Смекни!
smekni.com

Конструирование из бумаги по типу оригами как средство развития творческих способностей детей мл (стр. 3 из 7)

Детям очень нравится выполнять изделия из полосок бумаги. Этот вид работы создает большие возможности для творчества детей.

Обычно при получении бумажных полосок разной длины и ширины дети тут же начинают их непроизвольно скручивать, свивать, переплетать, перекрещивать, соединять одну с другой, в результате чего возникают разнообразные композиции. Восхитительная белоснежная бумажная пластика, волшебная игра света и тени, бесконечные творческие возможности и перспективы ее использования заставляют удивляться и искать новые пути решения художественных образов и сюжетов.

Если взять две полоски бумаги одного цвета, но разных по размеру, сделать кольцо из каждой, соединить их, а затем добавить чуть-чуть воображения, можно сделать зверей для театрального представления (цыпленка, поросенка, кошку, зайца, и т.д.). В качестве основы для выполнения фигурок животных и людей может быть использован конус или цилиндр [13].

Ребенок самостоятельно открывает новые способы и формы сгибания для полученного нужного элемента. При этом ярко проявляется фантазия ребенка, поскольку он создает все новые и новые комбинации и порой сам удивляется тому, что у него получилось из первоначальной затеи. Дети могут очень долго заниматься этим видом поделок, не желая признавать, что работа закончена, поскольку у них постоянно рождаются новые идеи.

Далее мы подробно рассмотрим особенности конструирования из бумаги по типу оригами и значение этой техники в художественно творческом развитии младших школьников.

Глава 2. Конструирование из бумаги по типу оригами как средство развития художественно - творческих способностей младших школьников.

1.1. История возникновение искусства оригами.

Орига́ми (яп.折り紙, букв.: «сложенная бумага») — древнее искусство складывания фигурок из бумаги. Искусство оригами своими корнями уходит в древний Китай, где и была открыта бумага. Именно там, в 105 году нашей эры появились первые предпосылки для возникновения оригами - искусства складывания любых фигурок из квадратного листа бумаги без использования ножниц и клея. В этом году чиновник Цай Лунь сделал официальный доклад императору о том, что создана технология производства бумаги. Многие десятилетия под страхом смертной казни китайцы хранили тайну создания белого листа. Но со временем, вместе с путешествующими в Японию китайскими монахами, стали путешествовать и некоторые тайны. И в 7веке странствующий буддийский монах Дан-Хо, который умел делать тушь и бумагу, пробирается в Японию и обучает монахов изготавливать бумагу по китайской технологии. Очень скоро в Японии наладили свое массовое производство бумаги, во многом обогнав Китай.

Первые листочки бумаги, сложенные в необычные фигурки появляются сначала в монастырях. Иначе и быть не могло. Ведь в японском языке понятия "Бог" и "Бумага" звучат одинаково, хотя и обозначаются разными иероглифами. Фигурки из бумаги имели символическое значение. Они становились участниками религиозных церемоний. Украшали стены храмов. Помещались на жертвенный костер. До наших дней дошли одни из первых фигурок из бумаги - коробочки "санбо", в которые японцы вкладывали кусочки рыбы и овощей, поднося их в качестве жертвоприношений. Но это еще не было искусство. Просто лист бумаги, очень ценный и дорогой, несущий в себе имя Бога, становился неотъемлемой частью жизни японца.

В периоды Камакура (1185-1333 гг.) и Муромати (1333-1573 гг.) оригами выходит за пределы храмов и достигает императорского двора. А когда массовое производство бумаги позволило снизить на нее цену, искусство складывания проникло в быт дворянства. И тогда появилось искусство самураев. В те времена считалось признаком хорошего воспитания умение богатого дворянина развлечь свою даму на балу складыванием бумажных фигурок. Тогда же возникло и искусство сворачивания тайных писем. Используя свое умение, самураи так складывали свои записки, что только посвященный мог развернуть его. Кроме того, оригамные фигурки часто использовали в свадебной церемонии, украшении домов или праздничных шествиях.

В периоды Адзути – Момояма (1573-1603 гг.) и Эдо (1603-1867 гг.) оригами из церемониального искусства превратилось в популярный способ времяпрепровождения. Именно тогда изобретается ряд новых фигурок, включая знаменитого японского журавлика, которые позже становятся классическими.

Со временем оригами (а этот термин возникает только в 1880 году) становится обязательным занятием во многих японских семьях. Мамы передавали свои знания дочкам, показывая немногие известные им фигурки. Искусство оригами существовало много веков как храмовое, чрезвычайно регламентированное по технике исполнения. Количество фигурок было не велико. Но приемы работы с бумагой, как с материалом на котором можно не только рисовать, но и особым образом сворачивать, тщательно шлифовались. Если обратиться к истории разных стран, то практически везде, где существовало производство бумаги, сложились свои традиции складывания из плоского листа различных фигурок. Например, Северная Африка или Латинская Америка. Но именно Япония подарила миру искусство оригами.

