Смекни!
smekni.com

Традиции и инновации в образовании (стр. 3 из 6)

Изучая мнемические процессы, можно сделать вывод о том, что общим для всех этих многообразных процессов, которые обычно объединяются термином память, является то, что они отражают или воспроизводят прошлое, прежде пережитое индивидом. Благодаря этому значительно расширяются возможности отражения действительности – с настоящего оно распространяется и на прошлое. Без памяти мы были бы существами мгновения. Наше прошлое было бы мертво для будущего. Настоящее по мере его протекания безвозвратно исчезало бы в прошлом. Не было бы ни основанных на прошлом знаний, ни навыков. Не было бы психической жизни, смыкающегося в единстве личного сознания, и невозможен был бы факт по существу непрерывного учения, проходящий через всю нашу жизнь и делающий нас тем, что мы есть.

Все эти процессы памяти в свою очередь являются сторонами, моментами более конкретной деятельности, связанной с познанием мира и изменением его.

2 ТРАДИЦИИ И ИННОВАЦИИ В ОБРАЗОВАНИИ

2.1 Традиционное образование

Основным принципом современной концепции образования является трактовка идеала образованности через знание и познание. Исходя из этого образование — способ передачи социально-культурного опыта человечества, одним из основных компонентов которого является наука. (5, с.186)

В любом образовании очень многое возлагается на память, на процесс знания, хранения и воспроизводства традиции, на повторение прошлого.

Традиция, в отличие от памяти, работает с историческим прошлым, с прошлым когда-то бывшего, с прошедшим настоящим. Традиция не дает прошлому пройти, она стирает грань между прошлым и настоящим, она хранит присутствие реального прошлого в длящемся настоящем. (4, с.123)

Советская школа ориентировалась на профессиональную подготовку, она связывала жизненный успех человека с тем, насколько он способен освоить профессию, полезную и нужную обществу и реализовать себя в общественном производстве. При этом доминантой советской школы была ориентация на знания. Школа давала фундаментальную подготовку, предполагавшую развитие универсальных способностей — мышления, творчества, коллективистских качеств, что позволяет видеть профессию не узкооперационально, но масштабно, а значит, не быть рабом профессии: советские специалисты были "специалистами широкого профиля", они легко осваивали смежные профессии. Советская школа не ставила задачу ввести ребенка в жизнь традиции. Более того, идеология, реализующаяся в школьном образовании, преднамеренно создавала в сознании новых поколений барьеры для восприятия тех ценностей, источником которых является культурообразующая традиция Православия. Так, например, одна из важнейших категорий самосознания — человеческое достоинство — в церковной традиции связывается с воспитанием такого качества как смирение. Это понятие было исключено из воспитательного тезауруса советских времен, и человеческое достоинство раскрывалось через категорию гордости, — в православной традиции это понятие противоположно смирению как грех противоположен добродетели. (

В постсоветской России можно наблюдать два противонаправленных процесса. С одной стороны, происходит редукция "знаниевой" модели школы к модели "информационной". Перед школой ставится задача адаптировать учащихся к рынку труда. Ориентация на рынок труда вытесняет из образовательной сферы понимание уникальности человеческой личности, ее высокого предназначения, ее талантов и способностей. Развивать следует только те способности, которые позволят решать задачу адаптации.

Вместе с тем укрепляется и растет понимание, что профессиональная подготовка есть только часть системы образования. Цели образования гораздо значительнее и включают в себя осознание человеком цели и смысла жизни, своего предназначения в этом мире и ответственности за свою жизнь перед лицом вечности. Задача образования – обеспечить историческую преемственность поколений — сформулирована среди главных приоритетов Национальной доктрины образования.

Чтобы обеспечить этот приоритет, необходимо выстраивать новые культуросообразные основы отечественного образования, необходимо выстроить цели образования иерархически, сознательно определить цель введения новых поколений в жизнь традиции как иерархически главенствующую. Необходимо признать, что эти культуросообразные основы образования обязательно будут связаны с православной традицией, открыты навстречу духовному опыту Церкви.

Чтобы школа была способна решать задачу освоения традиции, в образовательном процессе необходимо обеспечить освоение следующих содержательных элементов:

1. Опыт трудовой деятельности;

2. Опыт творческой деятельности;

3. Ценности и смыслы традиции;

4. Опыт межчеловеческого общения на основе ценностей и смыслов традиции;

5. Опыт духовной жизни, условия, обретения которого передаются в формах традиции.

