Смекни!
smekni.com

Исследование национальных особенностей народов, проживающих на территории Сибири (стр. 3 из 5)

Если в структуре ценностных оснований школы центральное место отводится знаниям учащихся и логика педагогического процесса направлена на то, чтобы этими знаниями овладеть любой ценой, тогда наблюдается формирование педагогической культуры авторитарного типа со всеми сопутствующими признаками: педагогическое воздействие, субъект-объектные отношения, закрытость образовательной системы, строгая регламентация жизнедеятельности и т.п. Причины ориентации подобного рода коренятся, как известно, в том, что до сих пор в массовом опыте учителей преобладает авторитарная педагогика, сохраняется инерционная тяга к традиционным формам работы. Кроме того, с утверждением технократического подхода к управлению образованием из школы стала «вымываться» духовность. Количество посредников между учителем и учеником резко возросло: средства массовой информации, компьютерные технологии, религиозные миссии и многое другое.

Ориентация в организации педагогического процесса на личностные смыслы детей, развитие их творческих способностей, направленность на психолого-педагогическую терапию и социальную адаптацию - отличительные признаки педагогической культуры школы гуманного типа. Главной ценностью такой школы являются не знания как продукт деятельности, а ребенок как неповторимая целостная личность с развитой способностью к приобретению знаний и саморазвитию. Сопутствующими признаками педагогической культуры школы данного типа выступают: постоянная рефлексия педагогического опыта; поиск новых, более совершенных образцов педагогического сотрудничества и взаимодействия с детьми, родителями, окружающим социумом; субъект-субъектные отношения; открытость образовательных систем; вдохновляющий стиль управления.

Зависимость атмосферы школы от ее ценностной ориентации очевидна. Так, педагогической культуре гуманного типа свойственна атмосфера эмоционального благополучия, а состояние дискомфорта, эмоциональная напряженность, повышенная тревожность - характерные признаки школы, педагогическая культура которой тяготеет к авторитарному типу.

Сегодня вполне очевидна востребованность школы с гуманным типом педагогической культуры и соответствующей ему педагогической атмосферы. Преимущество данного типа школы состоит в неразрывной связи с гуманистическим способом педагогической деятельности, ориентированной на сотворчество взрослого и ребенка, при котором педагогический процесс регулируется не регламентом отношений «Я - учитель, ты - ученик», а жизненными событиями детства.

Отражая реальную потребность современной личности в эмоционально благополучных условиях развития и придавая особое значение в этом вопросе фактору школьной атмосферы, Е. В. Бондаревская характеризует желательный тип современной школы не иначе, как «целостную культурную среду, в которой... обеспечивается психологический комфорт, духовно-нравственное благополучие и достижение успеха».[14]

Пытаясь помочь ребенку-мигранту снять состояние «шока перехода» в новую культурную среду, влиться в группу сверстников, учителя начальных классов организуют игру «Расскажи мне о себе». Результатом игры становится мини- презентация ребенка и его семьи, которая проходит неформально и избавляет от излишних расспросов и нежелательных объяснений, в том числе и относительно обстоятельств вынужденного переезда, что, как правило, сопряжено с далеко не приятными воспоминаниями.

Обычно ребенку-мигранту предоставляется место за первой партой, чтобы учитель мог больше внимания уделять ему на уроках, а ребенок не только внимательно слушал учителя, но и следил за артикуляцией его речевого аппарата.

В целях обеспечения скорейшего вхождения ребенка в детскую среду ему даются несложные поручения, которые он выполняет совместно с другими учениками. Нами замечено, что дети кавказских национальностей никогда не будут выполнять работу, отнесенную, по их мнению, к обязанностям лиц противоположного пола. Так, мальчики с удовольствием помогут переставить мебель в классе, натереть полы, запереть дверь на ключ, но они всегда отказываются подметать, выносить мусор, протирать доску и т.п. В исключительных случаях они сделают это, но только при условии, если никто из окружающих этого не заметит.

Известно, что объединение индивидов возможно на трех уровнях: эмоциональном (проявление чувств), когнитивном (объединение на основе принципов) и поведенческом (объединение в деятельности). Каждый из этих уровней для нас одинаково важен, поскольку все они в равной степени могут быть представлены в сложной картине школьного пространства, озаренного моментами проживания детства и педагогического опыта. Школе, принявшей детей-мигрантов, крайне необходимо создание широкого мотивационного поля, способного выполнять не только адаптивные, но и объединительные функции. Главным, на наш взгляд, является поиск таких ценностных оснований, которые смогут выступить смысловым фундаментом основных интересов индивидов - участников образовательного процесса.