Взрыв популярности оригами произошёл после Второй мировой войны благодаря Акиро Йошидзава, который решил посвятить себя оригами и его развитию. Именно Йошидзава создал то, что сегодня называется "оригамная азбука". Условные обозначения, символы, графические знаки, придуманные Акиро, позволили зафиксировать на бумаге процесс складывания оригамной фигуры. Это замечательное открытие позволило оригами стать универсальным международным языком. И сегодня все книги, посвященные искусству оригами, используют оригамную азбуку Акиро Йошидзава.

Сейчас оригами популярно во всём мире. Оно перестало быть просто искусством. Оригами – великолепный способ снятия стрессов, прекрасный метод обучения, да и просто увлекательное занятие.

2.2. Формы и техники оригами.

В Японии известно несколько форм оригами. Возникли они в разные времена, что обусловливалось не только разными технологиями изготовления похожих изделий, но и появлением цветной бумаги, а также целями выполнения того или иного предмета.

Ашие-и оригами представляет собой бумажную куклу, сделанную при помощи специальных разрезов и сгибов. Лицо куклы рисуется прямо на бумаге, а костюм может быть нарисован или приклеен.

Нишики-и оригами – в этом типе используют разноцветную бумагу, рисунок на которую наносят при помощи деревянных колодок. Он был популярен с позднего периода Тайщё до начала периода Шёва (1926г.). На куклах, выполненных в этом стиле, делали аккуратные разрезы и кисточкой разрисовывали черты лица и предметы одежды.

Касанеори оригами представляет собой специальный сгиб, полученный при сгибании нескольких разноцветных листов бумаги, смешанных относительно друг друга. Последний лист бумаги кладется только определенного цвета. Это определяется церемонией и ли событием, в которых используется данный тип оригами.

Кавари-и оригами – это тип оригами, для которого используется бумага , отпечатанная с раздельными рисунками на каждом кусочке бумаги. Сгибание отдельных элементов изделия то открывает, то прячет различные фигуры, изображенные на отдельных частях, создавая причудливые картинки. Этот тип оригами используется в различных детских соревнованиях и конкурсах.

Киритсунаги оригами предполагает изготовление нескольких соединенных Фигур. Лучшим примером является “цурифуне” – стая журавликов. Она делается из квадратного листа бумаги, который надрезан на маленькие квадратики, соединенные с центральным большим квадратом. Существует 49 различных способов разрезания бумаги, и заготовка бывает достаточно сложной. “Сембазуру” подразумевает складывание и украшение дома журавликами как талисман, как желание сбыться мечте. Обычно для этого типа оригами используется японская бумага “ваши”, которая может сгибаться до 30 слоев.

Эти типы оригами не нашли широко использования в других странахмира, так как они тесно связаны с различными церемониями, ритуалами и праздниками, присущими только Японии. Однако складывание, основанное на использовании квадратного листа бумаги и традиционных форм оригами, нашло применение в образовании и искусстве множества стран.

Как говорилось ранее, искусство складывания идет из далеких веков, из того времени, когда в сознании людей не было различия между живой и неживой природой. Видимо, тогда, наряду с гохэй, тате, ноши, каташиро появились и коробочки самбо, в которые клали небольшие кусочки овощей и рыбы, поднося их в качестве жертвоприношения. Самбо в Японии было очень тесно связанно с религией, в самом начале (приблизительно несколько столетий назад) искусство оригами существовало как храмовое, чрезвычайно регламентированное по технике выполнения. Количество изделий было невелико. На них отрабатывались приемы работы с бумагой как с материалом, на котором можно не только писать и рисовать, но из которого можно выполнять разные бумажные фигурки. Именно в это время люди стали понимать, что для оригами нужны определенные сорта бумаги. Она должна быть эластичной, хорошо сохранять линии перегибов, не быть ломкой и ворсистой. В то время искусство оригами знали немногие, бумага была очень дорогой и не было разработано схем выполнения того или иного изделия. Техника и приемы работы с бумагой передавались непосредственно от человека к человеку. Накапливались и традиционные изделия для того или иного ритуала или церемонии. Постепенно сложилась традиционная форма оригами, в основе которой лежали базовые формы «Журавлик», «Лягушка», «Бабочка» и т.п. [Приложение №1].

Со временем стали появляться мастера, которых не устраивали рамки традиционной формы оригами. Они искали новые базовые формы для выполнения своих изделий. Использовали не только лист квадратной формы, но и прямоугольник, ромб, пятиугольники и шестиугольники, круг, треугольник. Это расширило возможности оригами и позволило создавать изделия, которые из квадратного листа сделать не возможно. Кошо Ушияво говорил: “Оригами – это мир, в котором каждый, кто может изобразить вещи из единственного листа бумаги, испытывает радость создателя “. Изделия стали более личностными, более творческими и разнообразными.