Смекни!
smekni.com

Развитие грамматического строя речи у детей 5-6 года жизни (стр. 2 из 8)

Л. В. Щерба ввел в прикладную лингвистику понятие «отрицательного языкового материала» как такого речевого высказывания, которое не понимается или понимается с трудом, а потому не достигает своей цели. По его мнению, ребенок вначале производит отрицательный языковой материал, но достаточно быстро «научается» правильно просить что-нибудь, так как его непонятные просьбы не выполняются. Щерба Л.В. Языковая система и речевая деятельность. - Л.: Наука, 1974.

Овладение синтаксисом в ходе «речевого онтогенеза» неразрывно связано и с овладением ребенком интонацией (как универсальным знаком речевой деятельности) — совокупностью компонентов речи, в которую входят мелодика, ритм, темп, интенсивность, акцентное выделение слов, тембр, высота тона, паузация и др. Эти элементы фонетически и семантически «организуют» речь и являются средством выражения различных, в том числе синтаксических, значений. Кроме того, они обеспечивают словам экспрессивную, эмоциональную окраску. Способность правильно использовать интонационные средства, с помощью которых можно передавать как основную, так и дополнительную информацию, также является показателем языкового развития ребенка. Развитие синтаксиса детской речи связано с включенностью ребенка в общение с взрослыми, которое обусловлено возможностью удовлетворения потребностей ребенка. Именно это и стимулирует, прежде всего, развитие речевой деятельности детей.

Глухов В.П.

Основы психолингвистики: учеб. пособие для студентов педвузов. — М.: ACT: Астрель, 2005. — 351,[1] с, — (Высшая школа).

Так, мы можем говорить о том, что лингвистическую основу составляет учение о языке, как знаковой системе. Невозможно обучить речи и языку, не учитывая его специфики. Следовательно, процесс обучения должен основываться на понимании сущности языковых явлений.

Важную роль в разработке теоретических основ методики развития речи принадлежит смежным наукам, к ним относится, в том числе и психология.

Рассмотрим проблему развития грамматического строя речи с точки зрения исследователей- психологов.

Закономерности усвоения грамматической стороны речи раскрыты известным лингвистом А.Н. Гвоздевым.

Гвоздев А. Н. Вопросы изучения детской речи. – М., 1961

Ребенок усваивает грамматическую систему родного языка уже к трем годам во всех ее наиболее типичных проявлениях.

Усвоение ребенком грамматического строя речи происходит в виде усвоения грамматических категорий, которые характеризуются наличием значения. Время и последовательность усвоения отдельных категорий зависят от характера их значений. У детей вызывает затруднение усвоение тех форм, конкретное значение которых не связано логикой детской мысли, т.е. то, что не ясно по значению.

Раньше всего ребенок усваивает число существительных (1 год 10 месяцев), а также разницу между уменьшительными и неуменьшительными существительными. Рано усваивают дети повелительную форму, так как она выражает различные желания, имеющие для ребенка большое значение. Сложнее усваиваются падежи, времена и лица глаголов. Поздно

(два года 10 месяцев) усваивается условное наклонение, так как оно выражает что-то предполагаемое, а не реально существующее. Исключительно сложным и длительным оказывается усвоение категорий рода. Род усваивается не путем механического запоминания, а связывается с морфологической структурой существительного.

А.Н. Гвоздев отмечал, что три основные части русского языка представляют различные трудности: в отношении существительных наиболее трудно усвоение окончаний, в отношении глаголов – овладение основами, в отношении прилагательных – словообразование (сравнительная степень). А.Н. Гвоздевым раскрыта следующая закономерность: в усвоении грамматического строя наблюдается определенная последовательность: сначала усваивается все наиболее типичное, рядовое, все продуктивные формы в области словообразования и словоизменения (падежные окончания имен существительных, формы изменения глаголов по лицам, временам). Все единичное, исключительное, нарушающее нормы этой системы, нередко подвергается вытеснению в речи ребенка. Постепенно путем подражания речи окружающих образцы перенимаются в целом виде. Единичные, стоящие особняком слова усваиваются уже в школьном возрасте.

А.Н. Гвоздев наметил основные периоды в формировании грамматического строя русского языка.

Первый период – период предложений, состоящих из аморфных слов – корней, которые употребляются в одном неизменном виде во всех случаях, когда они используются (от 1 года 3 месяцев до 1 год 10 месяцев).

