Смекни!
smekni.com

Особенности нарушения письменной речи у учащихся 4-ого класса общеобразовательной школы (стр. 9 из 14)

Исходя из этих задач, всё обучение русскому языку делится на два этапа:

1. Обращение к сознательному рассмотрению и изучению родного языка, установление наличия в языке таких понятий, как корень, ударение, части слова, слоги, части речи.

2. Подробное изучение тех языковых фактов и явлений, которые рассматриваются в 1 классе, потом программные требования.

Ведущей ролью первого этапа является развитие и коррекция психических функций и мыслительных операций. На втором этапе получает дальнейшее развитие и совершенствование активности и самостоятельности учеников в решении поставленных учебных задач.

Н.Н. Волоскова [36], проводя эксперимент, разработала программу по формированию графо-моторного компонента письма у учащихся начальных классов. В соответствие с ней вся работа разбита на две программы.

Первая программа состоит из 4 комплексов двигательных упражнений. Первый комплекс двигательных упражнений посвящен развитию координации движений рук и ног с постепенно нарастающей сложностью двигательной программы. Он состоит из 3 этапов, в которых движения выполняются одновременно, попеременно, одновременно сменяющиеся. Второй комплекс двигательных упражнений направлен на развитие тонкой моторики пальцев рук. Он также включает 3 этапа, в которых движения ладонями и пальцами выполняются одновременно, попеременно, с одновременной сменой движений пальцами правой и левой руки. Третий комплекс двигательных упражнений направлен на развитие интерсенсорной координации и чувства ритма. Упражнения данного комплекса позволяют корригировать нарушения восприятия, моторики, развивают зрительно-двигательную координацию, пространственные и временные представления, опосредование знаком в процессе моделирования ритмических структур ведет к развитию мыслительной деятельности ребенка. Овладение чувством ритма способствует гармонизации психического развития учащихся.

Упражнения на интерсенсорную координацию представляют собой тренировочные упражнения руками и ногами, выполняемые по схемам-символам. Коррекционные приемы проводятся в три этапа: на первом — выполняются предварительные упражнения, на втором этапе выполняются упражнения по схемам-символам с усложнением, на третьем — учащиеся запоминают группы схем и выполняют их как по единой, цельной схеме. Упражнения, развивающие чувство ритма, представляют собой варианты тренировочных упражнений в воспроизведении различных ритмических структур и серий ритмических структур. Данный комплекс включает 3 этапа.

На первом этапе тренируется воспроизведение ритма по звуковому образцу. Второй этап — воспроизведение ритма по графическому образцу. На третьем этапе выполняются упражнения, направленные на тренировку графической записи ритма по звуковому образцу.

Четвертый комплекс двигательных упражнений составляют артикуляционные упражнения, выполняемые сериями, ритмично, под счет. Можно ритмизировать любой комплекс упражнений, рекомендуемый как подготовительный к постановке того или иного звука речи.

Вторая программа включает тактированное письмо. Одновременно с коррекционной работой по ритмизации общей моторики и тонкой моторики рук необходимо введение тактированного письма с постепенной и пролонгированной автоматизацией каллиграфических навыков.

Издавна в методике обучения детей письму и чистописанию применялся ритмический (тактический) прием (метод тактирования), т.е. письмо под счет. Обучение письму по системе Д.Б. Эльконина основано на приеме ритмизированного письма. Тактированное письмо позволяет добиться четкости, плавности, ритмичности и ускоренного темпа. Данный коррекционный прием предназначен для совершенствования графо-моторного компонента письма у учащихся, имеющих особенности двигательной сферы. Нами разработано обучение тактированному письму, состоящее из трех этапов.

Первый этап включает выполнение следующих упражнений: обводка под счет заготовленных образцов рукописных букв через прозрачную кальку; обводка под счет заготовленных образцов рукописных слогов через прозрачную кальку.

На втором этапе учащиеся обводят через прозрачную кальку под счет заготовленные рукописные слова, которые соединены в группы с одинаковой ритмической структурой и ударением (мак, рак, сок, мох), и обводят словосочетания под счет через прозрачную кальку.

Третий этап включает следующие упражнения: обводку под счет предложений через прозрачную кальку, стихов и микротекстов. На основании этих рекомендаций составлена рабочая тетрадь для формирования графо-моторного компонента письма, предназначенная для работы с учащимися начальных классов общеобразовательной школы.

Речевой материал представлен в тетради по принципу, возрастающей сложности: буквы, слоги, слова, словосочетания, предложения, стихи и микротексты. Подобранный таким образом материал позволяет логопеду работать с учетом индивидуальных особенностей школьника. Логопед имеет возможность на этом речевом материале автоматизировать графический навык письма только определенной буквы, этой буквы в слоге, слове, предложении и т. д.

