Смекни!
smekni.com

Особенности внимания у детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью младшего школьного (стр. 2 из 5)

Если за последние шесть месяцев отмечалось полное соответствие симптомов критериям раздела (1) при частичном соответствии критериям раздела (2), то ставится диагноз «СДВГ с преимущественными нарушениями внимания».

Если за последние шесть месяцев отмечалось полное соответствие симптомов критериям раздела (2) при частичном их соответствии критериям раздела (1), то используется диагностическая формулировка: «СДВГ с преобладанием гиперактивности и импульсивности» [1].

1.3 Этиология и патогенез СДВГ

Несмотря на большое количество исследований этиология развития СДВГ до сих пор не выяснена окончательно. Имеются различные мнения о причинах возникновения гиперактивности.

Большинство исследователей предполагают генетическую природу синдрома. В семьях детей с СДВГ нередко имеются близкие родственники, имевшие в школьном возрасте аналогичные нарушения. В родословных таких детей часто прослеживается отягощенность по различным тикам и синдрому Жиль де ля Туретта. Вероятно, существует генетически детерминированная взаимосвязь нейромедиаторных нарушений в головном мозге при данных патологических состояниях.

Наряду с генетическими, также выделяют семейные, пренатальные и перинатальные факторы риска развития синдрома дефицита внимания с гиперактивностью.

К семейным факторам относят низкое социальное положение семьи, наличие криминального окружения, тяжелые разногласия между родителями. Особенно значимыми считаются нейропсихиатрические нарушения, алкоголизация и отклонения в сексуальном поведении у матери.В семьях высокого социального риска детям практически не уделяется внимания, что в свою очередь ведет к отставанию ребенка в психическом развитии.

Гиперактивные дети имеют огромный дефицит физического и эмоционального контакта с матерью. В силу своей повышенной активности они как бы сами "уходят" от контактов, но на самом деле глубоко нуждаются в них. Из-за их отсутствия чаще всего и возникают нарушения в эмоциональной сфере: тревожность, неуверенность, возбудимость, негативизм. А они, в свою очередь, отражаются на умении ребенка контролировать себя, сдерживаться, быть внимательным.

Пренатальные и перинатальные факторы риска развития синдрома дефицита внимания включают асфиксию и различные родовые травмы, которые могли бы привести к возникновению минимальной мозговой дисфункции у новорожденного, а также употребление матерью во время беременности алкоголя, некоторых лекарственных препаратов, курение [13].

Предполагается, что в основе патогенеза синдрома лежат нарушения активирующей системы ретикулярной формации, которая способствует координации обучения и памяти, обработке поступающей информации и спонтанному поддержанию внимания. Невозможность адекватной обработки информации приводит к тому, что различные зрительные, звуковые, эмоциональные стимулы становятся для ребенка избыточными, вызывая беспокойство, раздражение и агрессивность.

Помимо ретикулярной формации, важное значение в патогенезе синдрома дефицита внимания/гиперактивности имеет, вероятно, дисфункция лобных долей (префронтальной коры), подкорковых ядер и соединяющих их проводящих путей. Одним из подтверждений данного предположения является сходство нейропсихологических нарушений у детей с синдромом дефицита внимания и у взрослых при поражении лобных долей мозга [4].

Кроме выше перечисленных причин некоторые исследователи выделяют еще ряд факторов, влияющих на появление синдрома дефицита внимания с гиперактивностью:

· Дефицит жирных кислот в организме.

Исследования показали, что многие гиперактивные дети страдают от нехватки основных жирных кислот в организме. Симптомами этого дефицита является постоянное чувство жажды, сухость кожи, сухие волосы, частое мочеиспускание, случаи аллергических заболеваний в роду (астма и экзема).

· Окружающая среда.

Экологическое неблагополучие, которое сейчас переживают все страны, вносит определенный вклад в рост количества нервно-психических заболеваний, в том числе и СДВГ.

· Дефицит питательных элементов.

У многих гиперактивных детей в организме не хватает цинка, магния и витамина В12.

Таким образом, дети с СДВГ изначально находятся в группе риска и нуждаются в специальном системном терапевтически коррекционном подходе. Полиэтиологическая природа синдрома и особенности его динамики вызывают необходимость комплексного подхода к его лечению и наблюдению детей с СДВГ неврологами, психиатрами, нейропсихологами, психотерапевтами.

Медикаментозная терапия должна быть направлена на коррекцию медико-биологических влияний, психолого-психотерапевтическая работа — на улучшение адаптации ребенка в окружающей среде, создание необходимых условий для его дальнейшего развития.

1.4 Возрастная динамика гиперактивного поведения

Анализ возраст­ной динамики показал, что признаки расстройства наиболее выра­жены в дошкольном и младшем школьном возрастах. Это обусловлено развитием высшей нервной деятельности.

