Смекни!
smekni.com

Педагогические условия обучения изобразительному искусству (стр. 2 из 3)

Беседы на уроках изобразительного искусства, как правило сопровождаются демонстрацией разнообразных наглядных материалов (репродукций, открыток, иллюстраций и др.)

Отбор произведений изобразительного искусства для изучения школьниками определяется следующими принципами:

- художественно-эстетическая ценность произведений изобразительного искусства;

- виды и жанры изобразительного искусства в их многообразии, традиционность видов народного творчества, технологий художественной обработки материалов в народном искусстве;

- единство эстетического восприятия и художественной практики школьников.

В соответствии с учебными задачами для каждого класса, учителю предоставляется право выбора произведений изобразительного искусства, которые будут использованы для бесед на уроке. На занятиях важным является не историческая последовательность произведений изобразительного искусства, а подбор примеров, которые позволят рассмотреть основные правила, приемы и средства композиции, особенности колористического решения картины. Желательно при этом ориентироваться на лучшие произведения русского и зарубежного искусства разных периодов. Приобретенные художественные знания, умения и навыки помогают учащимся самостоятельно ориентироваться в мире художественной культуры, в социокультурной среде.

Важным условием развития художественного творчества учащихся на уроках изобразительного искусства является использование педагогами технических средств обучения, особенно видео- и аудиоаппаратуры, и специальных наглядных пособий. Роль наглядности в обучении было теоретически обоснована еще в XVII веке Я.А.Каменским, позднее идеи ее использования как важнейшего дидактического средства были развиты в трудах многих выдающихся педагогов – И.Г.Песталоцци, К.Д.Ушинского и др. значение наглядности в обучении подчеркивал еще Леонардо да Винчи.

Успешная реализация принципа наглядности в обучении возможна при активной мыслительной деятельности учащихся, особенно когда происходит «движение» мысли от конкретного к абстрактному или, наоборот, от абстрактного к конкретному.

На уроках изобразительного искусства необходимо использовать видеоматериал, включать музыкальные записи. Методика показа видеофильмов разнообразна. Это могут быть фрагменты, более продолжительные просмотры, показ в сопровождении медиативной музыки и др. Эмоциональное воздействие видеообразов на развитие художественного творчества учащихся трудно переоценить.

Повышению эффективности учебного процесса помогает разнообразное применение самостоятельно изготовленных учебных таблиц, а также учебные пособия, изданные по изобразительному искусству, репродукций и открыток с изображением произведений известных художников. Учителя сами делают наглядные пособия, отражающие способы передачи пространства и движения в рисунке, закономерности построения объектов, таблицы, раскрывающие методическую последовательность выполнения изобразительных, дизайнерских и декоративных работ. В целях активизации мыслительной деятельности учащихся можно использовать на уроках карточки-упражнения, карточки-задания. Важная роль в раскрытии средств художественно-образной выразительности принадлежит иллюстрациям к детским книгам, выполненным известными художниками.

Систематическая реализация принципа наглядности на уроках изобразительного искусства тесно связана с рисованием натуры, поскольку ее объекты сами выступают на этих уроках как наглядные пособия.

Активное изучение детьми под руководством педагога натуры, активизация наблюдений учащихся за окружающей действительностью, изучение ими предметов декоративно-прикладного искусства, культуры и быта, архитектурных деталей – все это также относится к педагогическим условиям интенсивного развития художественного творчества. С целью активизации наблюдений учащихся можно разработать специальный план-вопросник, включающий, например, такие вопросы: что расположено на переднем плане? Что ближе, а что дальше? Каково состояние неба? Какое освещение? Какие характерные черты ландшафта вы можете назвать? В развитии творческого воображения существует определенная закономерность: чем больше запас зрительных представлений, полученных в процессе наблюдения за действительностью, рисования с натуры и по памяти, тем активнее в сознании возникают разнообразные ассоциации и связи. Это своеобразная психологическая база для творческого воображения. Обычно дети недостаточно хорошо представляют себе объекты композиции, эпоху, быт, костюмы, архитектуру, пейзаж и другие детали. Поэтому необходимо знакомить их с подобными объектами и явлениями, организуя посещение музеев, выставок.

