Смекни!
smekni.com

Особенности формирования воспитательной системы современной школы (стр. 2 из 7)

Екатерина II Великая ввела, помимо специального, общее воспитание, готовящее человека к гражданскому общежитию. Это воспитание должно было, по словам В. О. Ключевского, «сосредоточиться» на разработке нравственного чувства и находиться в руках самого государства. Такие мысли. Императрица высказала потом в своем «Наказе». Вместе с президентом Академии художеств И.И. Бецким она задумала целую систему «воспитательных училищ», которая должна была густой сетью покрыть всю Россию.

И в наши дни все цивилизованные страны имеют Законы об о6разовании. Россия — не исключение из этих правил. Но если в Японии поставлен вопрос о всеобщем высшем образовании, в США обязательным является среднее, то в России теперь является обязательным всего лишь 9-классное. К сожалению, в России наших дней ценность образования значительно снизилась. И неудивительно: мы сталкиваемся с безнравственностью на улицах, в общественном транспорте, предприятиях торговли, органах милиции, в судах, прокуратуре, наконец, в правительстве и даже Думе.

Важнейшие ценности, обычно называемые респондентами в числе первых, являются, несомненно, плодом воспитания: справедливость, личное достоинство, трудолюбие, чувство долга и др. Однако здесь же возникает дискуссия: каким должно быть воспитание, какие приоритеты должны быть в современной школе - нравственное воспитание или интеллектуальное развитие ребенка?

В работе «Два воспитания» В.О. Ключевский высказал по этому поводу почти безапелляционное мнение: «Образование составляется из воспитания и обучения, но эти составные образовательные процессы легче разграничиваются в психологическом анализе, чем в педагогической практике» [8;179 ].

По В.О. Ключевскому только образовательная, а не ремесленная школа может служить продолжением начального воспитания, которое обязана давать каждая семья. «Дети, как взрослые, воспитываются интересным трудом. Поэтому воспитание и образование по существу тождественны: подлинное образование воспитывает человека, и другого способа воспитания нет» — пишет А.И. Фет в статье «Может ли образование быть Товаром?» [8;180].

Несколько противопоставляет образование воспитанию К.М. Бехтерев: «Если образование дает нам человека с эрудицией, то воспитание создает интеллигентную и деятельную личность» [8;181].

Мы считаем, что хотя обучение и воспитание — две неразрывных грани педагогического процесса, необходим приоритет нравственного развития над интеллектуальным. В педагогике термин «воспитание» употребляется в трех смыслах:

1.В широком социальном, когда воспитание рассматривается как общественное явление, как процесс формирования личности учащегося под влиянием всей социальной окружающей действительности. При этом ведущую роль играют воспитательные силы общества, его социальные институты, общественные организации, средства массового воздействия.

2. В широком педагогическом, когда имеется в виду учебно-воспитательный процесс в системе специальных учебно- воспитательных учреждений. Школа изучает социальную среду и влияет на среду через человека - детей, родителей, педагогов. В этом функция оздоровления социума школой.

3. В узком педагогическом, когда имеется в виду собственно воспитательная работа, проводимая с учащимися конкретного учебного заведения. Это является предметом изучения в вузе, где студенты познают методику формирования взглядов и убеждений, черт и поведения личности.

Необходимо уяснить до предела простую истину, что всякий урок в школе должен учить, развивать, воспитывать. В первом приближении о качестве урока можно судить по тому, что унес ребенок домой в тетради, в голове, в дневнике и, главное, в сердце. О воспитательном значении урока говорил еще патриарх системной педагогики Ян Амос Коменский. Он считал, что учить надо всех: мальчиков и девочек, богатых и бедных, начальствующих и подчиненных, тупых и умных. На вопрос «Зачем?», ответ был следующим.

Женщина должна быть образованной, так как через ее руки проходит все человечество; тупые - кувшин без дна: сколько не мой, дна не приобретет, но чистым будет; одаренные — ум столько может набрать дурного, что много может натворить; начальствующие- чтобы хорошо руководили; подчиненные - чтобы разумно подчинялись; богатые- без мудрости это свиньи, откормленные отрубями; бедные - без мудрости это ослы, вынужденные таскать тяжести. Таким образом, ведущие мотивы образования кроются вовсе не в интеллектуальном развитии личности.

Анализируя педагогику прошлого и современных цивилизаций, легко выявить 3 различных подхода к образованию:

Каждая цивилизация порождала новый тип школы. Меняется тип мышления - меняется тип школы (Библер). Но в любой цивилизации школы – ученик - это будущий:

· родитель;

· гражданин;

· личность;

· работник.

