Смекни!
smekni.com

Социальное пространство воспитательного процесса (стр. 2 из 5)

Для ранней юности, когда завершается интенсивное познание своего "Я" и формируется жизненная позиция, акценты воспитательные перемещаются на группу свобод­ного общения. Здесь, в свободном диалоге с другим "Я" юность глядится в себя, а в общении с противоположным полом, выявляя мужское и женское начало, формирует свою социально-половую роль.

Социальное пространство разворачивает перед под­растающим ребенком все более широкий спектр социаль­ных отношений через присутствие его в различных соци­альных группах. При этом, разнообразие микрогрупп впи­сано в общий контекст на улице, в транспорте, в обще­ственных учреждениях, через радио, телевидение, кино, книги, фоно- и видеозаписи.

Современная культура, благодаря своим научно-техническим достижениям, значительно и стремительно расширяет социальное пространство ребенка, который до­вольно рано покидает свой первый узкий мирок домашне­го очага. Еще вчера зная только свой двор, район, город, село, сегодня он пересекает географические пояса, путе­шествуя по странам.

Все отчетливее обнаруживается стирание границы между миром взрослых и детей. Последние становятся равными участниками жизни, и разграничение социального пространства взрослых и социального пространства де­тей уходит в прошлое, неся с собой как положительное, так и отрицательное влияние на детство.

Демократизация общества, гуманизация отношений, ассимиляция культур, интеграция стран и сообществ пре­образуют социальное пространство из гетерогенного вчера в гомогенное1 сегодня. Ребенок города и села, белорусско­го или татарского, скажем, окружения, семьи рабочего или семьи интеллигента находится в принципиально одинако­вом социальном пространстве, а если точнее, наблюдается тенденция к такому преобразованию, хотя в одних странах — больше, в других — меньше.

И социальное пространство, скорее, отличается куль­турологическими характеристиками, чем профессиональ­ными, социальными и даже национальными. Тут ре­шающим признаком становятся основы жизни, а не ее частные конкретизированные детали.

Впечатления от всего этого социального многообра­зия, на поверхностный взгляд, не поддаются упорядоче­нию, и педагог нередко впадает в отчаяние: его влияние мизерно в море социальных влияний. Он, действительно, не в силах противостоять социальной ситуации развития в определенном социальном пространстве. Достаточно вспомнить о существовании неблагополучных семей, не­квалифицированных учителей, безнравственных тренеров, вульгарных телекомментаторов, чтобы педагогическая ра­бота потеряла оптимистический импульс.

Педагог обладает огромной силой влияния в силу то­го, что осуществляет профессиональный перевод социаль­ной ситуации развития ребенка в педагогическую. Не в состоянии изменить обстоятельства, он и не посягает на такого рода труд, лишь интегрирует происходящее, вскры­вая сущность, снимая поверхностный слой, который до­ступен восприятию ребенка.

Посмотрим, как этот перевод реализуется практически.

Учитель узнает, что мальчик прыгал среди несущихся по реке льдин во время ледохода. Об этом сообщают дети, смеясь и гор­дясь товарищем. "А ты о маме подумал?.. А что будет с отцом, если бы ты утонул? Ты играл со смертью - это твое право. Вoт сколько го­ря было за твоей спиной, и оно дожидалось, чтобы ты оступился...— так откликнулся учитель. И дети притихли, пораженные болью в го­лосе педагога и открывшимся внутренним смыслом лихачества.

Преподаватель поднимает оброненную кем-то ручку, кладет на подоконник: "Пусть лежит на видном месте. Хозяин вернется - сразу заметит".

Учительница, воспользовавшись помощью старшеклассника, говорит: "Хорошо, что есть мужчины".

Обсуждая очередную информацию об убийстве, дети выжида­тельно смотрят на классного руководителя. А тот: "Жажда богатства и власти всегда выводит за рамки человеческой жизни, особенно если богатство награблено, а власть нечестно захвачена..."

Педагогическая интерпретация совершается на уровне наивысших ценностей жизни, достойной Человека, по­этому там, где производится попрание ценностей (обидели человека; надругались над слабым, унизили подчиненного, нарушили неприкосновенность личности, присвоили не­заработанное и т.п.), и там, где они утверждаются (проявили сочувствие, поступили по совести, оказали по­мощь, сотворили красоты, открыли истину, сберегли сла­бые ростки живого и т.п.), детям открывается этот абстра­гированный мир ценностных основ достойной жизни.

