Смекни!
smekni.com

Дидактическая игра как средство умственного развития (стр. 5 из 7)

- элементы логического мышления – основная часть группы 82% (13 человек) с трудом устанавливают (либо ошибочно устанавливают) сериационные отношения между понятиями, испытывают сложности в установлении родо-видовых и классификационных отношений между понятиями.


Диаграмма 3.

На протяжении всего обучения в старшей группе мною проводилась развивающая работа с использованием системы дидактических игр как средства умственного развития детей – факт проводимой работы отмечен на представленной выше диаграмме: выявлена положительная тенденция в формировании умственных способностей детей как в качественном, так и в количественном отношении. Так, высокий уровень изменился на 12% (2 человека) , средний уровень остался по количеству детей (соответственно и процентов) неизменным, но в данном случае изменился списочный состав детей, имевших и имеющих на момент диагностики средний уровень, который претерпел изменения за счет детей с низким уровнем на январь месяц, соответственно уменьшил свои показатели низкий уровень с 4 человек (25%) до 2 человек (13 %).


ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА 2004-05 УЧЕБНЫЙ ГОД

Диаграмма 4.

Согласно результатам, за период с СЕНТЯБРЯ по ЯНВАРЬ 2004-05 уч.года:

- увеличился показатель высокого уровня с 7 человек (44%) до 9 человек (56%);

- снизились показатели низкого уровня с 1 человека (6%) до отсутствия уровня к середине учебного года;

- показатель среднего уровня также снизился с 8 человек (50%) до 7 человек (44%) в сторону роста показателя высокого уровня

Анализ результатов, отображенных на диаграмме 4, позволяет говорить, что имеет место положительная динамика в плане умственного развития детей подготовительной логопедической группы.

2.2 Формирующий эксперимент

Исходя из теоретических разработок, рассмотренных в первой части данной квалификационной работы, из результатов констатирующей части исследования, где отмечены «слабые» места детей в формировании и развитии познавательных способностей детей, видно, что требуется проведение коррекционно-развивающей работы в данном направлениии коррекция имеющихся результатов у данной группы детей возможна.

Гипотеза: есть возможность предположить, что в ходе систематической, планомерной и целенаправленной работы произойдут существенные положительные изменения в умственном развитии у выделенной группы дошкольников посредством использования системы дидактических игр как одного из средств умственного воспитания, а такжепри использовании всех средств коррекционного педагогического воздействия и при обязательном построении индивидуально-дифференцированных программ образования и развития, предполагающими изучение каждого ребенка.

Определено направление, задачи коррекционно-развивающей работы:

1) осуществить отбор содержания дидактических игр,

2) простроить систему их использования с целью оптимизации коррекционного педагогического воздействия на познавательное развитие ребенка-дошкольника

Хотелось бы заметить, что представленные в данной работе и в Приложении дидактические игры – это лишь небольшая часть системы использования дидактических как одного из способов развития умственных способностей детей дошкольного возраста.

В целях решения задач, поставленных в данной части (формирующий эксперимент) практического исследования необходимо простроить систему использования дидактических игр, которая бы предполагала развитие и формирование познавательных процессов детей дошкольного возраста.

Все дидактические игры направлены на развитие мышления и речи детей, они формируют разные стороны этого процесса. От объекта к слову и от слова к объекту – два взаимосвязанных подхода, которые использовались при разработке системы игр.

Первая группа игр — это игры, формирующие умение вы делять основные, характерные признаки предметов и явлений, сравнивать, сопоставлять их. Проводятся они по типу игр-за гадок («Отгадай-ка», «Магазин», «Где находится Петя?», «Ра дио», «Да — нет», «Похож — непохож», «Что за птица?» и др). В этой группе игр следует особенно сказать об играх, направленных на умение составлять связный, интересный, последовательный рассказ о том или ином предмете, учитывая всю совокупность его признаков, на умение сравнивать, классифицировать, обобщать и это все проявляется в логической четкости, доказательности речи, что способствует не только активизации словаря детей, но расширяет ознакомление ребенка с миром вещей, явлений, их свойствами, качествами.

Вторая группа — игры, воспитывающие умение группиро вать, обобщать предметы по определенным признакам. («Назо ви три предмета», «Нужно — не нужно», «Кому что нужно?», «А если бы...», «Охотник» и др.).

Третья группа — игры, требующие от детей умения отличать реальные явления от нереальных, замечать алогизмы, делать правильные умозаключения, понимать юмор («Кто больше заметит и объяснит небылиц?», «Придумай небылицы сам», «Придумай перевертыши», «Бывает — не бывает»).

Четвертая группа — игры, воспитывающие умение владеть собой, внимание, находчивость, сообразительность («Фанты», «Где мы были, мы не скажем», «Семья», «Наоборот», «И я»,

Методика проведения игр предусматривает требования:

1.Сделать игры занимательными, избежать сухости, сохра нить в игре то, что ее отличало бы от занятий (бесед, рассказов) и дидактических упражнений. Занимательность должна заключаться в правилах, побуждающих ребенка думать. Кроме того, широко используются такие игровые элементы, как сговор, жеребьевка, считалочка, разыгрывание фантов, сорев нование. Разыгрывание фантов, которым заканчивается большинство игр, интересно само по себе и требует от детей находчивости, умения владеть собой, перевоплощаться («Превратись в дедушку», «Стань пчелой», «Сядь на пол и встань без помощи рук» и т. п.).

