Смекни!
smekni.com

Морально-волевая подготовка детей к школе (стр. 14 из 15)

- Посмотрите, художник изобразил не только холм, но и церковь. Вот что примечательно: храмы строили раньше в особенных местах, чтобы верующие почувствовали прилив сил, чтобы им легко и радостно дышалось, чтобы чувства рождались возвышенные. Стоя возле этой картины, глубоко вздохнем, и, возможно, вы догадаетесь, какие чувства называют возвышенными.

Дошкольники довольно легко приходят к выводу, что чувства возвышенные – добрые, легкие, светлые. Однако, если возникнет затруднение предлагается игра "Выбирайка!". Её правило – подобрать антонимы (доброе – злое, легкое – тяжелое, светлое – темное, тихое – шумное).

- Снегурочку кто-то вызвал на праздник. Вот она и не смогла прийти на свидание, но прислала свою младшую сестру.

"Младшая" сестра Снегурочки просит дошкольников вспомнить, какие зимние забавы они знают, а затем подводит к репродукции картины Константина Юона "К Троице. Март" (дошкольники должны увидеть и почувствовать в этом пейзаже движение).

Воспитатель начинает свой рассказ.

- Художник Константин Федорович Юон очень любил красоту маленьких городов центральной России. Картина эта называется "К Троице. Март" Попытаемся вместе объяснить её название. Почему март, когда на полотне изображен зимний пейзаж? Может, я ошиблась? И месяц март – это зимний месяц? (Ответы.) Вы правы, март – первый месяц весны, но зима пока еще не хочет расставаться с нами. В марте часто идет снег, наметает сугробы вдоль дорог. Так бывает в Москве. А во многих маленьких уютных российских городах, например, в Сергиев-Посаде, зима длится дольше, чем в столице. Именно туда, в Сергиев-Посад, отправились герои этой картины. Город этот известен всей России – здесь расположен Троице-Сергиев монастырь. Со всей нашей страны стекаются в Сергиев-Посад люди, которые верят в Бога, приезжают с самыми возвышенными чувствами, чтобы помолиться Всевышнему. От этого им становится легче, даже если на их долю выпало горе. Сейчас в Сергиев-Посад можно добраться поездом из Москвы за два часа, а раньше "к Троице" путешествовали зимой на санях, и путь этот был долгий, со множеством остановок. Посмотрите и скажите: на этом пейзаже путешественники едут или остановились? Обратите внимание на то, как изображены лошади, как "взрывают снег" полозья саней.

Если дошкольники смогут объяснить, что сани движутся, воспитатель поздравляет их.

- Сестра Снегурочки обязательно передаст ей, какие у вас зоркие глаза. "К Троице. Март". А вот я не могу понять: грустная эта картина или радостная? Помогите мне! Иногда одна и та же картина может быть одновременно и радостной, и грустной. Об этом "рассказывают" ее краски, ее ритм, движение.

Несомненно, радостная, видите какими сочными красками написал ее художник Юон! В монастырь, на церковный праздник, ехали, ожидая радостной встречи с чудом. Но одновременно картина эта и чуть грустная. Посмотрите, какой грязноватый снег на дороге! Его покрывало уже не радует чистотой и свежестью, ведь зима все-таки заканчивается.

Красавица русская зима тоже бывает разной: тихой и спокойной, как на пейзаже Бялыницкого-Бирули, а может быть очень шумной, веселой. И сейчас мы весело отправимся на встречу именно с такой зимой. Только вот разобьемся на тройки, вообразим, что мы резво скачем на лошадках, а под дугой у наших "троек" звонко заливаются бубенчики.

Воспитатель разбивает дошкольников на группы по три в каждой, предлагает образовать строй, показывает каждому "кореннику", как он должен держать над плечами расписную дугу, и пристегивает его "под руки" к "боковым лошадям" и тройки под звук колокольчика трогаются в путь. Построение в "тройки под дугой", когда ведущий не имеет права размыкать рук при движении, обеспечивает организованное и управляемое взрослым передвижение группы в зале детского сада и в то же время воспринимается детьми как строгое правило увлекательной игры.

Игровой момент "Езда на тройках" не только способствует разрядке, но и связывает в смысловом отношении части занятия, вторая половина которого переносит дошкольников к репродукции картины Бориса Кустодиева "Масленица".

- Сейчас вы окажетесь конечно понарошку, в картине "Масленица".По моей команде "Замри!" вы застываете перед картиной и несколько секунд рассматриваете ее молча. А теперь, пожалуйста, найдите место, через которое художник "приглашает нас войти" в пространство. (Если дошкольники затрудняются, следует подсказка: в картине надо найти "следы", которые помогут проникнуть в картину.) Молодцы! Нашли-таки следы на снегу. Но скажите, вы бегать на месте умеете? Покажите! Хорошо! Тогда побежали в картину! (Вслед за имитацией "бега на месте" следует команда.) Замрите! Посмотрите и выберите, куда вы "побежите" в пространстве картины? (Ответы.)

