регистрация / вход

Педагогическая технология 2

Основные понятия Педагогическая технология это системный метод планирования, применения и оценивания всего процесса обучения и усвоения знаний путем учета челове­ческих и технических ресурсов и взаимодействия между ними для достижения более эффективной формы образования» (ЮНЕСКО, 1986).

Основные понятия

Педагогическая технология это системный метод планирования, применения и оценивания всего процесса обучения и усвоения знаний путем учета челове­ческих и технических ресурсов и взаимодействия между ними для достижения более эффективной формы образования» (ЮНЕСКО, 1986).

Мозговая атака – метод группового обучения и стимулирования по­знавательной активности, основанный на процессе совместного разрешения поставленных в ходе организованной дискуссии проблем. В ходе ее участни­ков побуждают к свободному выдвижению идей с последующим их критиче­ским рассмотрением.

Рефлексия – (лат.) процесс самопознания субъектом внутренних психологических состояний.

Творчество – деятельность, результатом которой является создание новых материальных и духовных ценностей.

Компетенция описывает потенциал личности. Бывают:

· социальные компетенции (способность брать на себя ответственность, участвовать в совместном принятии решений, в различного рода социальном проектировании, участвовать в цивилизованном разрешении конфликтов);

· межкультурные компетенции (способность уважать и понимать национальные, религиозные и социальные культурные формы, внутренний духовный мир других людей, на основе общекультурного личного багажа);

· компетенции саморазвития (потребность и способность к самообразованию, осознание самоактуализации, собственных достоинств и способностей, способность личностного целеполагания, адекватная профориентация, стремление к успеху).

Технология коллективной творческой деятельности — это система философии, условий, методов, приемов и организационных форм воспитания, обеспечивающих формирование и творческое развитие коллектива взрослых и детей на принципах гуманизма.

И гровые технологии достаточно обширная группа методов и приемов организации педагогического процесса. Игра это вид деятельности в условиях ситуаций, направлен­ных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением

Технологии личностно ориентированного обучения – это максимальное развитие индивидуальных познавательных способностей ребенка на основе использования имеющегося у него опыта жизнедеятельности.

Технология программированного обучения — это такое обучение, при котором происходит усвоение программированного учебного материала с помощью обучающих устройств (ЭВМ, программированного учебника, кинотренажера и др.). Технология программированного обучения отличается от других технологий тем, что весь преподносимый материал подается в строго алгоритмичном (логически последовательном) порядке сравнительно небольшими порциями учебной информации («шагов», файлов, «кадров» и т. д.).

Т ехнология совместного научного исследования – предназначена для развития творческого или критического мышления, формирования опыта и инструментария учебно-исследовательской деятельности, поиск и определение личностных смыслов.

Т РИЗ-технология (Теории Решения Изобретательских Задач) — это универсальная организационно-педагогическая и методическая система, которая позволяет сочетать предметно-познавательную деятельность с методами активизации и развития мышления, а также творческого решения учебных и социальных задач. ТРИЗ-технология ставит целью формирование сильного мышления у обучающихся, воспитание творческой личности, подготовленной к решению сложных нестандартных задач в различных областях человеческой деятельности.

Технология проектного обучения — альтернативная технология, которая противопоставляется классно-урочной системе, при которой не даются готовые знания, а используется технология защиты индивидуальных проектов.

Проек т — буквально это «брошенный вперед», то есть прототип, прообраз какого-либо объекта, вида деятельности, а проектирование превращается в процесс создания проекта.

Модель — искусственно созданный объект в пиле схемы, таблицы, чертежа и т. п., который, будучи аналогичен исследуемому объекту, отображает и воспроизводит в более простом, уменьшенном виде структуру, свойства, взаимосвязи и отношения между элементами исследуемого объекта, непосредственное изуче­ние к-рого связано с к.-л. трудностями, большими затратами средств и энергии или просто недоступно, и тем самым облегча­ет процесс получения информации об интересующем предмете.

Теоретический материал

· Классификация технологий дополнительного образования детей

· Модель обобщенных социально-воспитательных технологий

· Модель обобщенных рационально-образовательных технологий

Классификация технологий дополнительного образования детей

Исходя из этих актуальных принципов, новых идей формируются со­ответствующие им педагогические технологии, которые представляют сво­его рода системы тактических путей для освоения человеком способов дея­тельности и мышления, познания многообразия культуры и творческого ее преобразования. Но сколь бы оригинальными не были идеи, все они прохо­дят своеобразный «контроль» на соответствие современному гуманизму, ак­тивно отстаивающему признание индивидуальности, обладающей правом на интеллектуальную, экономическую свободу, моральную автономию, соци­альную суверенность. При этом предполагается обязательное наличие у че­ловека социальной, культурной, индивидуальной ответственности за прини­маемые решения. Рождение, становление и развитие этого качества человека невозможно вне специально организованной системы педагогической под­держки самоопределения в образовании – интеграции в обра­зовательном учреждении психологической, социальной и медицинской по­мощи индивидуального развития ребенка для его духовного прозрения, для самостоятельного и успешного продвижения в дифференцированном образо­вании, выборе собственного смысла жизни. Предмет педагогической под­держки – процесс совместного с ребенком определения его собственных ин­тересов, целей, возможностей и путей решения проблем, мешающих ему со­хранить свое личное достоинство и самостоятельно достигать результатов в обучении, общении, образе жизни.

