Смекни!
smekni.com

Отражение сюжетов кукольного театра в рисунках детей старшего дошкольного возраста (стр. 6 из 13)

Таблица 4

Название спектакля

Исполнители ролей

Методы обучения сюжетному рисунку

1

"Сказка о рыбаке и рыбке"

воспитатели

Чтение сказки. Показ спектакля. Беседа с детьми о персонажах сказки. При-думывание собственного продолжения сказки. Расс-матривание иллюстраций В.Конашевича к этой сказ-ке. Рисование иллюстраций

2

"Куобах кутуруга суох буолбута"

дети

Чтение сказки. Распределе-ние ролей. Обучение актер-скому исполнительству. Беседа с детьми о персо-нажах сказки. Рассматрива-ние иллюстраций художни-ков Ю.Васнецова, Е.Чару-шина. Рисование сказки

3

"Красная шапочка"

дети

Распределение ролей. Обу-чение актерскому исполни-тельству. Беседа с детьми о персонажах сказки. Иссле-дование руками игрушек.

4

"Колобок"

дети

Изготовление игрушек вместе с детьми. Распреде-ление ролей. Подготовка. Показ спектакля. Беседа с детьми о композиции ри-сунка, выборе цвета и т. д.

Остановимся на ход методической работы по каждому спектаклю.

Произведение А.С.Пушкина "Сказка о рыбаке и рыбке" выбрано неслучайно. В связи с 200-летним юбилеем великого русского поэта весь учебный год проводились различные мероприятия (конкурс на лучшее чтение стихов, пушкинский бал, конкурс рисунков по произведениям, книжная выставка и т.д.). По нашему мнению, эта сказка более близка к восприятию ребенком: старик три раза приходит к морю. И каждый раз оно разное: в первом случае- спокойное, во втором – волнующее, в третьем – беспокойное. Старуха с каждым разом становится гневной, сварливей. эти контрастные решения характера сказки оставляют в сознании каждого ребенка неизглазимое впечатление и помогают в выборе сюжета.

После показа в беседе с детьми мы пытались выяснить, настолько они поняли ход сказки, различия между персонажами (стариком и старухой), а также предлагали сами придумать собственный финал сказки.

Вопросы беседы:

1. Каким было море в первый раз, когда к нему пришел старик?

2. Каким было оно во второй раз?

3. В третий?

4. Пожалел ли ты старика?

5. Жалко ли старуху?

6. Как, по твоему мнению, может завершиться эта сказка?

7. Что бы ты попросил у золотой рыбки?

Наиболее характерные ответы приводим в таблице 5.

Таблица 5

№ вопро-сов

Ответы

1

Море было спокойным. Летали чайки. Светило солнце.

2

Море взволновалось. Чайки кричали. Подул ветер.

3

Море бурлило. Дул сильный ветер. Солнце спряталось за огромную темную тучу.

4

Старика очень жалко. Ведь он старается, чтобы дом у них был красивый и вся посуда была новой. Ведь у них корыто старое, и , наверно, посуда вся старая

5

Старуху я не жалею. Она всегда ругает старика.
Старуху жалко. Она тоже хочет красиво жить.

6

Эта сказка может завершиться хорошо. Например, пришла волшебница, заколдовала старуху. Старуха стала доброй, красивой. И они стали жить в красивом дворце.

7

Компьютер, красивую большую куклу, много-много шоколадок, конфет, косметику для мамы, игрушечную машинку-джип.

Анализируя ответы, мы заключаем, что дети остро воспринимают контрастные состояния моря. Они жалеют не только старика, но и старуху из-за того, что у неё не исполнились желания. Некоторые дети пытались придумать собственное завершение сказки при помощи доброй феи, которая улучшила бы жизнь стариков. Почти все дети хотели бы встретить золотую рыбку, которая сможет исполнить их желания.

Рассматривание иллюстраций к книге "Стихи и сказки" А.С.Пушкина [ ] художника В. Конашевича помогло детям в выборе сюжетов своих рисунков.

По этому спектаклю рисовало 10 детей (смотри приложение 4). Воздушную перспективу использовали 90% детей, яркостью цвета положительных персонажей выделили все дети, отрицательных персонажей – 60%. Увеличенное изображение главных героев встречается у 60% детей, а миниатюрное – у 10% детей. Ритм, как выразительное средство, использовали 80%, динамику движения героев передало 80% детей. Умение строить композицию по всему листу показали все дети (100%).

Спектакль по сказке Н. Якутского "Куобах кутуруга суох буолбута" ставился с участием детей. Для этого были проведены следующие этапы работы:

1. Рассказывание сказки.

2. Показ сказки экспериментатором

3. Распределение ролей между детьми.

4. Показ детьми данного спектакля.

