Смекни!
smekni.com

Развитие творческого воображения у шестилетних детей на занятиях изобразительной деятельности (стр. 2 из 10)

- представление объектов и явлений, ранее встречающихся в жизни человека;

- представление предметов и явлений, ранее не встречающихся в жизненной практике человека, но есть точная, исходная информация об этом;

- представление объектов и явлений, не встречающихся, в жизни человека и нет никакой информации о них – фантазия (самый сильный вид).

Творческое воображение — особый вид психической деятельности позволяющий человеку в идеальном, духовном плане сдавать что-то принципиально новое, несущее до сих пор или то, что не может существовать реально. [13, с. 18]

Сущность творческого воображения заключается вспособности подмечать и выделять в предметах и явлениях специфические признаки, свойства и переносить их на другие предметы, то есть в создании нового образа. Основной задачей творческого воображения является представление ожидаемого результата до его осуществления.

Следовательно, этот вид воображения больше всего влияет на развитие творческой личности, ее способностей, мотивов, знаний, умений. Только благодаря творческому воображению человеку удаётся создать продукт, отличающийся новизной, уникальностью и оригинальностью. Доказательством этому служат работы О. М. Дьяченко «Воображение дошкольника» [6, с. 23], Л. С. Выготского «Воображение и его развитие в детском возрасте» [3, с. 12]. Творческое воображение определяется как «самостоятельное создание новых образов, которые реализуются в оригинальных продуктах деятельности». Такого же мнения придерживаются В. И. Слободчиков и Е. И. Исаев в своём учебнике «Общая психология», считают, что творческое воображение — это самостоятельное создание новых образов, которые реализуются в оригинальных продуктах деятельности. Творческое воображение — это продуцирование оригинального образа без опоры на готовое описание или условное изображение. Именно этот вид воображения играет важную роль во всех видах творческой деятельности и взрослого и ребёнка. Также связь воображения с творчеством «вытекает» из его функций: Симановский А. Э. выделяет следующие функции:

Обеспечение мысленного отхода за пределы воспринимаемого, обеспечивает прогноз будущего, «оживляет» то, что было раньше и одной из основных функции воображения он считает обслуживание творчества. [18]

Творческое воображение, являясь основной составляющей творческой личности, выполняет ряд специфических функций:

Первая функция состоит в том, чтобы представлять действительность в образах и иметь возможность пользоваться ими, решая задачи.

Вторая функция воображения состоит в регулировании эмоциональных состояний или защитная. При помощи своего воображения ребенок способен хотя бы отчасти удовлетворять многие потребности, снимать порождаемую ими напряженность. Она помогает малышу решить эмоциональные и личностные проблемы, неосознанно избавиться от тревожащих воспоминаний, восстановить психический комфорт, преодолеть чувство одиночества. Воображение ситуации помощи другим людям, животным говорит о том, что ребенок не чувствует себя значимым, большим в реальной жизни и стремится реализовать фантазии потребность в самоутверждении. Это говорит о важности для дошкольника творческого воображения.

Третья функция воображения связана с его участием в произвольной регуляции познавательных процессов и состояний человека, в частности восприятия, внимания, памяти, речи, эмоций, с помощью искусственно вызываемых образов человек может обращать внимание на нужные события. По средствам образов он получает возможность управлять восприятием, воспоминаниями, высказываниями.

Четвертая функция воображения состоит в формировании внутреннего плана действий – способности выполнять их в уме, манипулируя образами.

Пятая функция – это планирование и программирование деятельности, составление таких программ, оценка их правильности, процесса реализации.

Все функции творческого воображения направлены на продуцирование оригинального образа без опоры на готовое описание, оно играет важную роль во всех видах творческой деятельности детей.

Творческое воображение дошкольников отличается яркостью и непосредственностью, но все-таки оно беднее, чем у взрослого, хотя проходит те же этапы развития.

Для того чтобы понять особенности развития воображение у дошкольников необходимо знать закономерности и механизмы воображения, его приемы, знание этого является важнейшим звеном образования людей, работающих с детьми.

Что касается загадочности этого феномена, то он состоит в том, что до сих пор нам мало известно именно о механизме воображения, в том числе о его анатомо-физиологической основе. Где в мозге человека локализовано воображение? С работой каких известных нам нервных органических структур оно связано? На эти важные вопросы ученые почти ничего конкретного ответить не могут. Во всяком случае, об этом мы можем сказать гораздо меньше, чем, например, о процессах восприятия, внимания и памяти.

