Смекни!
smekni.com

Семья как специфическая педагогическая система 2 (стр. 2 из 7)

• уменьшение численности семьи, сокращение рождаемости детей. Типичной и для города, и для села является семья, воспитывающая одного -двух детей. Причины сокращения рождаемости многообразны и сложны: занятость родителей на работе; недостаточная обеспеченность дошкольными учреждениями; рост материальных затрат на воспитание ребенка; большая перегрузка женщины-матери; неблагоприятные жилищные, бытовые условия семьи; эгоистическое стремление родителей "пожить для себя" и др. Сокращение рождаемости выдвигает новую педагогическую проблему - изучение и разработку методов воспитания в малодетной семье;

• увеличение числа разводов. Нужно иметь в виду, что не всякий развод - плохо, поскольку устраняется источник негативного воздействия на психику ребенка. До 90% разводов падает на супружеские пары первого года жизни. Они происходят вследствие неподготовленности супругов к семейной жизни, неустроенности быта.

• увеличение числа однодетных семей. Однодетная семья ставит ребенка в затруднительное положение в плане общения, получения опыта коллективной деятельности. В однодетной семье у ребенка нет наставников - старших братьев и сестер, нет и подопечных, где он приобретает соответствующий опыт защитника, старшего. Однодетная семья суживает опыт коллективных отношений. Ребенок становится центром семьи, которая отдает ему всю ласку, внимание, заботу. Если же к этому прибавить еще потерю родителями педагогической нормы в удовлетворении желаний и потребностей ребенка, то станет понятным, почему уже в младших классах как устойчивые черты поведения проявляются эгоизм, неразвитость коллективизма, черствость. Замечено, что похолодели отношения между родными братьями и сестрами, не говоря уже о двоюродных, троюродных. Учителю важно иметь в виду и то, что пока детей из однодетных семей было немного, они легко обживались во дворе, школе, коллективе, кругу своих сверстников. Они видели семьи своих товарищей, имели хотя бы наглядные примеры отношений заботы, уважения в многодетной семье.

1. 2. Основные стили семейного воспитания ребенка: определение, типы, влияние на психическое развитие

Понятийный аппарат детско-родительских отношений доста­точно широк и многозначен: родительские установки и соответ­ствующие им типы поведения; родительские позиции; типы родитель­ского отношения; типы отношений «мать—ребенок»; типы пози­тивного и ложного родительского авторитета; типы (стили) воспитания детей; черты патогенных типов воспитания; парамет­ры воспитательного процесса; семейные роли ребенка; стили обще­ния, предлагаемые взрослыми в семье и школе.

Понятие родительское отношение имеет наиболее общий ха­рактер и указывает на взаимную связь и взаимозависимость родите­ля и ребенка. Родительское отношение включает в себя субъектив­но-оценочное, сознательно-избирательное представление о ребенке, которое определяет особенности родительского восприятия, способ общения с ребенком, характер приемов воздействия на него. Как правило, в структуре родительского отношения выделя­ют эмоциональный, когнитивный и поведенческий компоненты[5]. По­нятия родительская позиция и родительская установка использу­ются как синонимы родительского отношения, но от­личаются степенью осознанности. Родительская позиция скорее связывается с сознательно принятыми, выработанными взгляда­ми, намерениями; установка — менее однозначна.

Описаны различные варианты родительских позиций, устано­вок, родительского (чаще материнского) отношения.

Симбиоз (чрезмерная эмоциональная близость), авторитарность, эмоциональное отвержение («маленький неудачник»)[6] .

Поддержка, разрешение; приспособление к потребностям ре­бенка; формальное чувство долга при отсутствии подлинного ин­тереса к ребенку; непоследовательное поведение [7].

Сотрудничество, изоляция, соперничество, псевдосотрудни­чество.

Авторитет любви, доброты, уважения. Авторитет подавления, расстояния, педантизма, резонерства, подкупа.

Позиции-шаблоны, калечащие семейные, в том числе и детско-родительские отношения: заискивающий «миротворец»; «об­винитель»; расчетливый «компьютер»; сбитый с толку, «отвлека­ющийся».

Позитивная модель поведения — гибкая, или уравновешен­ная, где различные приемы используются не автоматически, а сознательно, с учетом последствий своих действий[8].

Характер и степень влияния на ребенка определяет множество отдельных факторов и, прежде всего, личность самого родителя как субъекта взаимодействия:

- его пол (тот же, что и у ребенка, или противоположный);

- возраст (юная, несовершеннолетняя мать, пожилой родитель, родитель позднего ребенка);

- темперамент и особенности характера родителя (активный, не­терпеливый, вспыльчивый, властный, снисходительный, небреж­ный, сдержанный и др.);

- религиозность;

- национально-культурная принадлежность (европейская, анг­лийская, немецкая, японская, американская и другие модели вос­питания);

- социальное положение;

- профессиональная принадлежность;

- уровень общей и педагогической культуры.

