Смекни!
smekni.com

Правила и нормы общения старших дошкольников со сверстниками как часть детской субкультуры (стр. 5 из 5)

На пороге третьего тысячелетия все более очевидно, что формирование гармоничных (гуманных) отношений ребенка становится сегодня основной целью его воспитания в семье и детской группе, достижение этой цели невозможно без разгадки «тайны детства», понимания и сохранения детской субкультуры — мощного потенциала новых путей развития человечества.

В этой работе я попыталась раскрыть лишь малую часть детской субкультуры и то как норма общения со сверстниками. Эта малая часть нам поможет более четко представить перед собой образ маленького человека, у которого есть свой особый детский мир, куда взрослым порой нельзя заходить.

Приложение 1.

Я пришла к выводу, что на взаимоотношения детей дошкольного возраста можно влиять с помощью игр. Игру можно использовать как средство формирования способности к общению, так как именно с помощью игры педагог способен помочь ребенку установить контакт с окружающим миром, а также со сверстниками и взрослыми.

Содержание предлагаемых мною занятий-игр предусматривает формирование у детей знаний и умений, необходимых для доброжелательного общения, воспитание хороших манер, что и называется культурой общения.

Также их содержание направлено на привлечение внимания к партнеру, его внешности, настроению, действиям, поступкам; главный метод - непосредственное взаимодействие.

На занятиях дети, как правило, выполняют игровые задания, поэтому целесообразно использовать этюды и упражнения, короткие и доступные по содержанию, подобранные на основе принципа от простого к сложному. В качестве своеобразного отдыха предлагаются подвижные игры, позволяющие детям расслабиться, «выпустить пар».

Итак, что могут помочь сформировать у детей занятия-игры?

· Коммуникативные способности и качества.

· Умение распознавать эмоции других и владеть своими чувствами.

· Позитивное отношение к другим людям, даже если они «совсем другие».

· Умение сопереживать - радоваться чужим радостям и огорчаться из-за чужих огорчений.

· Умение выражать свои потребности и чувства с помощью вербальных и невербальных средств.

· Умение взаимодействовать и сотрудничать.

Ниже приводятся примерные конспекты занятий-игр.

«Жизнь в лесу»

Воспитатель (садится на ковер, рассаживая вокруг себя детей). Представьте себе, что вы оказались в лесу и говорите на разных языках. Но вам надо как-то общаться между собой. Как это сделать? Как спросить о чем-нибудь, как выразить свое доброжелательное отношение, не проронив ни слова? Чтобы задать вопрос, как дела, хлопаем своей ладонью по ладони товарища (показ). Чтобы ответить, что все хорошо, наклоняем голову к его плечу; хотим выразить дружбу и любовь - ласково гладим по голове (показ). Готовы? Тогда начали. Сейчас раннее утро, выглянуло солнышко, вы только что проснулись...Дальнейший ход игры педагог разворачивает произвольно, следя за тем, чтобы дети не разговаривали между собой.

«Добрые эльфы»

Воспитатель (садится на ковер, рассаживая детей вокруг себя). Когда-то давным-давно люди, борясь за выживание, вынуждены были работать и днем и ночью. Конечно, они очень уставали. Сжалились над ними добрые эльфы. С наступлением ночи они стали прилетать к людям и, нежно поглаживая их, ласково убаюкивать добрыми словами. И люди засыпали. А утром, полные сил, с удвоенной энергией брались за работу.

Сейчас мы с вами разыграем роли древних людей и добрых эльфов. Те, кто сидит по правую руку от меня, исполнят роли этих тружеников, а те, кто по левую, - эльфов. Потом мы поменяемся ролями. Итак, наступила ночь. Изнемогающие от усталости люди продолжают работать, а добрые эльфы прилетают и убаюкивают их...

Разыгрывается бессловесное действо.

«Птенцы»

Воспитатель. Вы знаете, как появляются на свет птенцы? Зародыш сначала развивается в скорлупе. Через положенное время он разбивает ее своим маленьким клювиком и вылезает наружу. Ему открывается большой, яркий, неизведанный мир, полный загадок и неожиданностей. Все ему ново: и цветы, и трава, и осколки скорлупы. Ведь он никогда не видел всего этого. Поиграем в птенцов? Тогда присядем на корточки и начнем разбивать скорлупку. Вот так! (Показ.) Все! Разбили! Теперь исследуем окружающий мир - познакомимся друг с другом, пройдемся по комнате, принюхаемся к предметам. Но учтите, птенцы не умеют разговаривать, они только пищат.