Второй период – период усвоения грамматической структуры предложения, связанный с формированием грамматических категорий и их внешнего выражения (от 1 года 10 месяцев до 3 лет).

Третий период – период усвоения морфологической системы русского языка, характеризующийся усвоением типов склонений и спряжений (от 3 до 7 лет). В этот период все в большей мере усваиваются все единичные, стоящие особняком формы. Раньше усваивается система окончаний, позже – система чередований в основах.

Усвоение морфологической системы русского языка происходит на основе развития у детей ориентировки в звуковой форме слов. Особенно отчетливо это выражено у старших дошкольников.

Для выработки ориентировки важна деятельность ребенка со словами, однако простое накопление опыта не всегда приводит к положительному результату. Простое многократное повторение нужной формы трудоемко и непродуктивно, у детей не возникает ориентировка на форму, так как их деятельность со словом не организована.

При усвоении грамматического строя языка дошкольник проходит путь от ориентировки на звуковую сторону морфем к ориентировке на отдельные фонематические признаки. Культура фонематического слуха занимает в этом процессе одно из ведущих мест.

Вопросами развития грамматического строя речи занимался Ф.А. Сохин.

Говоря о формировании языковых обобщений, он отмечал, что речь детей развивается, прежде всего, на основе подражания речи взрослых, заимствования и воспроизведения образцов их речи. Но в этом овладении речью существенную роль играют явно «неподражательные» элементы психологического механизма речевого развития – обобщение языковых и речевых явлений.

Формирование языковых обобщений в процессе развития речи начинается рано, и именно они составляют ядро психологического механизма усвоения языка, а не простое подражание взрослым.

Усвоение грамматики связано с когнитивным развитием ребенка, поскольку формирование языковых обобщений в речи предполагает работу мышления. Процессы анализа, синтеза, абстракции и обобщения приводят к усвоению лексических и грамматических значений.

Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателя дет. сада. / Под ред. Ф.А. Сохина. — 2-е изд., испр. — М.: Просвещение, 1979. — 223 с, ил., 4 л. ил.

Ф.А. Сохиным было проведено исследование по овладению ребенком грамматического строя языка, в результате которого были сделаны выводы, что на ранних этапах речевого развития понимание грамматически оформленного высказывания регулируется неграмматическими моментами. Языковой показатель объективного отношения не является для ребенка значимым элементом фразы и в процессе понимания фразы ребенком опирается на логику предметного отношения; в активной речи детей характерным является опускание предлога, смешение падежей, при отсутствии в речи ребенка грамматических средств выражения объективного отношения оно обозначается с помощью средств лексики, это показывает, что овладение грамматическими средствами определяется необходимостью выражения и понимания мыслей без опоры на предметную ситуацию в конкретных условиях речевого общения.

Сохин Ф.А. Начальный этап овладения ребенком грамматическим строем языка: Автореф. дис.... канд.пед.наук. - М., 1955.- 15 с.

Связь речи и мышления в своих работах отразил Л.С. Выготский. Он характеризует понятия «внутренняя речь» и «внешняя речь». Как показывают исследования Выготского, внутренняя (смысловая, семантическая) и внешняя(звучащая, физическая) стороны речи образуют единство, но имеют особые законы. Путем предположений о развитии речи ребенка и сделанных в ходе экспериментов выводов, Выготский говорит о том, что смысловая сторона развивается от целого к части, от предложения к слову, а внешняя идет от части к целому, от слова к предложению.

Грамматика, как отмечал Выготский, в развитии ребенка идет впереди его логики. Ребенок, который правильно употребляет союзы, выражающие зависимости, в спонтанной речи и в соответствующей ситуации не осознает смысловой стороны этих союзов и не умеет произвольно пользоваться ею. Это значит, что движение семантической и физической стороны слова в овладении сложными синтаксическими структурами не совпадает в развитии.

Таким образом, несовпадение грамматики и логики в развитии детской речи не только не исключает их единства, но, напротив, только оно и делает возможным это внутреннее единство значения и слова, выражающего сложные логические отношения.

Выготский Л.С. Мышление и речь. Изд. 5, испр. — М.: Лабиринт, 1999. — 352 с.

А.А. Леонтьев задавался вопросом, зачем нужно учить русскому языку? И, с точки зрения психологии объяснял это тем, что обучение русскому языку соотносит объективные факты языка с известными способностями ребенка, обеспечивает их развитие.