Смекни!
smekni.com

Эстетіческое воспітаніе (стр. 2 из 2)

Эстетические чувства пробуждают нравственные и интеллек­туальные стремления в человеке. Известно, например, какую роль играет эстетическая мотивация в творческой деятельности выдаю­щихся представителей самых разных профессий — ученых, инже­неров, конструкторов и др. А. Эйнштейн, в частности, признавался, что эстетическое начало в его научном творчестве имело ничуть не меньшую значимость, чем логическое. Совершенно оправданным в этой связи выглядит утверждение, что открытие теории относи­тельности явилось результатом работы не только интеллекта учено­го, но и его эстетического чувства.

Оплодотворённость огромного мира культурных ценностей эсте­тическим чувством их известных и безымянных создателей неоспори­ма. Без этого характер и особенности практического взаимодействия человека с миром были бы принципиально иными, был бы иной резуль­тат этого взаимодействия. Не случайно, с древнейших времен человече­ской истории формируется понимание особой значимости творчества по законам красоты, личности творца и эстетического идеала.

С уровнем эстетического развития личности и общества, со способностью человека откликаться на красоту и творить по зако­нам красоты закономерно связывают прогресс человечества во всех сферах жизнедеятельности, самые результативные проявле­ния творческой энергии и инициативы людей, наглядно представ­ленные в разнообразных достижениях мировой культуры. Как отме­чает П. Лафарг, «до настоящего времени мы находим неопровержи­мые доказательства артистического вкуса у ремесленников в храмах, кафедрах, мебели, памятниках, изделиях золотых дел ма­стеров, во всех тех произведениях, которые будят удивление у со­временных художников и носят на себе печать самобытности и ори­гинальности, даже в самых мелких деталях». Значение эстетического и худо­жественного развития личности как важнейшего рычага обществен­ного прогресса возрастает в переходные эпохи, требующие от чело­века повышенной творческой активности, напряжения всех его ду­ховных сил. Именно такой период переживает ныне наша страна. Запас прочности при осуществлении реформ не в последнюю оче­редь определяется эстетическим потенциалом общества и живущих поколений. Именно данное обстоятельство чрезвычайно актуализи­рует проблему формирования эстетической и художественной культуры личности, создания для этого благоприятных условий. Важно оказывать эффективное противодействие обозначившейся тенденции вытеснения эстетической среды на второй план, на пери­ферию осознаваемых задач. Это чревато весьма опасными последст­виями — культурным оскудением жизни общества и духовным оди­чанием составляющих его индивидов. Никакие приобретения чисто материального порядка, на которых склонны сосредоточивать свое внимание нынешние реформаторы, естественно, не стоят такой це­ны. Более того, можно утверждать, что без существенного задейст­вования эстетического фактора в осуществляемых преобразовани­ях, их социальная, человеческая эффективность будет ничтожно мала. Необходимо уже сегодня возникающие в нашей жизни «нов­шества» подвергать в этой связи беспристрастной нравственно-эс­тетической экспертизе. На понятийном уровне эстетическая куль­тура личности означает единство эстетических знаний, убеждений, чувств, навыков и норм деятельности и поведения. Своеобразный качественно-количественный сплав этих составляющих в духовной структуре личности выражает меру освоения ею эстетической куль­туры общества, одновременно определяя также и меру возможной творческой самоотдачи. Становление и развитие эстетической культуры личности — процесс поэтапный, протекающий под воздействи­ем демографических, социальных и социально-психологических и др. факторов. В нем задействованы механизмы как стихийного, так и сознательного (целенаправленного) характера, определяемые в це­лом средой общения и условиями деятельности индивидов, их эсте­тическими параметрами. В случае целенаправленного воздействия на личность, при соблюдении всех других условий и факторов орга­низации и содержательного наполнения эстетического воспитания, в принципе, осуществимо приближение к высокой степени сформи­рованное всех составляющих эстетическую культуру личности элементов.

Эстетическая культура личности в не меньшей степени прояв­ляется в сфере быта, общественно-политической, досуговой и других формах жизнедеятельности. Она выступает существенным моментом общественной и индивидуальной жизни людей. Ее внутренним механизмом является функционирование эстетического сознания личности, направленность которого выражается в системе эстетиче­ских отношений к разнообразным объектам среды через механизм восприятия, переживания, оценки, вкуса, идеала, взгляда, суждения. С уровнем эстетической культуры связываются возможности адек­ватной ориентации личности в многообразной системе эстетичес­ких и художественных ценностей, соответствующей мотивации ее эстетической позиции по отношению к ним, зависящей в свою оче­редь от таких характеристик, как развитость образного мышления, сформированность навыков анализа эстетических и художествен­ных явлений в их структурной данности, в единстве феноменальных (внешних) и содержательных (внутренних параметров, эмоциональ­ная отзывчивость и др.). Мера выражения этих навыков, способнос­тей и потребностей в деятельности и поведении личности как раз и характеризует уровень ее эстетической культуры. Наиболее зримо он реализуется в духовно-содержательном общении людей, через участие их в различных формах социального творчества.