Педагогика в целом (включая и обучение) изучает процесс становления личности:

· что влияет;

· что способствует;

· какие методические пособия существуют;

· каковы программное обучение и воспитание;

· как меняется личность;

· какой результат достигнут.

1.2.Личность ребенка в воспитательном процессе

Воспитание с философской точки зрения есть тот аспект взаимодействия людей, спецификой которого является постановка особых воспитательных задач, итогом — изменение психологических характеристик личности.

Задача воспитания — организовать взаимодействие, которое бы обладало максимальным воспитательным потенциалом. Предпосылкой деятельности воспитателя является осмысление обстоятельств условий, ситуаций, которые он намерен включить в воспитательный процесс, прежде всего со стороны их гуманитарных характеристик, т.е. параметров актуальных и окристаллизованных отношений между людьми.

Смыслом воспитания является решение гуманитарных задач. Воспитание должно приобщить личность к языку человеческой культуры, ввести в ее силовое поле: должно помочь осознать действительность как «мир человека», как взаимодействие людей, как процесс их деятельности, как совокупность ее результатов. Оно должно приучить ребенка видеть фокусом своего выбора и своих поступков отношение к другим людям. Решая гуманитарные задачи, воспитание подводит личность к осознанию своей уникальности — специфичности существа, обладающего свободной волей и ответственностью; существа, которое может выступить причиняющей силой. Поведение этой личности сопровождается самоанализом, самооценкой, рефлексией. Всякое отношение к человеку обретает другую ипостась — это отношение к самому себе.

Воспитание — это формирование личности как творца своей жизни и своей судьбы. Оно готовит человека к субъектной деятельности, вырабатывает ее психологические предпосылки. Гуманитарные задачи есть, в конечном счете, задачи нравственные. Воспитание от начала до конца, во всех проявлениях служит формированию нравственности. Решение этой задачи — глубинный смысл воспитания, ибо, не воспитав нравственность, невозможно обеспечить личностные основы человеческой жизнедеятельности.

С этих, позиций становится совершенно неприемлемым утилитарный подход к воспитанию в советский период, когда заслугой школы считалось то, что ее выпускники отправлялись работать на пустующие, оборудованные рутинной техникой рабочие места предприятий. Отсюда и вытекали заказанные государством профориентационные задачи воспитания.

Гуманистическое воспитание личности предполагает иное — формирование способности к саморазвитию, культивирование импульса к самосовершенствованию, субъектом и движущей силой которого является сама личность.

Уже в этих установках присутствует личность воспитанника. «Введение» личности воспитанника в модель воспитания не проходит бесследно для его логики. Личность воспитанника — творец самой себя. В механизмах гуманистического воспитания она выступает действенной силой. Задача стимулировать ее активность есть основная цель гуманистического воспитания.

Формирование целостной, всесторонне развитой личности — цель воспитания. При описательном подходе к изучению личности личность характеризуется как совокупность определенных качеств: ответственности, доброты, деловой активности, вежливости, галантности, эмпатии, корректности, предупредительности честности, порядочности…

Разные авторы называют разные качества, и у разных людей ядро личности получается различным. Некоторые педагоги и психологи на различных этапах развития ребенка выделяют различные ядра личности. Однако нужно выделять не качества, а процессы, протекающие в личности:

• самопознание;

• самовыражение;

• самоутверждение;

• самоопределение;

• самореализация;

• саморегуляция.

Образ ребенка, образ человека — эти понятия пока отсутствуют в нашей педагогике. Поэтому мы чаще имеем желаемый образ, идеал школьника, а не действительный образ. Каждый учитель видит образ ребенка только через его отношение к учению, т.е. образ ребенка-ученика. Мы видим в ребенке не субъект воспитания, а объект. Надо же видеть личность, субъект воспитания, который невозможен без описанных выше шести свойств личности.

Эта проблема настолько важна, что в западных странах возникло движение антипедагогов, которые хотят защитить ребенка о любых воспитательных функций. По их мнению, учитель должен дружить с детьми, но не воспитывать. У них есть антипедагогичекий образ ребенка и антипедагогическая модель человека. Ребенок якобы сам чувствует, что ему нужно. Он якобы не является объектом воспитательного воздействия. Антипедагогическая ассоциация в Австрии называется «дружба с детьми» Несмотря на всю привлекательность названия, многое в ее деятельности является сомнительным. С точки зрения этой ассоциации, воспитание — это образ жизни, целенаправленное воздействие взрослых на детей, сотрудничество, насилие, разрушающее личность ребенка.