Смекни!
smekni.com

Методика преподавания написания сочинения в начальных классах (стр. 6 из 6)

Анализ сочинений показал, что учащимся интересна работа с элементами описания, а проведение ее систематически и целенаправленно приучает детей к культуре чтения. Ребенок не пройдет мимо описания какого-то предмета в художественном произведении, он обязательно прочтет и подивится красоте описываемого писателем предмета. А что-то, может быть, возьмет и для своего будущего сочинения.


5. Сочинение-описание по картине И. И. Левитана

«Золотая осень»

Работа над сочинениями вызывает достаточно затруднений как у учителя, так и у учащихся, тем более сочинения-описания по произведениям живописи.

Учитель Борисовской средней школы, с. Кривец Добровского района Липецкой области Л. Ф. Попова предложила типовой план подготовки и проведения уроков русского языка, развития речи, на которых проводится сочинение по произведениям живописи:

1. словарная, терминологическая работа на уроках русского языка, развития речи, изобразительного искусства по теме картины. Непосредственные наблюдения за окружающим миром;

2. рассказ о художнике и истории создания картины;

3. беседа по картине;

4. словарно-стилистическая работа по теме урока;

5. составление плана сочинения;

6. составление устного высказывания по картине;

7. написание первого варианта сочинения (редактирование);

8. написание окончательного варианта сочинения;

9. анализ творческих работ школьников.

Тема: «Сочинение-описание по картине И. И, Левитана «Золотая осень»

Цель урока: учить описывать картину; формировать умение строить текст в определенной композиционной форме, определять основную мысль сочинения; путем речевой подготовки предупреждать недочеты грамматические ошибки в сочинениях учащихся; воспитывать творческую активность, эстетическое восприятие окружающей действительности и произведений живописи; развивать способность точного употребления слов в устной и письменной речи.

Оборудование урока: репродукция картины И. И. Левитана «Золотая осень», музыкальный альбом П. И. Чайковского «Времена года», выставка рисунков детей, плакат с правилами самопроверки, переносная доска с материалами словарной работы, «Орфографический словарь» Д. Н. Ушакова, плакат с эпиграфом урока: «Люблю я пышное природы увяданье,/ В багрец и золото одетые леса…» (А. С, Пушкин). Предварительная подготовка к уроку: экскурсия в осенний лес и на берег реки; беседа на уроке изобразительного искусства и живописи и о жанре пейзажа.

ХОД УРОКА

1. Вступительное слово учителя и беседа с учащимся.

- Ребята, вспомните нашу осеннюю экскурсию. Какие новые краски проявились у природы осенью? А как красоту осени можно сохранить даже зимой? (Надо собрать гербарий, сфотографировать, нарисовать).

- На уроке изобразительного искусства мы говорили о то, что рисунок, картина с изображением природы называется пейзажем. Многие художники с огромной любовью и теплотой писали нашу скромную, исполненную тихой прелести русскую природу. Среди них и Исаак Ильич Левитан, который жил в конце прошлого века (1860-1900).

Художник рано остался сиротой. Его детство было столь безрадостным, что он не любил даже вспоминать свои детские годы. Когда он учился в Москве в училище живописи, ваяния и зодчества, ему часто приходилось голодать. Он даже ночевал в училище, так как не имел своего угла. Левитан был мягким, отзывчивым человеком, любил все красивое. К своей творческой работе относился очень строго. Современники называли Левитана поэтом русской природы. За 25 лет он написал около тысячи картин, рисунков, эскизов. Умело используя цвет, рисунок, композицию, художник мастерски передает настроения, которые рождают в нас картины родной природы. Его кисть тщательно прорисовывает направления ветвей деревьев, листьев, убегающих вдаль речушек, деревенских дорог, а его палитра дарит нам все разноцветье родной природы. [18.с.50]

2. Рассматривание репродукций картины И. И. Левитана «Золотая осень».

а) Каково общее впечатление от пейзажа – грустное или радостное? Приходилось ли вам наблюдать во время экскурсии нечто подобное? Какие чувства, желания рождает у вас пейзаж?

б) Каков, по-вашему, замысел художника? О чем эта картина? Почему она названа «Золотая осень»?

в) Когда лес бывает таким, каким он изображен на картине Левитана, - в начале осени или в конце, в сухую или дождливую погоду?

г) Все ли деревья осенью одеваются в золотистые листья? Назовите, какие деревья зимой остаются зелеными. Покажите их на картине.

д) Прямо ли течет река или меняет свое направление? Почему она становится светло-голубой? Различается ли цвет неба на переднем и заднем плане? Что видно на высоком берегу? Почему крестьянские домики такие маленькие?

е) Вывод-обощение о замысле художника и путях его воплощения (делает учитель).

- Обычно осень – время увядания природы – вызывает чувство печали и тоски. Но если на какой-то срок появляется чувство бодрости, жизнерадостное настроение. Очарование огненно-золотистого и багряного цветов на картине «Золотая осень» завораживает нас. Мы ощущаем прозрачный, бодрящий воздух. Художник дает нам возможность почувствовать красоту жизни, прелесть осени в полной ее силе, в золотом сиянии тихого солнечного дня.