Образовательные технологии стимулирования самоопределения лич­ности, образовательные модели поддержки самоосуществления индивиду­альности остаются еще для российского образования бескрайним простран­ством освоения. Даже в дополнительном образовании детей, где всегда были условия свободного, добровольного выбора занятия, проявления своей увле­ченности, желания заниматься каким-либо делом, где очевидна непринуж­денность, естественность саморазвития каждого (педагога и детей), домини­рует стихийность самореализации, а не системно организованный процесс становления сознательного определения своего «Я». Для многих учреждений дополнительного образования детей еще предстоит освоить идею психолого-педагогической поддержки на уровне содержания, организации, управления и технологического воплощения в образовательном процессе.

В дополнительном образовании место и ценность педагогической технологии, конкретного авторского творчества иное. Здесь технология – спо­соб самовыражения людей, самореализации их интеллектуальных качеств, что соответствует главному основанию образовательной деятельности,— свобод­ный, целевой выбор детьми и педагогами путей, способов, содержания и ре­зультата совместного общения. И одновременно, технология – это выбор наи­более рациональных, эффективных способов, приемов, методик образователь­ной деятельности, продуманности каждого шага в реализации программы, ори­ентации на новейшие достижения в области наук о человеке.

Опыт практического освоения современных технологий в дополни­тельном образовании нельзя охарактеризовать полностью как опыт активно­го творчества. Скорее всего — это опыт обучения, трансформации эталонов в новые условия, это практика экспериментальной деятельности, порой ос­нованной только на интуиции, личном опыте и убеждениях.

Наиболее типичными для практики дополнительного образования де­тей стали технологии, ориентирующиеся на различные модели образователь­ных систем, которые квалифицируются в соответствии с педагогическими целями и задачами:

1. Социально-воспитательные технологии.

Педагогическая цель : личность, осознающая и принимающая ценно­сти человеческого общества, свободы, демократии; строящая свои отношения на принципах равноправия и ненасилия; социально активная и законопослушная; знающая и защищающая права и свободы человека; способная участвовать в творческом преобразовании действительности; ориентирующаяся на гуманистиче­ские ценности; постигающая свой собственный мир, имеющая потребность к самопо­знанию и самореализации.

2. Рационально-образовательные технологии.

Педагогическая цель: личность, владеющая жизненно необходимым запасом знаний, умений, навыков, обладающая развитым интеллектом, рациональным мышлением; желающая и умеющая постоянно получать знания, умения и использо­вать и на практике в специализированных областях.

В основе данных моделей технологий лежит «технология успешного обучения», что составляет сущность обучения в системе дополнительного образования детей. Идея данной технологии – формирование технологии удачливого человека, которому все в жизни удается, со всем он может справиться, добиться поставленной цели.

Модель обобщенных социально-воспитательных технологий

В рамках компетентностного подхода социально-воспитательные технологии направлены на формирование следующих компетенций у воспитанников УДО:

· социально-личностные компетенции (способность и умение личности осознавать и принимать ценности человеческого общества, свободы, демократии, строить свои отношения на принципах равноправия и ненасилия; быть социально активным и законопослушным членом общества; знать и защищать права и свободы человека);

·компетенции в области организаторской деятельности и сотрудничества (способность и умение личности участвовать в творческом преобразовании социально-личностные компетенции (способность и умение действительности).

Реализацию данной парадигмы обеспечивают следующие прикладные технологии: технология коллективной творческой деятельности; игровые, клубные технологии; технологии социального проектирования; формирования политического и экономического мышления; формирования навыков трудовой деятельности.

Технология коллективной творческой деятельности

Наиболее плодотворными в системе дополнительного образования являются хорошо известная технология И.П.Иванова или «орлятская педагогика», а также технология коллективной творческой деятельности.

Технология коллективно-творческой деятельности — это система философии, условий, методов, приемов и организационных форм воспитания, обеспечивающих формирование и творческое развитие коллектива взрослых и детей на принципах гуманизма. Ее цель — раскрепощение личности, формирование гражданского самосознания, развитие его способностей к социальному творчеству, воспитание общественно-активной творческой личности, способной преумножить общественную культуру, сделать вклад в построение правового демократического общества.