По Т. Рибо в начале воображение проявляется в придумывании, а потом в реализации замысла [15, с. 112].

Общий механизм воображения может быть описан так: в начале воображение проявляется в придумывании, а потом в реализации замысла. Говоря о специфике механизмов детского воображения, Л. С. Выготский отмечал, «что выполнение комбинаторных действий при создании образа происходит во внешнем плане» [4, с. 56].

Также с этой точкой зрения согласен В.В. Давыдов, он отмечал, что в замысле ребенка обнаруживается одна из важных особенностей воображения – умение всегда видеть целое раньше его частей. Он также отмечал такое качество образов детского воображения как субъективность. Также не существует конкретных возрастных периодов для развития воображения, всё зависит от индивидуальных особенностей личности. Отсюда вытекает вопрос: как возможно создание новых образов в процессе воображения? Иначе говоря, что является психологической предпосылкой описанного механизма воображения?

«Образы — являются не статичными, неизменными, мертвыми вещами, они динамические прео6разования. Стоит сделать попытку фиксировать какой-нибудь «Образ, чтобы убедиться в том, как он каждый раз на наших глазах изменяется, сдвигается, в какой-то мере трансформируется, то одни его стороны выступают на передний план, то другие, выступающие в один момент отступают, стушевываются, сходя на нет в следующий момент. Образ – представление по своей природе стабильное, динамическое, каждый раз изменяющееся образование. Поэтому оно легко поддается преобразованию. В психологии хорошо известна такая характерная черта образов и представлений об окружающем, как их гибкость и динамичность...» - писал С.П. Рубинштейн [4].

Если человек отделяет одни черты образа от других, то в какой-то момент он может перенести их на другие предметы, даже на такие вещи, которые сами по себе этими чертами не обладают. Когда это произойдет, получится новый образ, новой вещи, которой еще не было. В этом переносе, позволяющем строить новые образы, и заключается, работа творческого воображения. Иными словами процесс творческого воображение состоит в отчленении какого-либо свойства образа от других его свойств и в переносе этого свойства на другой образ.

Придумывание происходит так: какое-либо свойство образа отчленяется от других его свойств и переносится на такой образ, который сам по себе им не обладает. Если перенесенное свойство существенно для образа, то возникает новый образ.

Реализация замысла: руководствуясь созданным образом, человек создает какой-то реальный объект, то возникает новая вещь.Если же образ не сможет быть реализован вкаком-либо предметном материале, он останется просто образом фантазии - Л.С. Выготский [4, с. 70] помощью различных приемов воображения, сочетания различных элементов, сторон предметов и явлений, причем сочетаются черты не случайные, а соответствующие замыслу, существенные и обобщенные. В воображении главное - перенос определенных свойств с одного образа на другой. Перенесенное свойство – главенствующая целостность, которая определяет формирование других частей нового образа. «Схватывание» и «удерживание целого раньше его частей является существенной особенностью воображения» О.М. Дьяченко [6, с. 30].

Если перенесение свойства (или функций), включенного в состав свойств (функций) существующего образа, не могут быть реализованы в жизни в том или ином предметном материале, то новый образ так и остается образом воображения (например, кентавр, дракон, сфинкс и т.п.). Достаточно долгое время сказочным предметом оставался образ ковра – самолета. Люди отделяли способность к полету от тела самих птиц. Но само воображаемое перенесение способностей птиц к полету на другие тела было оправданным. Когда люди научно установили условия полета, они осуществили мечту.

Ярким примером этой особенности воображения может быть продуктивное творчество в бионике; басня – в литературном творчестве, сказочные образы кентавра, русалки, Змея Горыныча – в изобразительном и т.п. Достраивание ребенком образа на основе какой-то детали – пример такого воображения. Например, случайное пятно, клякса, в которой малыш увидел голову и клюв птицы, определяет появление других деталей этого образа. Скульптура, поделки детьми поделки детей из корней и веток деревьев выполняются на основе работы воображения. Происходит «открытие», внезапное видение в каких-то признаках сучка или ветки образа другого предмета (перенос свойства с другого предмета). Это первоначальное видение определяет дальнейшее «достраивание» целостного нового образа.

В.В. Давыдов подчеркивал, что именно в замысле ребенка обнаруживается одна из важных особенностей воображения, - умение «видеть» целое раньше частей. «Замысел – это некоторая общая целостность, которую нужно раскрыть через многие части. Такое раскрытие осуществляется в процессе реализации и воплощения замысла» [3].