Богатством своих красок осень привлекала к себе внимание великого русского композитора Петра Ильича Чайковского, который в 1876 году написал музыкальный альбом «Времена года». Послушайте одну из музыкальных пьес. «Сентябрь. Охота» Что вы представляете себе, когда слушаете музыку? Что общего между впечатлением, полученным от картины Левитана, и впечатлением, полученным от музыки Чайковского?

3. Речевая подготовка

а) Подберите синонимы к словам: художник (живописец, пейзажист, мастер кисти), создает (пишет), картина (полотно, репродукция).

б) Название каких цветов и оттенков можно употребить при описании? (желтый, золотистый, багряный, красный, оранжевый, синий, голубой, темно-синий, бледно-голубой, коричневый).

в) Найдите неточно употребленное слово и замените его.

- Солнечные лучи ярко греют/освещают природу.

- Молодые березы сплошь накрыты/покрыты золотистой листвой.

г) Обратите внимание на правописание слов: здесь, справа, слева, рядом, вблизи, вдали, вверху.

4. Составление и запись плана.

Какое время года изображено на картине?

Какое впечатление производит она на вас?

Что вы видите на переднем плане? Вдали?

Какие цвета преобладают в пейзаже?

Что вам особенно нравится в полотне Левитана?

5. Написание первого варианта сочинения.

6. Домашнее задание: отредактировать написанное в классе, написать окончательный вариант сочинения.


Заключение

В этой работе я рассмотрела проблемы, которые встречаются в работе при написании сочинений на уроках русского языка в начальной школе.

Сочинение в начальной школе является важнейшим методом воспитания ребенка. Потому что при изложении своих мыслей он приучается концентрировать свои мысли на объекте изучения, анализировать, затем правильно формулирует свои идеи, приходит к какому-нибудь выводу.

В этой работе была проанализирована методическая, литературоведческая литература, труды выдающихся педагогов и психологов, детские работы. Были определены наиболее содержательные методы обучения.

Проделав данную работу, можно сделать вывод, что нужно осуществлять постоянный контроль над развитием мышления школьника путем систематической диагностики, т.е., изучая его сочинения, вовремя внося поправки в его мировоззрения, стилистику, орфографию. Только в этом случае развивающий эффект обучения будет максимальным.


Литература

1. Балашова Т. Ю. Подготовка третьеклассников к сочинению-описанию животного // Начальная школа. - № 10 – 1998. – с.70-75.

2. Васильева Р. А., Суворова Г. Ф. Картины по развитию речи. 1 класс. – М., 1973.

3. Васильева Р. А., Суворова Г. Ф. Сюжетные картинки по развитию речи. 1 класс. – М., 1974.

4. Васильева Р. А., Суворова Г. Ф. Методическое руководство к картинам по развитию речи. 3 класс. – М., 1974.

5. Гуськов Т. В. Сочинение по картине И. И. Левитана «Золотая осень» // Начальная школа. - № 9.- 1981.- с. 23-27.

6. Елисеева М. Т. Работа над изложением и сочинением// Начальная школа. - № 5.- 1981. - с. 26.

7. Закожурникова М. Л. Обучение изложению и сочинению в начальной школе. – М., 1953.

8. Корепина Л. Ф., Борисенко Ю. Н. Работа над сочинениями разных жанров // Начальная школа. - № 12. – 1997. – с. 30-35.

9. Купров В. Д. Образно – эмоциональное описание предмета // Начальная школа. - № 2. – 1989. – с. 20–23.

10. Кустарева В. А., Назарова Л. К., Рождественский Н. С. и др. Методика русского языка. - М., 1982.

11. Латышко Н. А. По системе Л. В. Занкова // Начальная школа. - № 10. – 1995. –с. 47-49.

12. Львов М. Р. Методика развития речи младших школьников. – М., 1985

13. Львов М. Р. Речь младших школьников и пути ее развития. – М., 1975.

14. Львова М. Е. Взаимосвязь обучения изложения и сочинения // Начальная школа. - № 3. – 1984. – с. 32-36.

15. Методика развития речи / Под ред. Ладыженской Т. А. – М., 1991.

16. Нуруллина Н. Н. Как я учу писать детей сочинения // Начальная школа. - № 3. – 1998. – с. 80.

17. Побединская Л. М. Упражнения при подготовке к сочинению // Начальная школа. - № 6. – 1987. – с. 23-24.

18. Попова Л. Ф. Сочинение-описание по картине И. И. Левитана «Золотая осень» // Начальная школа. - № 9. – 1998. – с. 50-53.

19. Потурьева Л. В. Обучение сочинению в ! - № классах // Начальная школа. - № 2. – 1988. – с. 30-35.

20. Рализаева Т. Г., Львов М. Р. Методика обучения русскому языку в начальных классах. – М., 1979.

21. Розенберг Л. А, Развитие творческих сил, литературных способностей младших школьников // Начальная школа. - № 2 – 1995. – с. 25-28.

22. Романовская З. И, Развитие речи и мышления в системе обучения академика Л. В. Занкова // Начальная школа. - № 8. – 1994. – с. 50-55.

23. Черноусова Н. С. Сочинения в начальных классах. – М., 1976.