Особое отношение наблюдается у детей-мигрантов к участию в подготовке спектаклей кукольного театра. Многие из них узнают о том, что такое театр, только в школе. У каждого ребенка есть желание выступать, но выйти на открытую сцену решаются не все. Условности кукольного театра, при которых человек-актер скрыт от зрителей ширмой и может говорить от имени куклы, импонируют внутреннему состоянию ребенка и помогают в дальнейшем развертывании его сущностных сил.

Ситуации совместной деятельности, дидактические инсценировки, коллективные творческие дела, сфокусированные на стыке обучения и воспитания, способствуют развертыванию сущностных сил ребенка, поворачивают его лицом к окружающему миру. Из креативно-эвристических моментов урока, эмоциональных переживаний внеурочных дел, а также личностно-доверительного взаимодействия учителей и учащихся складывается тонкое культурно-событийное пространство, характеризующее атмосферу школы. Особенно ярко это становится заметно во время проведения ежегодного театрализованного романтического сбора «Песни нашего двора». Каждый, кому выпала судьба учиться в нашей школе или приводить сюда своих детей, может исполнить свою любимую песню, а школьный двор ему обязательно подпоет. Чаще всего звучат русские народные песни и песни народов Кавказа - это примета не только времени, но и школы.

Настоящей кульминацией для детей-мигрантов становится общешкольный праздник «Нам вместе любая беда - не беда». Этот красочный фестиваль способствует вхождению ребенка в большую школьную семью и дальнейшему утверждению в ней на правах полноправного члена. Участие в празднике используется как возможность заявить о себе от имени своего народа, своей культуры, обычаев и традиций.

Многолетние наблюдения показывают, что в большинстве своем дети-мигранты выгодно отличаются от своих сверстников из нашего региона уровнем общей воспитанности. В них генетически заложено уважительное отношение к людям старшего поколения, почитание отца и матери. Их слушаются беспрекословно, глубоко признавая справедливость и мудрость родительских требований. Для детей кавказских национальностей непререкаем и авторитет учителя: его фигура в почете у всей семьи, к нему всегда обращаются за советом, подчеркивая уважительное отношение к профессии.

В числе факторов, положительно влияющих на процессы адаптации детей- мигрантов в инокультурном образовательном пространстве, следует отметить особую сплоченность семей кавказских народностей, которая сказывается и на школьной среде.

В семьях детей-мигрантов проявляется сильное стремление к получению образования, что положительно влияет на одноклассников. Дети становятся сплоченнее, внимательнее друг к другу.

Наш практический опыт создания гуманной атмосферы школы дает основание утверждать, что дети-мигранты чувствуют себя в инокультурном образовательном пространстве вполне благополучно. У славянских народов издавна существовал обычай не держать двери дома на замке, чтобы каждый, кто появится в селении, мог свободно войти в дом и до прихода хозяина пользоваться всем, в чем имеет нужду. Сочувственно относиться к обездоленным, протягивать руку помощи тому, кто попал в беду, - норма жизни наших предков. Она усвоена нами на генетическом уровне и успешно срабатывает. Представители других национальностей довольно быстро адаптируются, перенимая лучшие традиции нашего народа, и вносят элементы своей неповторимой культуры в жизнь современной школы.


Задание 3. Исследование традиций народного воспитания

Система образования в России является национальной как по целям (сохраняя и транслируя родную культуру и воспроизводя определенный тип личности - носителя этнической ментальности), так и по содержанию, прежде всего в гуманитарных и общественных дисциплинах. Поэтому в понятие этничности включается триада - культура, история, язык. Эти понятия определяют «лицо» этноса и рассматриваются в контексте региональной, общероссийской и мировой культур. В современных условиях все жители России живут и действуют в границах нескольких культур, включая основную - русскую и разнообразные этнические. Поколения этносов России, не замыкаясь в лингвокультурной традиции своего народа, приобретают опыт освоения истории, культуры и языков народов России и мировой культуры. Такой подход делает необходимым разработку этнического компонента национального образования в опоре на принципы поликультурного и полилингвального российского образования. Главная цель поликультурного образования, выводимая из определения роли этнического фактора в обществе, состоит в том, чтобы помочь подрастающим поколениям сохранить национальную и развить их межкультурную компетентность.