К 7 годам, как пишет Д. А. Фарбер, про­исходит смена стадий интеллектуального развития, формируются условия для становления абстрактного мышления и произвольной регуляции деятельности. В это время дети с синдромом не готовы к обучению в школе в связи с замедлением темпов функционального созревания коры и подкорковых структур. Систематические школьные нагрузки могут привести к срыву компенсаторных механизмов центральной нервной системы.

К 12-15 годам происходит второй всплеск гиперактивности, который часто совпадает с периодом полового созревания.

К концу периода полового созревания гиперактивность и эмоциональная импульсивность практически исчезают или маскируются другими личностными чертами, повышается самоконтроль и регуляция поведения, однако дефицит внимания сохраняется.

Нарушение внимания - основной признак заболевания, поэтому именно он определяет дальнейшую динамику и прогноз заболевания СДВГ (среди мальчиков 7-12 лет признаки синдрома диагностируются в 2-3 раза чаще, чем среди девочек. Среди подростков это соотношение составляет 1:1). Это объясняется тем, что у де­вочек большие полушария головного мозга менее специализированны, поэтому они имеют больший резерв компенсаторных фун­кций по сравнению с мальчиками при поражении центральной нервной системы [9].

1.5Проявления СДВГ у младших школьников.

• Трудности обучения (восприятия и мышления);

• Гиперактивность (чаще в новой обстановке);

• Недостаточность моторики (особенно мелкой моторики);

• Невротические проявления (тики, энурез и др.);

• Эмоциональная лабильность;

• Разрушительные тенденции и негативизм;

С поступлением ребенка в школу требования к нему существенно возрастают. Он должен вписаться в коллектив класса, а это требует подчинения определенным условиям. Если ребенку в отношениях с одним-двумя партнерами еще как-то удается следовать простым правилам, то в большой группе детей, например во время коллективной игры, данная задача оказывается ему не по силам.

Он пытается по-своему изменить правила, и если другие его не поддерживают, то возникает ссора. Уже очень скоро товарищи отказываются следовать требованиям своего гиперактивного сверстника, тем более что сами они принимают действующие условия. Беда в том, что этому ребенку попытки соблюдать правила не удаются. В отчаянии он начинает плакать, за что товарищи его высмеивают [7].

Аффективная лабильность и неустойчивость к фрустрации сохранились у школьника со времени раннего детства: он плачет по пустякам, моментально приходит в ярость, его настроение внезапно меняется, изливаясь в потоке непристойных, провокационных, агрессивных слов. Ребенком овладевает хроническое недовольство на фоне ощущения себя несчастным. Это фоновое настроение скрывается за наигранной беззаботностью. Проявляемая им агрессивность обостряет положение ребенка в социальной среде.

Из-за недостаточной внимательности мимика и жестикуляция сверстников остаются для него вне поля зрения или превратно истолковываются. Это влечет за собой ошибочные реакции, часто сопровождаемые ругательствами или рукоприкладством. Такое поведение, естественно, лишь усугубляет социальную изоляцию.

Чувство страха у такого ребенка часто отсутствует. Импульсивность обострена настолько, что школьник поднимает руку еще до того, как учитель договорил, задавая свой вопрос. При том детям свойственно стремление дать любой ответ, пусть даже неправильный. Если учитель их не вызывает, то они просто выкрикивают ответ. Если в дошкольном возрасте им не удавалось построить до конца ни одну фигуру из конструктора, то и сейчас бросается на половине любой рисунок или поделка. Они очень предприимчивы: готовы начать все — но ничего не заканчивают. Кругом лежат десятки начатых моделей судов, самолетов и т.д., но ни одна из них так и не плавает и не летает.

То же самое относится и к выполнению домашних заданий. Поскольку внимание рассеянно, ребенку все время приходит в голову что-нибудь новое: он то почешет себе ногу, то должен поднять упавшую на пол линейку, то надо положить на другое место ластик, поточить карандаш, выглянуть в окно, распрямить загнутую страницу в книжке или загнуть другую, посмотреть, какое задание было вчера, и покормить хомячка. В результате домашнее задание не продвигается или выполняется, отнимая массу времени. Похожая ситуация и в школе: не будучи способным концентрироваться на одном, ребенок предпринимает все время что-нибудь новое. Поэтому он не схватывает самые важные вещи на уроке, воспринимает материал лишь частично.

Характерны постоянные проблемы с успеваемостью. Некоторых детей направляют в коррекционные классы. Хотя уровень их интеллекта вполне позволяет находиться в обычной начальной школе, их успеваемость все время ниже ожидаемой. Перевод из начальной школы в следующий класс проблематичен: несмотря на приемлемые оценки, посещение школы следующего уровня не представляется возможным, так как отношение детей к учебе и их поведение не отвечают существующим требованиям. Кроме того, многие учителя отказываются работать с этими детьми [8].