Принципы технологии коллективной творческой деятельности:

- учение без принуждения, приоритет успешности обучаемого («Каждый ребенок талантлив»);

- мажорность в общении и обучении;

- учет субъектности (самости) личности ребенка (право ребенка на ошибку, свободный выбор, собственную точку зрения);

- сочетание коллективного и индивидуального воспитания и др.;

- приоритет этических ценностей над информированностью (главные ориентиры: доброта, любовь, трудолюбие, совесть, достоинство и т. д.);

- превращение школы Знания в школу Воспитания.

Можно говорить о некоторых принципах организации коллективного дела как творческого. Это принципы состязательности, игры, импровизации, которые работают потому, что они опираются на глубокие психологические основания: потребности человека в самоутверждении, самовыражении, общении.

Конкретных же форм КТД великое множество. По сообщению С. А. Шмакова, в Липецком педагогическом институте имеется картотека почти на 1500 названий коллективно-творческих дел. Правда, если вглядеться в подобные списки, быстро обнаруживаешь за разными названиями повторяющиеся схемы организации. Назовем эти схемы методиками — «бой», «защита», «эстафета», «путешествие», ролевая игра.

Конструктор коллективных творческих дел (КТД)

1. Коллективное целеполагание. Предварительная анкета, опросник, стартовое собрание, «живая ан­кета», «волшебный сундучок».

2. Коллективное планирование. Деление на группы: по интересам, с использованием эмблем, символов, цветовых жетонов. «Мозговой штурм», общая дискуссия, «Дерево идей», экспертный совет, «Банк идей».

3. Коллективная подготовка. Распределение групповых и индиви­дуальных поручении (добровольность!): самоопределение, жеребьевка, лототрон.

4. Проведение коллективного дела. Сочетание групповых (команд­ных) и индивидуальных заданий, конкурсов. Система подведения итогов (награды, дипломы, значки, медали, вымпелы, сувениры).

5. Коллективный анализ (последействие). Анкета, разговор в кругу, «открытая три­буна», «свободный микрофон», «конверт мнении», листок самооценки, цветодиагностика, незаконченный тезис.

Примечательна система оценивания результатов творчества: похвала за инициативу; публикация работы; выставка работ; награждение грамотами, дипломами, самодельными подарками; присвоение званий, статуса и т. п. На практике доказывается преимущество коллективных способов воспитания, которые являются мощными оптимальными средствами индивидуального воздействия на детей.

Игровые технологии

В отечественной педагогике и психологии проблему игровой де­ятельности разрабатывали К.Д. Ушинский, П.П. Блонский, С.Л. Ру­бинштейн, Д.Б. Эльконин, в зарубежной — 3. Фрейд, Ж. Пиаже и другие. В их трудах исследована и обоснована роль игры в онтоге­незе личности, в развитии основных психических функций, в са­моуправлении и саморегулировании личности, наконец, в процес­сах социализации — в усвоении и использовании человеком обще­ственного опыта.

Мотивация игровой деятельности обеспечивается ее доброволь­ностью, возможностями выбора и элементами соревновательно­сти, удовлетворения потребностей, самоутверждения, самореа­лизации.

В структуру игры как процесса входят:

• роли, взятые на себя играющими;

• игровые действия как средства реализации этих ролей;

• игровое употребление предметов, т. е. замещение реальных вещей игровыми, условными;

• реальные отношения между играющими;

•сюжет (содержание) — область действительности, условно воспроизводимая в игре.

Игра это вид деятельности в условиях ситуаций, направлен­ных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением. Большинство игр отличает следующие черты (С.А. Шмаков):

• свободная развивающая деятельность, предпринимаемая лишь по желанию ребенка, ради удовольствия от самого процесса дея­тельности, а не только от результата (процедурное удовольствие);

• творческий, в значительной мере импровизационный, ак­тивный характер этой деятельности («поле творчества»);

• эмоциональная приподнятость деятельности, соперничество, состязательность, конкуренция («эмоциональное напряжение»);

• наличие прямых или косвенных правил, отражающих содер­жание игры, логическую и временную последовательность ее раз­вития.

По мнению С.А. Шмакова, как феномен педагогической куль­туры игра выполняет следующие важные функции:

• Функция социализации. Игра — есть сильнейшее средство включения ребенка в систе­му общественных отношений, усвоения им богатств культуры.

• Функция межнациональной коммуникации. Игра позволяет ребенку усваивать общечеловеческие ценнос­ти, культуру представителей разных национальностей, посколь­ку «игры национальны и в то же время интернациональны, меж­национальны, общечеловечны»

• Функция самореализации ребенка в игре как «полигоне че­ловеческой практики». Игра позволяет, с одной стороны, построить и проверить про­ект снятия конкретных жизненных затруднений в практике ре­бенка, с другой — выявить недостатки опыта.

