естественным и всеобщим способом приобщения новых поколений к своему национальному коллективу, объединенному одним языком. Как известно, язык не передается по наследству, и в этом сказывается его социальная (а не биологическая) сущность. Каждый новый член национальной группы усваивает ее национальный язык или один из ее диалектов, благодаря длительному и интенсивному общению с представителями этого языка или диалекта. Это усвоение – сложный процесс, проходящий ряд стадий, начиная со смутных зачатков использования отдельных языковых явлений до полного овладения языком. Обычно усвоение языка осуществляется в детском возрасте. При этом дети, находящиеся в атмосфере известного языка, беспрестанно побуждаемые к его использованию разнообразными потребностями, удовлетворению которых помогают взрослые, включаясь все более и более в общение со всеми окружающими их лицами, усваивают систему языка во всей ее сложности, со всем богатством выразительных средств для передачи выработанных народом значений. Усвоенный с детства язык и является родным языком. Понятие «родного языка указывает не только на вполне свободное (лишенное всяческих затруднений, возникающих при использовании позже усваиваемого второго языка) употребление языка, но также на исключительное совершенство и прочность усвоения его системы. Как это подтверждают общераспространенные наблюдения, лица, усваивающие новый язык в зрелом возрасте, несмотря на большие усилия, обычно овладевают этим языком далеко не с такой полнотой, как дети, усваивающие родной язык. Даже у лиц, живущих в среде, говорящей на усваиваемом ими языке, остаются многочисленные изъяны во всех областях языка (лексика, синтаксис, морфология, фонетика). Поэтому при изучении любого языка в его «естественном» состоянии, когда он функционирует в качестве орудия общения во всех сферах жизни, лингвистика, чтобы раскрыть все своеобразие его системы, в первую очередь черпает материал из наблюдений над теми представителями этого языка, у которых он является родным с детского возраста.

Таким образом, усвоение языка в детском возрасте под воздействием окружающей ребенка среды составляет существенную и всеобщую стадию в приобщении индивидов к родному языку, обеспечивающую единство языка той или другой нации и его преемственность при смене генераций. Отсюда вытекает естественность интереса к этому этапу формирования языка в детском возрасте. Кроме того, детальное освещение того, каким путем формируются у детей разные элементы русского языка, не может не служить важным дополнением к изучению последних в том сложившемся виде, какой они имеют в русском языке, и проливает свет на их структуру и функционирование[6].

По данным Д.Б. Эльконина рост словаря, как и усвоение грамматического строя, находятся в зависимости от условий жизни и воспитания. Индивидуальные вариации здесь более велики, чем в какой-либо другой сфере психического развития:

в исследованиях В. Штерна дети пяти лет имеют запас слов – 2200, а дети шести лет – 2500–3000 слов.

в исследованиях Смита дети пяти лет имеют число слов 2072, прирост слов – 202, дети пяти-шести лет – 2289 с приростом слов в 217, дети шести лет – 2589 с приростом слов в 273[1].

Словарный состав представляет лишь строительный материал, который только при сочетании слов в предложении по законам грамматики родного языка может служить целям общения и познания действительности.

На основании тщательно проведенного изучения формирования грамматического строя русского языка А.Н. Гвоздев характеризует дошкольный период (от трех до семи лет) как период усвоения морфологической системы русского языка, характеризующийся усвоением типов склонений и спряжений[13].

К.И. Чуковский подчеркивает, что в период от двух до пяти лет ребенок обладает необычайным чутьем языка и что именно оно и связанная с этим умственная работа ребенка над языком создают основу столь интенсивно идущего процесса. Происходит активный процесс усвоения родного языка. "Без такого повышенного чутья к фонетике и морфологии слова один голый подражательный инстинкт был бы совершенно бессилен и не мог бы привести бессловесных младенцев к полному обладанию родным языком".

А.Н. Гвоздев также отмечает особую языковую одаренность детей дошкольного возраста. Ребенок конструирует формы, свободно оперируя значимыми элементами, исходя из их значений. Еще больше самостоятельности требуется при создании новых слов, так как в этих случаях создается новое значение; для этого требуется разносторонняя наблюдательность, умение выделять известные предметы и явления, находить их характерные черты.

Наиболее рельефно детские образования по аналогии, носящие по внешнему своему виду характер словотворчества, выражены при усвоении ребенком словообразовательных суффиксов.

По данным А.Н. Гвоздева, до трех лет отмечается усвоение только суффиксов уменьшительности, ласкательности, уничижительности и увеличительности. Усвоение всех остальных суффиксов происходит после трех лет и растягивается на весь дошкольный возраст. Так, после трех лет усваиваются: суффикс для обозначения женского пола, суффиксы действующего лица, суффиксы отвлеченного действия, суффиксы для обозначения детенышей, суффикс для обозначения собирательности. Необходимо отметить, что усвоение суффиксов определенной категории происходит не сразу, а растягивается на довольно длительный период. Например, суффиксы действующего лица "-тель" (3 года 9 месяцев), "-арь", "-ун" (5 лет – 5 лет 6 месяцев), "-ух", "-х", "-к", "-ач" (6 лет – 6 лет 6 месяцев); или суффиксы для обозначения детенышей "-ат" (5 лет – 5 лет 6 месяцев), "-енчик", "-ята" (5 лет 6 месяцев – 6 лет), "-онак", "-енак" (6 лет – 6 лет 6 месяцев). Важно не только то, что в дошкольном возрасте происходит овладение словообразованием посредством суффиксов, но и чрезвычайная легкость такого словообразования.

Таким образом, самостоятельное словообразование детей выдвигается как доказательство наличия особого "языкового чутья", присущего ребенку дошкольного возраста. Факт словотворчества должен быть понят как проявление, как симптом овладения ребенком языковой действительностью.

Основой, на которой строится усвоение языка, является ориентировка на звуковую форму слова. А.Н. Гвоздев отмечает появление на пятом году жизни ребенка первых попыток осмыслить значения слов и дать им этимологическое объяснение. Он указывает, что эти попытки производятся ребенком на основе сопоставления одних слов с другими созвучными словами. Это приводит к ошибочным сближениям. Например, слово "город" сближается со словом "горы". То есть, смысловое истолкование следует за звуковым сопоставлением. Достаточная осмысленность речи появляется только в процессе специального обучения.

А.В. Захарова установила, что на протяжении дошкольного возраста значительно увеличивается количество отношений, выражаемых каждым падежом[18]. Прогресс заключается в том, что в речи при помощи падежных форм выражаются все новые виды объективных отношений разнообразными способами. У старших дошкольников временные отношения, например, начинают выражаться формами родительного и дательного падежа.