2. .Создать условия для умственной и двигательной активности всех играющих детей. Правила игры не должны строить ся так, чтобы играли двое, а остальные ждали своей очереди. Активны должны быть все: одни загадывают, другие отга дывают; одни называют предметы, другие их отсчитывают; од ни придумывают рассказы-небылицы, другие слушают их и за тем разоблачают и т. д.

Дидактические игры могут проводиться как во время занятий (как целое занятие или часть его), так и в часы игр. Если вос питатель хочет закрепить или уточнить те или иные знания, полученные на занятиях, он проводит игру на материале этих занятий.

Первая группа игр. «Где был Летя?»

а) Эта игра является усложненным вариантом игры «Отгадай-ка». Правила ее требуют от детей умения описать не предмет, а обстановку, процесс, например труд людей. Таким образом, знания детей, которые они здесь используют, должны быть не только более обширными, но и более обобщенными; от детей требуются наблюдательность, сообразительность. Воспитатель рассказывает: «В детский сад пришел новый мальчик Петя. Вышел он из комнаты и заблудился. Ходит по детскому саду и заглядывает в разные двери. Расскажите, что он увидел в нашем детском саду, что делали взрослые, дети, а мы отгадаем, в какую же комнату заглянул Петя». Дети опи сывают кухню («Петя заглянул в дверь и увидел огромную плиту, на ней стояли большие-пребольшие кастрюли, две тети в белых фартуках и косынках варили обед, жарили котлеты»), мед.комнату, групповые, зал и т. д. Так они учатся составлять небольшие рассказы, в которых описывается обстановка и труд взрослых. Усложняя игру, воспитатель в другой раз, используя эту же ситуацию, ставит иную задачу: «Когда новый мальчик Петя приехал в наш город, ему захотелось увидеть, что в нем есть интересного, красивого, какие улицы, парки, дома. Расскажи те, куда бы мог пойти Петя и что бы он мог увидеть, а мы от гадаем, куда же попал Петя».Дети рассказывают о различных объектах строительства, парках, улицах, учреждениях. Чтобы выявить знания детей, можно предложить им рас сказать о городах нашей Родины, о том, что бы мог увидеть Пе тя, например, поехав с папой в отпуск.

б) Дается следующая тема: Петя отправился путешествовать в дальние страны. Дети активно используют свои знания о жар ких и холодных странах, о Северном Ледовитом океане. Воспитатель уточняет знания и представления детей. Пока зывает иллюстрации, диафильмы. И дети часто сами решают, кто ответил правильно, кто нет. А главное, у них формируется интерес к приобретению новых знаний.

В играх на описание предметов можно усложнять и спосо бы решения задачи. Угадывать предмет можно путем поста новки вопроса, например, где дети угадывают задуманный предмет.

К данной группе игр относим также дидактические игры и упражнения на расширение ориентировки в окружающем и формирование словаря.

ПЕРЕЕЗЖАЕМ НА НОВУЮ КВАРТИРУ

Цель: Научить детей различать предметы, сходные по назначе нию и похожие внешне, помочь запомнить их названия; акти визировать в речи детей соответствующий словарь.

Игровой материал:1. Предметные картинки (парные): чашка — стакан, круж ка — чашка, масленка — сахарница, чайник — кофейник, ка стрюля — сковородка, платок — косынка, шапка — шляпа, платье — сарафан, свитер — безрукавка, пальто — куртка, шу ба — зимнее пальто, брюки — шорты, носки — гольфы, чул ки — носки, перчатки — варежки, туфли — босоножки, тапоч ки — сандалии, ранец — портфель, люстра — настольная лампа (рис. ).

1. Коробочки для складывания картинок.




Ход дидактической игры

Играют 6—9 детей. Воспитатель вручает каждому ребенку 2—3 пары картинок, например: чашка — стакан, платок — косынка, ранец — портфель. Рассказывает: «Дети, мы полу чили новую квартиру. Надо собрать все вещи и упаковать их для переезда. Сначала я буду упаковывать посуду. Вы мне будете помогать. Подавайте мне только ту вещь, которую я назову. Будьте внимательны — многие вещи внешне похожи. Не спутайте, например, кружку с чашкой, чайник с кофейни ком. Собранную посуду я сложу в синюю коробку».Воспитатель называет по одному предмету из каждой пары, например кофейник. Если ребенок ошибается (предъяв ляет чайник), картинка остается у него. К концу игры у детей не должно остаться ни одной кар тинки. Проигравшим считается тот, у кого остались кар тинки. Затем для активизации в речи детей соответствующего словаря воспитатель предлагает одному ребенку вынимать из коробки собранные картинки и говорить, что он достал, а остальным — называть предмет, объединенный в пару с предъ являемым. Например, ведущий говорит: «Перчатки».— «Ва режки»,— отвечает партнер по игре и отдает ему свою кар тинку.