Смекни!
smekni.com

Организация и методика развития воображения у детей 6-ти лет в художественной деятельности (стр. 3 из 5)

Благодаря константности восприятия мы воспринимаем окружающие предметы или образы как относительно постоянные по форме, цвету, величине и т.п. Источником константности восприятия являются активные действия перцептивной системы (системы анализаторов). Многократное восприятие одних и тех же образов при разных условиях позволяет выделить относительно постоянную, инвариантную структуру воспринимаемого образа. Константность восприятия не врожденное свойство, а приобретенное.

Целостность восприятия предполагает восприятия целостного образа, изображенного на картине. Однако способность целостного зрительного восприятия не является врожденной. Об этом свидетельствуют данные о восприятии людей, которые ослепли в младенчестве и которым возвратили зрение в зрелые годы: в первые дни после операции они видят не мир предметов (образов), а лишь расплывчатые очертания, пятна различной яркости и величины. Постепенно, через несколько недель, у этих людей формировалось зрительное восприятие, но оно оставалось ограничено тем, что они узнали ранее путем осяза-ния. Таким образом, восприятие формируется в процессе практики, т.е. восприятие – это система перцептивных действий, которыми надо овладеть.

Избирательность восприятия проявляется в преимущественном выделении одних объектов (образов) по сравнению с другими.

Восприятие произведений искусства во многом зависит от знаний ребенка, его прошлого опыта, психофизиологического развития.

Обработка данных: адекватность восприятия произведения искусства оценивалась по пятибальной шкале, подсчитывалось общее количество баллов. Результаты обобщались и фиксировались.

В ходе подготовки проведения формирующего эксперимента исследователь проводил с детьми групповое занятие, где речь шла об умении вырабатывать в себе способность быть в художественном восприятии и суждениях независимым, избирательным; об эпохе, в которой картины были написаны, о художниках, их жизни и творчестве; о сюжетах картин.

Оценка результатов формирующего эксперимента также осуществлялась по пятибальной шкале, подсчитывалось количество баллов, результаты обобщались и фиксировались.

Использовались те же параметры, что и при оценке результатов констатирующего эксперимента.

Цель формирующего эксперимента – выявить изменения особенностей восприятия младшими школьниками произведений искусства после проведения группового занятия, формирования первичных представлений о лучших произведениях мировой культуры.

Организация исследования начиналась с обследования детей младшего школьного возраста. Сбор информации осуществлялся по позициям: анкетные данные, анамнез, психомоторное развитие, перенесенные заболевания, данные о нервно-психическом, соматическом состоянии, состоянии слуха и зрения, исследование не речевых психических функций, фонетической стороны речи, лексики и грамматического строя импрессивной речи, лексики и грамматического строя экспрессивной речи.

Следующий этап предполагал выделение в экспериментальную группу детей, показатели которых соответствуют норме. Было выделено 18 детей, средний возраст которых составил 7 – 10 лет.

Далее было проведено исследование пассивного и активного словаря детей с целью выявления объема знаний о произведениях художественного творчества.

Анализ обследования словаря показал, что многие понятия имеются в пассивном словаре ребенка, но отсутствуют в активном.

На этапе формирующего эксперимента происходило первичное ознакомление детей с творчеством художников эпохи Возрождения, формирование первичных общих представлений о ней.

Естественно, что для детей 7 – 8-летнего возраста потребовалось время, т.к. само понимание сюжета и знание картины, целостность и избирательность восприятия - достаточно сложные процессы и требуют определенных знаний.

Происходило формирование у детей умения выделять особенности сюжета, дифференцированности восприятия, а также адекватность владения словарем.

Деятельность детей была направлена на вычленение особенностей цвета, формы, величины изображенного. При этом исследователь наблюдал за интенсивностью переживаемых детьми чувств и эмоций.

Подбор репродукций ( четыре репродукции с одинаковым сюжетом) позволял формировать дифференцированное восприятие изображенного разными мастерами, был активно задействован зрительный анализатор.

В ходе проведения формирующего эксперимента происходила организация познавательной деятельности детей.