- Кустодиев любил изображать русские народные праздники, передавая все прелести обычаев. Одно из его творений изображает самый веселый праздник – "широкую масленицу". Обратите внимание, как сильно вытянут холст картины по горизонтали. Покажите, вытянув руки в стороны, как "шагает" "широкая" масленица на картине. Правильно, вот так, широко. И это не случайно: художник специально выбрал такой размер, чтобы как можно было больше разместить на полотне народных забав.

Оказавшись в пространстве этой картины, к чему бы вам хотелось прикоснуться, чтобы почувствовать на ощупь?

Раз вам удалось пробраться в пространство картины вдохните поглубже воздух и скажите: какие запахи и ароматы в нем проносятся? Мне кажется, пахнет свежим морозным воздухом, даже носу больно дышать. Посмотрите, как барышня в санях свой носик в меха уткнула. А еще снизу доносится запах жареных блинов. Ведь на масленицу всегда и торгуют, и угощают масляными блинами. Посмотрите, какими "вкусными" красками написал Кустодиев эту картину. Что из изображенного на ней так и хочется попробовать? (Ответы.) Можно сказать, что снег на картине как взбитые сливки, а небо как сладкий розово-желтоватый крем на торте.

- А что "слышно" в этой раздольной картине? (Ответы.) Это кричат вороны или галки, которые поднялись высоко-высоко в небо над ветками деревьев, опушенных снежной бахромой. Что их распугало? Может быть гомон мальчишек, летящих с горы, или веселый смех ездоков в санях и залихватские крики ямщика на лошадей: "Эх, залетные!"

- Настало время, - замечает он, - возвращения в зал детского сада. Продолжаем нашу игру. Замрите! На счет "Раз, два, три!" запрягайтесь в тройки. Едем прощаться с зимой!

Дошкольники отправляются к картине "Зимой". Эта небольшая работа – маленький колористический шедевр Константина Коровина.

Перед работой Константина Коровина "Зимой" воспитатель "распрягает" тройки, но оставляет у себя в руках дугу темно-лилового цвета.

- Резво бежали наши тройки, но вдруг остановились, замерли. Так, наверное, как-то раз замер и художник Константин Алексеевич Коровин, оказавшись в деревенском дворике, обнесенном стареньким покосившимся забором. Замер потому, что увидел с детства знакомую картину: невзрачный домишко с занесенной снегом крышей, терпеливо стоящую лошадку, запряженную в старенькие сани-розвальни. Скромный, очень обыденный (обычный) для прежнего времени пейзаж, когда не было машин не только в деревне, но и в городе. Художник и название дал ему простое "Зимой". Но посмотрите, какую поэтическую прелесть увидел Коровин в хорошо знакомом и привычном. Посмотрите, как написан снег! Вы, может, думаете, что художник использовал только белую краску – белила? Нет! Оказывается, он увидел в белом снегу множество оттенков. "Поймаем" глазами некоторые из них. Кто найдет в этом "сереньком" пейзаже густой звучный цвет?

При этих словах воспитатель, как бы невзначай, подносит к полотну расписную лиловую дугу. Дошкольники реагируют на цветовую подсказку и находят в картине "Зимой" дугу такого же цвета, но не расписную. Некоторые из них вспоминают варежку, брошенную на снег перед занятием и находят пятнышки-рефлексы на белом и серебристо-сером фоне.

- Смотрите, розоватые пятнышки на снегу, сиреневые на заборе возле лиловой тряпки, развешанной на нем. И снова блики на снегу – золотистые, зеленоватые. Откуда они возникли, отчего так нежно отразились? (Вместе с детьми воспитатель называет цвета материи, которая устилает сани изнутри: желто-розовый, зеленый, дымчато-серый. А вновь появившаяся кукла – сестра Снегурочки – одобрительно поощряет маленьких наблюдателей.) Если зима в картине "Масленица" была праздничная, шумная, звонкая, то с какой зимой мы познакомились у картины Коровина? (Ответы дошкольников.)

Воспитатель дополняет подбором антонимов: "не яркой, а нежной, не шумной, а тихой, задумчивой, не праздничной, а скромной".

В конце занятия дошкольников подводит к репродукции картины Игоря Эммануиловича Грабаря "Февральская лазурь".

- Сейчас художник Игорь Эммануилович Грабарь порадует нас картиной, на которой, как в сказке, "выросло" настоящее чудо-дерево. Смотрите, какое оно высокое, словно продолжает расти у нас на глазах, не умещаясь на холсте! Пожалуйста, возьмите в руки "волшебную" невидимую кисточку и покажите, как она двигалась в руках художника, зажигая красочные мазки как драгоценные капельки. Раз! И на белом стволе березы зажигается желтая капелька. (Воспитатель имитирует в воздухе движение кисти и дошкольники повторяют его.) Два! И засверкала фиолетовым цветом, как драгоценный камень…

- А какой же здесь, на картине "Февральская лазурь", предстает перед нами зима? Правильно! Конечно, сказочной, чудесной, волшебной, сверкающей, искрящейся! Вот, оказывается, какая замечательная наша красавица зимушка-зима!


Приложение Е

Комплекс дидактических игр

Цель дидактических игр:

- повысить уровень морально-волевых качеств;