Своеобразной разновидностью и, в известном смысле, доми­нантой эстетической культуры личности (если учитывать особую значимость искусства в жизни общества и человека), является ее ху­дожественная культура, уровень которой зависит от степени худо­жественной образованности, широты интересов в сфере искусства, глубины его понимания и развитой способности адекватной оценки художественных достоинств произведений. Все эти характеристики концентрированно представлены в понятии художественного вкуса — эстетически значимого свойства личности, формируемого и раз­виваемого в процессе ее общения с искусством. Художественный вкус в своем развитом индивидуально неповторимом проявлении не сводим лишь к способности эстетического суждения и оценки произ­ведений искусства. Наиболее полно и непосредственно он реализу­ется в эмоционально-чувственном переживании воспринимаемого художественного объекта, в возникающем состоянии эстетического обладания им. Благодаря такому состоянию происходит включение духовного богатства истинных произведений искусства во внутрен­нюю духовную структуру личности, значительно обогащая ее, рас­ширяя горизонт чувствования и понимания явлений окружающей действительности, способствуя более глубокому осознанию смысла своего существования и неповторимости жизни.

Эстетическое переживание служит одновременно индикато­ром художественной ценности произведений искусства и в своей за­вершающей стадии выливается в эстетическую оценку или сужде­ние вкуса. Таким образом, художественный вкус предстает в виде непосредственной способности личности к восприятию произведений искусства, эмоционально-чувственному переживанию их со­держательно-формальных характеристик и, в конечном счете, к мотивированной их оценке и суждению.

Вместе с тем, было бы неверно ограничивать реальные проявле­ния художественной культуры личности лишь сферой искусства, его восприятия, переживания и оценки. Художественное начало помимо искусства широко представлено в материальном производстве, в бы­ту, реализуясь в форме красоты и образной выразительности созда­ваемых человеком предметов и вещей практически-утилитарного на­значения. Не случайно, еще В. В. Стасов отмечал: «Настоящее, цель­ное, здоровое в самом деле искусство существует уже лишь там, где потребность в изящных формах, в постоянной художественной внеш­ности простерлась уже на сотни тысяч вещей, ежедневно окружаю­щих жизнь. Народилось настоящее, не призрачное, народное искусст­во лишь там, где и лестница моя изящна, и комната, и стакан, и ложка, и чашка, и стол, и шкаф, и печка, и шандал, и так до последнего пред­мета: там, наверное, будет значительна и интересна, по мысли и фор­ме, и архитектура, и вслед за нею и живопись, и скульптура».


Заключение

Таким образом, ххудожественная культура личности выступает, таким обра­зом, важным фактором организации и самого процесса материально преобразующей деятельности, всей трудовой практики. Ее на­целенность на творчество, на достижение художественно-образной выразительности создаваемых предметов, на искусность и мастер­ство позволяла в прошлом лучшим представителям ремесленного труда создавать подлинные шедевры, не уступающие по своим ху­дожественным достоинствам прекрасным произведениям высокого искусства. Данная закономерность с известной поправкой на омассовление производства, углубление разделения труда и специали­зацию действует и сегодня. Мастерство, художественное чутье, сно­ровка и вдохновение позволяют современным простым труженикам достигать нередко замечательных результатов, дающих основание квалифицировать их труд как деятельность по законам красоты.

Все сказанное выше об эстетической и художественной культуре личности подводит нас к мысли о чрезвычайной важности целенаправ­ленного ее формирования в людях, о месте и роли эстетического и худо­жественного воспитания в социальном воспроизводстве человека.

Эстетическое воспитание интенсифицирует развитие самосознания, способствует формированию социальной позиции, основанной на гуманистических ценностях; гармонизирует эмоционально-коммуникативную сферу детей, снижает остроту реагирования на стрессовые факторы у детей с повышенной чувствительностью, то есть оптимизирует их поведение, расширяет возможности совместной деятельности и общения детей.


Литература

1. Эстетика. Под ред. А.А. Радугина. – М., 1998.

2. Божович Л.М. Личность и её формирование в детском возрасте. – М., 1968.

3. Гачев Г. Творчество, жизнь, искусство. – М., 1980.

4. Бессонов Б.Н. Человек. Пути формирования новой личности. – М., 1988.