Успех экспериментов во многом зависел от ряда условий:

- репродукции со сходным сюжетом;

- репродукции с картин известных мастеров эпохи Возрождения;

- изображенное на репродукциях было понятно школьникам;

- репродукции имели достаточное количество сравниваемых признаков;

- рассматривание репродукций и их описывание школьниками осуществлялось индивидуально;

- комната, где происходили эксперименты было хорошо освещено;

- школьники не знали, что являются участниками эксперимента;

- школьники имели примерно одинаковый уровень психофизиологического развития;

- при проведении экспериментов со школьниками исследователь создал благоприятную психологическую атмосферу;

- результаты исследования фиксировались после проведения бесед со школьниками;

- исследователь помогал детям подобрать слова для описания их впечатлений от изображенного на репродукциях, наиболее точно их сформулировать.

- исследователь не препятствовал фантазированию детей, выражению их эмоционального состояния.

Полученные результаты исследования обобщались и интерпретировались.

Глава 3. АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ПРОВЕДЕННЫХ

ЭКСПЕРИМЕНТОВ

Выясняя насколько отчетливо дети формулируют свои впечатления от изображенного на репродукциях в ходе проведения констатирующего эксперимента, были получены следующие данные:

1. Обследование пассивного словаря (таблица 1)

детей выявило, что в основном дети имеют достаточно объемный пассивный словарь.

Таблица 1.

Обследование пассивного словаря

детей.

_____________________________________________________

Имя Возраст Количество

Ребенка ребенка баллов

(лет)

_____________________________________________________

1 2 3

-----------------------------------------------------

Гриша Б. 7 2

Саша М. 8 3

Леня Е. 10 5

Лена Г. 10 5

Люда Ю. 7 3

Галя Б. 9 4

Миша О. 8 3

Саша З. 9 3

Юра А. 7 2

Андрей У. 9 3

Кирилл К. 10 8 2

Гриша У. 10 4

Таня Д. 8 4

Галя В. 10 5

Аня Н. 9 4

Юля З. 7 3

Алеша Н. 10 4

Тимур Н. 8

-----------------------------------------------------

Обследование активного словаря (таблица 2) выя-

вило следующее:

Таблица 2.

Обследование активного словаря

детей

_____________________________________________________

Имя Возраст Количество

ребенка ребенка баллов

(лет)

Гриша Б. 7 1

Саша М. 8 2

Леня Е. 10 4

Лена Г. 10 4

Люда Ю. 7 2

Галя Б. 9 3

Миша О. 8 1

Саша З. 9 2

Юра А. 7 1

Андрей У. 9 2

Кирилл К. 8 1

Гриша У. 10 3

Таня Д. 8 2

Галя В. 10 3

Аня Н. 9 4

Юля З. 7 1

Алеша Н. 10 3

Тимур Н. 8 1

_____________________________________________________

Характерно, что у детей одного и того же возраста наблюдается разрыв в уровне развития пассивного и активного словаря.

Результаты констатирующего эксперимента позволили выделить затруднения, возникающие у детей при формулировании своих впечатлений от увиденного на репродукциях:

1. Отсутствие слова в активном словаре. Ребенок не может сформулировать понятие, правильно назвать объект, он долго подбирает слово, хотя знает его.

2. Неправильное название некоторых элементов картины

Таблица 3.

_____________________________________________________

Название элементов картины, : Слова-заменители

которое подменялось другим :

______________________________________________________________

Замок дом

Нимб круг над головой

Мадонна_____________________________мать______________

--------------------------------------------------------------

Далее в таблицах представлены результаты анализа восприятия детьми произведений искусства.

Таблица 4

Имя Возраст Параметр: Количество

ребенка знание баллов

картин(1)


Гриша Б. 7 не знает 0

Саша М. 8 не знает 0

Леня Е. 10 знает 1 1

Лена Г. 10 знает 2 2

Люда Ю. 7 не знает 0

Галя Б. 9 знает 1 1

Миша О. 8 не знает 0

Саша З. 9 не знает 0

Юра А. 7 не знает 0

Андрей У. 9 не знает 0

Кирилл К. 8 знает 1 1

Гриша У. 10 знает 1 1

Таня Д. 8 не знает 0

Галя В. 10 знает 2 2

Аня Н. 9 не знает 0

Юля З. 7 не знает 0

Алеша Н. 10 не знает 0

Тимур Н. 8 не знает 0

_______________________________________________________

Как видно из таблицы 4 мало кто из детей знает представленные картины, что свидетельствует о низком уровне эстетического развития.

Таблица 5

Имя Возраст Параметр: Объяснение Количество

ребенка понимание баллов

сюжета (2)