На все этапы занятия, по возможности, следует вводить творческие, импровизационные и проблемные задачи. Одно из главных требований при этом – предоставление детям самостоятельности, что не исключает оказания им, при необходимости, педагогической помощи.

Задачи на импровизацию – высшая степень проявления творчества. От копирования лучших образцов произведений искусства учащиеся постепенно подводятся к созданию собственных вариаций и импровизаций.

Проблемный поход к обучению реализуется как постановка перед школьниками вопросов; в виде задач, развивающих видение новых функций уже знакомых предметов (например, превращение отпечатка ладошки в какие-нибудь образы); в формировании у учащихся умения комбинировать ранее известные способы решения проблемы и находить свой, новый способ, (например в процессе выполнения заданий на конструирование архитектурных построек, машин и т.д. из «бросовых» материалов - упаковок, банок, веревок и т.п.). Поиск оригинального композиционного решения рисунка также выступает у учащихся проблемной задачей.

Еще одним важным условием развития художественного творчества детей является разнообразие применяемых художественных материалов и техник. Учащимся для выполнения заданий предлагают такие материалы как карандаш, акварель или гуашь, цветные мелки, черная тушь, тонированная бумага и др. В каждом конкретном случае выбор художественного материала обусловлен конкретной задачей. В 1-2 классе учитель обычно сам предлагает детям тот или иной художественный материал. По мере взросления и накопления опыта, формирования навыков изобразительной грамоты, к выбору материала привлекаются сами учащиеся.

Использование разнообразных художественных материалов, применение смешанных техник не только позволяет учащимся добиваться большой образной выразительности, но и содействует развитию художественного творчества.

Важно помнить и о смене видов изобразительной деятельности в течение учебного года (графика, живопись, лепка конструирование, декоративная работа и др.). Именно чередование этих видов позволяет избежать потери интереса к изобразительной деятельности, сохраняет эффект новизны, и в то же время дает возможность систематически работать над овладением художественными материалами и техниками.

Сочетание на уроках изобразительного искусства коллективных и индивидуальных форм работы – важное условие развития творчества. Оно может осуществляться по-разному, в зависимости от темы урока и педагогических задач. К примеру, учащихся делят на группы, между которыми устраивают соревнование по созданию ими своих коллективных композиций. При этом дети поочередно выполняют ту или иную часть рисунка. Возможно также выполнение композиции, объединяющей индивидуальные работы учеников.

В коллективной изобразительной деятельности дети самостоятельно распределяют обязанности, осуществляют коллективный контроль и самоконтроль, стремятся к согласованным действиям, у них появляется дополнительная энергия, они легче преодолевают трудности и решают сложные творческие задачи, рождается коллективная инициатива и соревнование.

Как показывает опыт работы необходимым условием эффективности развития художественного творчества учащихся является введение в структуру урока игровых элементов и художественно-дидактических игр, использование элементов соревнования. Как известно игра – ведущий вид деятельности ребенка, она оказывает огромное воспитательное влияние на его развитие. В игре растущая личность удовлетворяет самые разнообразные потребности – общение, познание, движение, самоутверждение, игра отвечает разносторонним интересам ребенка, его потребностям в красоте. Существенное значение игры в воспитании художественно-творческой активности на уроках изобразительного искусства обусловлено тем, что она всегда связана с переживаниями ребенком положительного эмоционального состояния; введение игровых ситуаций увлекает ребенка, создает благоприятный эмоциональный тонус, стимулирует проявление творческих способностей. Игровые моменты в изобразительной деятельности усиливают внимание детей к поставленной задаче, стимулируют мышление, воображение, фантазию. Вместе с тем и здесь должна быть соблюдена педагогически целесообразная мера – изобразительная деятельность школьника – это труд, хотя и носящий ярко выраженный художественный характер.

Систематическое развитие педагогически целесообразных взаимосвязей между разделами учебного предмета «Изобразительное искусство», между этой и другими школьными дисциплинами, интегрированное обучение искусству в школе – одно из необходимых условий развития художественного творчества школьников. Обеспечение систематических взаимосвязей между разделами учебного предмета «Изобразительное искусство» и межпредметные взаимосвязи имеют существенное значение для эффективности обучения по этим предметам и создают предпосылки для комплексного, интегративного подхода.