Учитывая взаимозависимость отношений в семье, их описыва­ют через те роли, которые выполняет ребенок. По мнению А. С. Спиваковской, роль ребенка можно четко выделить в дисгармоничной семье, где относятся друг к другу шаблонно, стереотипно, года­ми сохраняя застывшие, ригидные, уже не соответствующие реа­лиям отношения. Роль — это набор шаблонов поведения по отноше­нию к ребенку в семье, сочетание чувств, ожиданий, действий, оценок, адресованных ребенку взрослыми[9].

Наиболее типичны четыре роли: «козел отпущения», «любим­чик», «примиритель», «беби». «Козел отпущения» — это объект для проявления взаимного недовольства супругов-родителей. «Любим­чик» заполняет эмоциональный вакуум в супружеских отношени­ях, забота и любовь к нему чрезмерно преувеличены. Напротив, при сильной близости супругов друг к другу ребенок раз и навсе­гда остается в семье только ребенком, «беби» с очень ограничен­ными правами. «Примиритель» вынужден играть роль взрослого, регулировать и устранять супружеские конфликты, и таким обра­зом занимает важнейшее место в структуре семьи.

Выделяются и другие роли: «ребенок-обуза»; «ребенок-раб», «ре­бенок-любовник» (одинокая, как правило, мать настаивает на «от­ношениях для двоих», закрепощает ребенка в узах своей любви); «ребенок как оружие» в борьбе с супругом; ребенок — «заместитель мужа» (от него требуют постоянного внимания, заботы, чтобы он был рядом и делился своей личной жизнью)[10].

Выделяют три спектра отношений, составляющих лю­бовь родителей к своему ребенку: симпатия—антипатия, уваже­ние—пренебрежение, близостьдальность[11]. Сочетание этих аспектов отношений позволяет описать некоторые типы родительской любви.

Действенная любовь (симпатия, уважение, близость). Формула родительского семейного воспитания такова: «Хочу, чтобы мой ребенок был счастлив, и буду помогать ему в этом».

Отстраненная любовь (симпатия, уважение, но большая дис­танция с ребенком). «Смотрите, какой у меня прекрасный ребе­нок, жаль, что у меня не так много времени для общения с ним».

Действенная жалость (симпатия, близость, но отсутствие ува­жения). «Мой ребенок не такой, как все. Хотя мой ребенок недо­статочно умен и физически развит, но все равно это мой ребенок и я его люблю».

Любовь по типу снисходительного отстранения (симпатия, не­уважение, большая межличностная дистанция). «Нельзя винить моего ребенка в том, что он недостаточно умен и физически раз­вит».

Отвержение (антипатия, неуважение, большая межличностная дистанция). «Этот ребенок вызывает у меня неприятные чувства и нежелание иметь с ним дело».

Презрение (антипатия, неуважение, малая межличностная дис­танция). «Я мучаюсь, беспредельно страдаю оттого, что мой ребе­нок так неразвит, неумен, упрям, труслив, неприятен другим людям».

Преследование (антипатия, неуважение, близость). «Мой ребе­нок негодяй, и я докажу ему это!»

Отказ (антипатия, большая межличностная дистанция). «Я не хочу иметь дела с этим негодяем».

Оптимальная родительская позиция должнаотвечать трем глав­ным требованиям: адекватности, гибкости и прогностичности[12].

Адекватность позиции взрослого основывается на реальной точной оценке особенностей своего ребенка, на умении увидеть, понять и уважать его индивидуальность. Родитель не должен кон­центрироваться только на том, чего он хочет в принципе добить­ся от своего ребенка; знание и учет его возможностей и склонно­стей — важнейшее условие успешности развития.

Гибкость родительской позиции рассматривается как готовность и способность изменения стиля общения, способов воздействия на ребенка по мере его взросления и в связи с различными изме­нениями условий жизни семьи. «Закостенелая», инфантилизирующая позиция ведет к барьерам общения, вспышкам непослуша­ния, бунта и протеста в ответ на любые требования.

Прогностичность позиции выражается в ее ориентации на «зону ближайшего развития» ребенка и на задачи завтрашнего дня; это опережающая инициатива взрослого, направленная на измене­ние общего подхода к ребенку с учетом перспектив его развития.

Одним из основных психолого-педагогических понятий для выделения различных типов семейного воспитания является стиль родительского отношения, или стиль воспитания. Как социально-психологическое понятие, стиль обозначает совокупность спосо­бов и приемов общения по отношению к партнеру. Различают об­щий, характерный и конкретный стили общения. В качестве детерминант стиля общения выступают направленность личности как обобщенная, относительно устойчивая мотивационная тен­денция; позиция, занятая по отношению к партнеру общения, и параметры ситуации общения. Родительский стиль это обобщен­ные, характерные, ситуационно неспецифические способы общения данного родителя с данным ребенком, это образ действий по от­ношению к ребенку.