• Коммуникативная функция игры ярко иллюстрирует тот факт, что игра — деятельность коммуникативная, позволяющая ребен­ку войти в реальный контекст сложнейших человеческих комму­никаций.

• Диагностическая функция игры предоставляет возможность педагогу диагностировать различные проявления ребенка (интел­лектуальные, творческие, эмоциональные и др.) В то же время игра — «поле самовыражения», в котором ребенок проверяет свои силы, возможности в свободных действиях, самовыражает и са­моутверждает себя.

•Терапевтическая функция игры заключается в использовании игры как средства преодоления различных трудностей, возника­ющих у ребенка в поведении, общении, учении.

• Функция коррекции — есть внесение позитивных измене­ний, дополнений в структуру личностных показателей ребенка. В игре этот процесс происходит естественно, мягко.

• Развлекательная функция игры, пожалуй, одна из основных ее функций.

Педагогические игры — достаточно обширная группа методов и приемов организации педагогического процесса. Основное от­личие педагогической игры от игры вообще состоит в том, что она обладает существенным признаком — четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результа­том, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.

Педагогические игры достаточно разнообразны по:

• дидактическим целям;

• организационной структуре;

• возрастным возможностям их использования;

• специфике содержания.

Чаще всего классификация педагогических игр встречается по: применению области деятельности: интеллектуальные, психологические, физкультурные, социально-педагогические и другие; по игровой методике : сюжетные, ролевые, организационно-деятельностные игры (ОДИ), деловые, имитационные, психодраматические и др.

Игра как метод обучения , передачи опыта старших поколений младшим использовалась с древнейших времен. Широкое при­менение игра находит в народной педагогике, в дошкольных и внешкольных учреждениях. В учебном процессе школы до недавнего времени использование игры было весьма ограничено. В современной школе, делающей ставку на активизацию и ин­тенсификацию учебного процесса, игровая деятельность исполь­зуется в следующих случаях:

• в качестве самодеятельных технологий для освоения поня­тия, темы и даже раздела учебного предмета;

• в качестве элементов (иногда весьма существенных) более обширной технологии;

• в качестве урока (занятия) или его части (введения, объяс­нения, закрепления, упражнения, контроля);

• в качестве технологий внеклассной работы (коллективные творческие дела).

В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает суще­ственным признаком — наличием четко поставленной цели обу­чения и соответствующего ей педагогического результата, кото­рые могут быть обоснованы, выделены в ясном виде и характери­зуются учебно-познавательной направленностью.

Определение места и роли игровой технологии в учебном про­цессе, сочетания элементов игры и учения во многом зависят от понимания учителем функций и классификации педагогических игр.

Для младшего школьного возраста характерны яркость и не­посредственность восприятия, легкость вхождения в образы. Дети легко вовлекаются в любую деятельность, особенно игровую. Они самостоятельно организуются в групповую игру, продолжа­ют игры с предметами и появляются не имитационные игры.

Результативность дидактических игр зависит, во-первых, от систематического их использования, во-вторых, от целенаправ­ленности программы игр в сочетании с обычными дидактически­ми упражнениями.

В отечественной педагогике имеется целый ряд таких игровых технологий («Сам Самыч» В.В. Репкина, Мумми-троль, персона­жи «Волшебника Изумрудного города», «Приключения Буратино»),

В подростковом возрасте наблюдается обострение потребнос­ти в создании своего собственного мира, в стремлении к взрослости, бурное развитие воображения, фантазии, появление сти­хийных групповых игр.

Особенностями игры в старшем школьном возрасте является нацеленность на самоутверждение в обществе, стремление к ро­зыгрышу, ориентация на речевую деятельность.

Деловая игра используется для решения комплексных задач. Ус­воение нового, закрепление материала, развитие творческих способ­ностей, формирование общеучебных умений дает возможность уча­щимся понять и изучить учебный материал с различных позиций.

В учебном процессе применяются различные модификации деловых игр: имитационные, операционные, ролевые игры, де­ловой театр, психо– и социограмма.

Литература

1. Кожухова М.Ю. Формирование исследовательских умений старшеклассников в научном обществе учащихся. – Оренбург, 2004 – 39с. (10 –26­)

2. Буйлова Л.Н. Современные педагогические технологии в дополнительном образовании детей. – М., 2000. – 24с.

3. Дополнительное образование как система современных технологий сохранения и укрепления здоровья детей: учеб. пособие /Под ред. Н. В. Сократова. – Оренбург: Изд-во ОЦДЮТ, 2001. – 177с.

4. Ермолаева Т.И., Логинова Л.Г. Педагогические технологии в сфере дополнительного образования: методическое пособие. – Самара, 1999. – 36 с.

ОТКРЫТЬ САМ ДОКУМЕНТ В НОВОМ ОКНЕ

ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ  [можно без регистрации]

Ваше имя:

Комментарий