Педагог не может завязать глаза воспитаннику, чтобы тот не видел черных сторон жизни, но не может и пройти мимо замечательных достояний человеческой культуры, ибо они тоже могут оставаться за границами детского вос­приятия. Он переводит любую социальную ситуацию по­средством педагогического обертона, создавая в социаль­ном оркестре отношений вполне определенный обертон, как отношенческую доминанту, которая наделяет цен­ностным звучанием любое падающее на личность воздей­ствие, окрашивая его в ценностные тона.

Педагогический обертон — это социально-ценностная интерпретация пестрого калейдоскопа предметов, фактов, явлений, событий, это выделение (обобщенный взгляд) в происходящем ценностного содержания, это взгляд на случившееся с точки зрения общечеловеческих наивысших ценностей. Педагогический обертон — это предлагаемая воспитаннику позиция в восприятии мелькающих кадров социального макро- и микропространства. Заданный тон обусловливает ценностное восприятие ребенком и пози­тивных и негативных сторон жизни. Благодаря педагогическому обертону социальное пространство со своим сложным переплетением социальных групп становления фактором личностного духовного развития.

Таким образом, осуществить воспитание в социальном пространстве — это значит признать все сферы жизни ре­бенка, перемещающегося из одной социальной группы в другую и попадающего в разновариативные системы соци­альных отношений, единой воспитательной идеей, ориен­тирующей воспитанника на наивысшие ценности общече­ловеческой современной культуры.

Психологический климат группы

Расположение ребенка в социальном пространстве опосредуется его нахождением в какой-либо социальной группе. Так, школьник входит в социальное школьное пространство благодаря тому, что он является учеником определенного класса. Малыш вписывается в простран­ство двора, будучи жителем определенного дома:

Социальное пространство влияет на человека через группу, а через нее он входит в социум и сам составляет часть социума.

Механизмом формирующего влияния группы на ре­бенка является психологический климат, а вернее, соци­ально-психологический климат группы.

Социально-психологический климат группы (семьи, товарищества, школы, творческой группы, региона, об­щества) — это система отношений, влияющих на самочув­ствие личности и тем самым определяющих направлен­ность и характер деятельности, а значит, и развития лич­ности. Когда мы говорим, что ребенок воспитывается в социуме, то подразумевается не число людей, не их внеш­ний вид и даже не их образование или профессия, хотя последнее немаловажно, в первую очередь, предполагается соответствующий его развитию социально-психо­логический климат, социальное поле отношений, в кото­ром размещено "Я" ребенка.

Он слагается из устойчивых отношений группы к че­ловеку (значит, друг к другу), к делу, объединяющему чле­нов группы, к руководителю группы, а также к событиям, происходящим в группе и за ее пределами, к обществу как таковому, представительство которого так сильно ощутимо в школе, и каждого члена в группе к самому себе. В узел схватывается вся эта совокупность отношений общим от­ношением к группе каждого члена ее.

Социально-психологический климат — чрезвычай­ной сложности тонкости феномен, потому что это уди­вительное поле отношений существует лишь благодаря динамике выражаемых отношений, идущих от одного субъекта к другому. Климат рождается в момент выяв­ляемых отношений и существует пока посыл отноше­ний от одного субъекта к другому совершается. Объекты не обладают способностью создавать социально-психологический климат, так как не выступают субъек­тами отношений. Отношенческое поле климата группы всегда в движении — как некое электромагнитное поле, как световое пространство, заполняемое волнами световых лучей. Фраза, взгляд, поза, пластика, действие, даже платье, даже мизансцена - все, как лучи света, как электромагнит­ная волна, свидетельствуют о климатическом поле группы, несущем в себе социальное отношение.

Климат группы благоприятен, если названные от­ношения позитивны. Мера благоприятствия группового климата обусловлена уровнем положительных отноше­ний. Неблагоприятным становится психологический климат, как только одно из этих ключевых отношений принимает свое негативное направление ("отри­цательный вектор"). Если дело неинтересно, если руко­водителю не доверяют, если неуважительны по отноше­нию друг к другу, если каждый или большинство несет в себе антиобщественную направленность, то климат группы становится разлагающим фактором, тормозя­щим развитие каждого из группы, в том числе, и того, кто выбивается в лидеры.

Социально-психологический климат складывается в течение некоторого времени деятельного существования групп, рождаясь как устойчивое образование из много­кратного воспроизведения социально-психологической атмосферы, которая, в отличие от климата, неустойчи­ва, сиюминутна, летуча и переменчива. Для установле­ния климата необходимо время и некоторая история жизнедеятельности группы. Атмосфера — непосредствен­ная психологическая реакция в виде самочувствия группы на какой-либо жизненный агент. Появилось солнце — все повеселели. Кого-то обидели — тревожность нависла психологическим облаком. Открылась радостная пер­спектива — повысился общий тонус и смягчились вза­имоотношения.