Графическая система письменных букв в тетради построена на основе зрительных элементов с учетом динамики их двигательного воспроизведения при написании букв. В первую очередь отрабатывается написание тех букв, в которых полностью совпадают зрительные и двигательные элементы. Это заглавные Г, О, П, Р, Т, Э и строчные г, е, о, с, ь, э. Затем — буквы с частично совпадающими двигательными и зрительными элементами, что происходит за счет удлинения конца элемента в буквах: А, Е, Жж, Зз, Ии, Йй, Лл, Мм, н,Уу, Цц, Чч, Шш, Щщ, ъ, Яя или удлинения его начала: А, б, ж, к, н, п, т, р, ю; и буквы, в написании которых объединение двух зрительных элементов в единый двигательный комплекс происходит при условии плавного перехода от одного элемента к другому: Б, Be, Д, е, Кк, Н, Ю, Яя.

Ритмизация процесса письма способствует совершенствованию темпа письма, автоматизации графического навыка письма, воспитывает навык скорописи. Ритмизация письма начинается с тактирования элементов букв, потом тактируются буквы, затем слоги, слова.

Материал для написания слов подбирается с учетом слоговой структуры и ритмического рисунка слова по принципу постепенного усложнения. Словосочетания рифмуются, что позволяет учащимся выдерживать определенный ритм в процессе прочтения и написания, создает определенное эмоциональное настроение. Предложения представляют собой материал, содержащий слова-омонимы. Это позволяет направлять внимание учащихся на значение правильного ударения в словах. Стихи, предложенные для написания в тетради, представляют собой рифмующиеся четверостишья, а микротексты способствуют работе над интонацией и логическим ударением.

Исследователями разных стран установлено, а практикой подтверждено, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.

Как правило, если движения пальцев развиты в соответствии с возрастом, то и речевое развитие ребенка в пределах возрастной нормы.

Поэтому тренировка движений пальцев и кисти рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка, способствующим улучшению артикуляционных движений, подготовки кисти руки к письму и, что не менее важно, мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга, стимулирующим развитие мышления ребенка. Не случайно, упражнения для пальчиков в Японии начинают выполнять с 2-3 месяцев, как видно из опыта Н.А. Бастуй [37].

Работу по развитию движений пальцев и кисти рук следует проводить систематически по 2-5 минут ежедневно.

Вначале дети испытывают затруднения в выполнении многих упражнений. Поэтому отрабатываются упражнения постепенно и вначале выполняются пассивно, с помощью взрослых.

Благоприятное воздействие на развитие движений кисти и пальцев руки, по мнению Л.П.Савиной [38] оказывает самомассаж, а также занятия изобразительной деятельностью (лепкой, рисованием, аппликацией) и ручным трудом (изготовление поделок из бумаги, картона, дерева, ткани, ниток, каштанов, желудей, соломы и т.д.).

По данным представленных авторов (Л.П. Савиной, Н.А. Бастуй, Н.Н. Волосковой, С.Л. Андреевой и других) можно судить о том, что вовремя начатая логопедическая работа способствует правильному формированию речевой функции и преодолению дисграфии. В этой главе раскрываются методы и приемы логопедической работы по преодолению дисграфии у учащихся 4-го класса.

Авторы предлагают для каждого вида дисграфии свои способы, приемы и методы работы. Логопед и педагог должны работать в тесной взаимосвязи. Исследователи предлагают наиболее рациональные пути и направления в преодолении дисграфии. Они рекомендуют тренировать детей в ориентировке в пространстве, тренировать в звуковом анализе, развивать мотивацию, стремление к преодолению речевых нарушений и т.д.

Исследователи рекомендуют в логопедической работе использовать не только логопедические методы, но и психотерапевтические, так как в последние годы в школу приходят дети, имеющие массу физиологических, психологических и речевых проблем.

Исследователь Н.А. Бастуй знакомит с опытом японских ученых по развитию движений пальцев и кистей рук, так как установлено, что развитие речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонкой моторики. Тренировка движений пальцев и кистей рук является важнейшим фактором подготовки руки к письму. Исследователи также указывают на то, что для того, чтобы компенсировать выявленные нарушения, нужны благоприятные внутренние и внешние условия развития детей.


Глава III.Экспериментальное изучение особенностей нарушения письма у учащихся 4-го класса общеобразовательной школы

3.1 Цель, организация, методы исследования особенностей нарушения письма у учащихся 4-го класса общеобразовательной школы