«Муравьи»

Воспитатель (рассадив детей вокруг себя). Приходилось ли кому-нибудь из вас видеть в лесу муравейник, внутри которого день и ночь бурлит жизнь? Никто из муравьишек не сидит без дела, каждый занят: кто-то таскает иголки для укрепления жилища, кто-то готовит обед, кто-то воспитывает детей. И так всю весну и все лето. А поздней осенью, когда наступают холода, муравьишки собираются вместе, чтобы заснуть в своем теплом домике. Они спят так крепко, что им не страшны ни снег, ни метель, ни морозы. Муравейник просыпается с наступлением весны, когда первые теплые солнечные лучи начинают пробиваться сквозь толстый слой иголок. Но прежде чем начать привычную трудовую жизнь, муравьишки закатывают огромный пир. У меня такое предложение: сыграем роль муравьишек в радостный день праздника. Покажем, как муравьишки приветствуют друг друга, радуясь приходу весны, как рассказывают о том, что им снилось всю зиму. Только не забудем, что разговаривать муравьи не умеют. Поэтому будем общаться жестами.

Воспитатель и дети разыгрывают пантомимой и действиями изложенный рассказ, заканчивая его хороводом и танцами.

«Театр теней»

Воспитатель. Обращали ли вы внимание на то, как в яркий солнечный день за вами неотступно следует собственная тень, в точности повторяя, копируя все ваши движения? Гуляете ли вы, бегаете, прыгаете - она все время с вами. А если вы с кем-то идете или играете, то ваша тень, как бы подружившись с тенью вашего спутника, опять-таки в точности все повторяет, но не разговаривая, не издавая ни одного звука. Она все делает бесшумно. Представим, что мы - наши тени. Погуляем по комнате, посмотрим друг на друга, попробуем друг с другом пообщаться, а потом вместе что-нибудь построим из воображаемых кубиков. Но как? Будем двигаться тихо-тихо, не издавая ни единого звука. Итак, начали!

Совместно с взрослым дети молча передвигаются по комнате, смотрят друг на друга, здороваются за руку. Затем по его примеру из воображаемых кубиков строят башню. Успех игры зависит от фантазии педагога.

«Ожившие игрушки»

Воспитатель (садится на ковер, рассаживая детей вокруг себя). Вам, наверное, рассказывали или читали сказки о том, как оживают ночью игрушки. Закройте, пожалуйста, глаза и представьте свою самую любимую игрушку, вообразите, что она, проснувшись, делает ночью. Представили? Тогда предлагаю вам исполнить роль любимой игрушки и познакомиться с остальными игрушками. Только опять-таки все наши действия выполняем молча, чтобы не разбудить старших. А после игры попробуем отгадать, кто какую игрушку изображал.

По окончании игры дети по просьбе педагога рассказывают, кто кого изображал. Если кто-либо затрудняется, взрослый предлагает еще раз, пройдясь по комнате, показать свою игрушку.

Также можно проводить и такие игры как прятки, догонялки, жмурки и другие подвижные игры, так горячо любимые детьми.

Список литературы.

1.Абраменкова В.В. «Социальная психология детства: развитие отношений ребенка в детской субкультуре.» М,2000.

2. Абрамова Г. С. «Возрастная психология. Екатеринбург.» 1999.

3. Волков Б.С., Волкова Н.В. «Психология общения в детском возрасте» 2008.

4. Егорова М.С. «Из жизни людей дошкольного возраста. Дети в изменяющемся мире.» СПб 2001.

5. Кон. И.С. «Психология ранней юности».

6. Смирнова Е.О. «Детская психология» Москва 2009.

7. Смирнова Е., Холмогорова В. Средний и старший дошкольный возраст. // Дошкольное воспитание, 2003.

8.Субботский Е.В. «Ребенок открывает мир.»-М.1991.

9. Лаврентьева М. В. Статья «Общая характеристика развития детей старшего дошкольного возраста».

10. Мид М. «Культура и мир детства» (сб. пер. на рус. яз., 1988).

11. Немов Р. С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. - М.: Гуманит изд. центр ВЛАДОС, 2003. - кн. 2: Психология образования.

12. Осорина М. В. «Секретный мир детей в пространстве мира взрослых.» СПб., 2000.