5. Рисование

В данном спектакле были использованы мягкие игрушки: зайчик, мишка, плоскостные домик и сарайчик.

Распределение ролей происходило по желанию детей под руководством воспитателя.

Для этого мы применили метод беседы с детьми с целью выявления отношения детей к театрализованной деятельности, план и ответы которых приводим в следующей таблице.

Таблица 6

План беседы

Что выявляет вопрос беседы? (Цель)

Лиза Н.

Саша В.

Сеня Н.

1

2

3

4

5

6

1 Хотел бы ты принять учас-тие в поста-новке сказки "Как зайчик остался без хвоста?" Общее поло-жительное и отрицательное отношение к постановке сказки

Да

Нет

Да

2 Почему (по какой при-чине) ты хо-тел (не хотел) участвовать в постановке сказки? Осознавае-мые мотивы, желание или нежелание участвовать в постановке сказки. (пожимает плечами) Хочу побольше играть кубиками Люблю играть игрушками кукольного театра
3 Ты уже учас-твовал в та-ких постанов-ка? Наличие опыта ребенка Да.Я испол-няла роль незнайки, который не знал правил дорожного движения Да, участво-вал. Но не помню кого я играл. Нет
4 Какую бы роль ты хотел сыграть? Наличие привлекательности отдель-ных ролей. Роль зайчика Роль Бэтмана, если будет такая сказка Роль медведя
5 Если бы не участвовал в постановке этой сказки, то чем бы ты занялся? Наличие интересов в ситуации свободного выбора. Рисовала Играл Не знаю. Наверно, лепил бы

1

2

3

4

5

6

6 Если бы тебе не дали желаемой роли, то взял бы ты другую? Какие роли тебе еще нравятся? Наличие ус-тойчивого ин-тереса к теа-трализован-ной деятель-ности вооб-ще. Элементы театрализованной деятель-ности –прив-лекательные для ребенка. Да, Мне нравится роль Мишки - Взял бы роль Зайчи-ка
7 Много ли ребят вашей группы любят ставить спектакли? Наличие интересов в условиях проективного вопроса. Да. Напри-мер:Даша А хочет иг-рать Крас-ную Ша-почку Кажется, дети любят ставить спектакли Много.

При анализе беседы мы обратили внимание на следующее:

а) Получилась ли беседа, если нет, то почему?

б) Особенности поведения ребенка, его мимика, посты, интонация речи, оговорки и др.

в) На какие вопросы собеседник наиболее активно отвечал и почему?

е) Характер окончания беседы, ее воспитательный эффект.

ж) Какие задачи решены в результате беседы?

Проанализировав беседу перед театрализованной игрой, мы пришли к следующему выводу: беседа получилась интересной. Лиза Н. и Сеня Н отвечали на вопросы активно, не отвлекались на внешние раздражители. А речь Саши В. отличалась от остальных – она была более ускоренной, жестикулировал руками. Его нежелание участвовать в кукольных спектаклях можно объяснить незаинтересованностью этим видом деятельности, неустойчивым вниманием его психики и отсутствием опыта. На предложение экспериментатора сыграть определенную роль в предстоящем спектакле он ответил удовлетворительно, что подтверждает присутствие положительного отношения к участии в постановке сказки. Мы думаем, что беседа имела воспитательный эффект: дети получили возможность творческих проявлений в театрализованных играх, заинтересованность ими.

Спустя три дня после нашего показа спектакля предложили детям показать уже известный им спектакль "Куобах кутуруга суох буолбута". Было приготовлено все, что нужно для спектакля. Каждому ребенку задавалось несколько вопросов:

1. Ты помнишь спектакль, который я показывала в группе несколько дней назад?

2. Как он назывался?

3. Расскажи про то, что ты видел.

Пересказать содержание короткой и простой пьески предлагалось для того, чтобы ребенок вспомнил действия и слова персонажей и не путался при последующем показе. После спектакля ему задавались уточняющие вопросы.

Результаты показали, что дети, которым предполагалось показать спектакль "Куобах кутуруга суох буолбута", успешно справились с заданием. Одни несмело, неуверенно, другие довольно решительно и серьезно заставляли Мишку и Зайку жить, говорить, действовать на полянке, оформленном на столе. Но уровень исполнении был невысоким, видно было, что у детей нет навыков вождения кукол, что они недостаточно ориентированно умеют направлять их между игрушечными деревьями. Действие по сюжету либо замедлялось, затягивалось, либо выглядело суетливым, отчего игрушки в руках детей становились совсем непослушными и падали на стол. Маловыразительной была и речь. Разговор двух персонажей звучал неэмоционально. Дети говорили своим голосом и слова от автора, и реплики персонажей. Некоторые из них неплохо интонировали, но передать образность, характерность действующего лица им не удавалось.