Если школа не обеспечивает этого, она не выполняет задачи освоения традиции. Следует, однако, понимать, что школа в одиночку не способна осуществить эту задачу.

Эта задача решается не школой и даже не системой образования, понимаемой институционально, по формулировке Закона об образовании, как система учреждений, образовательных программ и управления.

Человека воспитывает культура – совокупность форм, выработанных в русле основных традиций, определивших историческую жизнь народа. В воспитании человека, кроме школы, важнейшую роль должны выполнять семья и Церковь.

Однако институциализированное образование призвано играть здесь существенную роль. Ведь если школа ставит барьеры для обретения опыта духовной жизни, если она передает не традиционные, а какие-то иные ценности и смыслы, тем паче противоречащие традиционным, — она становится инструментом разрушения традиции.

Наиболее адекватна задаче передачи традиции система непрерывного образования. Система непрерывного образования трактуется как непрерывный процесс жизни, в которой на определенном включаются образовательные учреждения, начиная с дошкольных, кончая постдипломным. Не человек идет в школу, а школа входит в жизнь человека. Единство и непрерывность процесса обеспечивается целью сохранения передачи освоения традиции. В системе непрерывного образования эта цель — системообразующий элемент. Если этой цели нет, нет непрерывности.

Система непрерывного образования, выстроенная в этой стратегии, должна быть нацелена не только на то, чтобы дать человеку образовательный минимум, соответствующий его возрасту и интересам общества, но также создать условия для духовного становления личности, которым сможет пользоваться каждый гражданин страны. Она должна обеспечить неотъемлемое право личности на доступность тысячелетнего духовного наследия России и нравственного опыта поколений для всех граждан страны, независимо от их семейных преданий и социального положения.

Подводя итог этому краткому обзору тенденций, поисков, неизбежных конфликтов между неизведанным и привычным в трудном и противоречивом процессе перехода к новой эпохе развития российского общества и его образовательной сферы, можно утверждать, что этот итог - в целом положительный. Надежду на лучшее поддерживает уже то, что есть возможность свободно обсуждать и оценивать происходящее. Все больше людей, и педагогов в том числе, приходят к убеждению: многое в судьбе народа и их самих от них же и зависит - от их самостоятельности, профессионализма, готовности к действию. Придет время спокойной эволюции, стабилизируется и взаимосвязь инноваций и традиций в педагогической науке и практике.

2.1 Инновации в образовании

Слово «инновация» имеет латинское происхождение. В переводе оно означает обновление, изменение, ввод чего-то нового, введение новизны. Понятие «нововведение» (инновация) определяется и как новшество, и как процесс введения этого новшества в практику. А И. Приго­жин, изучающий проблемы становления инноваций в педагогике, рассматривает нововведе­ние как процесс целенаправленной деятельности людей-инноваторов.

Изучая теоретические положения инновационного процесса, можно выделить концеп­цию «жизненного цикла» нововведения, которая исходит из того, что нововведение есть про­цесс, протекающий во времени. Этот процесс проходит определенные этапы, различающи­еся по видам деятельности, которые обеспечивают создание и исполнение новшества. К на­стоящему времени в научной литературе сложилась следующая схема подразделения иннова­ционного процесса на этапы:

1.Этап рождения новой идеи или возникновения концепции новшества; условно его назы­вают этапом открытия, которое является результатом, как правило, фундаментальных и прикладных научных исследований (или мгновенного «озарения»).

2.Этап изобретения, то есть создания новшества, воплощенного в какой-либо объект, Ма­териальный или духовный продукт - образец.

3.Этап нововведения, на котором полученное новшество находит практическое примене­ние, его доработка; завершается этап получением устойчивого эффекта от новшества. После этого начинается самостоятельное существование новшества, процесс нововведе­ния вступает в следующую стадию, которая наступает лишь при условии восприимчивости к новшеству.

В фазе использования новшества выделяются дальнейшие этапы:

4.Этап распространения новшества, заключающийся в его широком внедрении в новые сферы.

5.Этап господства новшества в конкретной области, когда собственно новшество переста­ет быть таковым, теряя свою новизну. Завершается этот этап появлением эффективной альтернативы или замены данного новшества более эффективным.

6.Этап сокращения масштабов применения новшества, связанный с заменой его Новым продуктом. (9, с.408)