Смекни!
smekni.com

Особенности восприятия пейзажной лирики при помощи музыки и живописи в 3 классе (стр. 5 из 10)

Критерии

оценки

1

2

а

б

в

а

б

в

%

57,1

28,3

14,6

51,4

28,3

20,3

ВЫВОДЫ

1. Учебники по чтению для начальной школы содержат немало лирических произведений о природе лучших представителей художественного слова (А. Пушкина, Ф. Тютчева, А. Фета). Стихотворения по своему содержанию и объему вполне доступны для восприятия и понимания детей 7 – 10 лет.

2. Иллюстрации к стихотворениям, помещеные в учебниках по чтению, не вполне отражают содержание иллюстрируемого произведения, имеют плохую окраску и низкий уровень исполнения, что затормаживает процесс усвоения детьми лирических произведений. Книги для чтения содержат мало репродукций картин художников, с работами которых знакомятся ученики начальных классов, что ограничивает их искусствоведческий кругозор.

Возможность использования музыкальных произведений при чтении пейзажной лирики учениками предусматривается только в 4 классе.

3. В школьной практике на уроках чтения пейзажной лирики учитель в основном проводит работу по содержанию стихотворения, выделению фактов, а также обращает внимание на формирование навыков выразительного чтения. Живопись используется редко, а музыкальные произведения не используются на уроках вообще.

4. Констатирующий эксперимент показал, что лирические произведения воспринимаются детьми неполно и неточно. Учащимся трудно воображать, фантазировать, творить. Они не умеют выражать свои чувства и настроения от прочитанного, не могут передать и свое отношение к описываемому автором (см. таблицы 1 и 2).

III. Некоторые практические рекомендации по анализу произведений пейзажной лирики в 3 классе по теме «Зима». Результаты обучающего эксперимента

На основе изучения научно-методической литературы, программы, учебников, а также результатов констатирующего эксперимента (см. с. 16 – 20), мы разработали и предложили следующие методические рекомендации анализа стихотворений о природе в 3 классе по теме «Зима». Наши методические приемы были направлены на развитие воображения детей, на оказание помощи ученикам в создании ярких образов и картин читаемого, настроения, адекватного авторскому, на возбуждение чувств и эмоций учеников. Практические рекомендации заключались в следующем:

1. Формирование у учащихся представлений, адекватных авторским или приближающихся к ним. В связи с этим важное место в работе по восприятию пейзажной лирики мы отводим экскурсиям. Дети наблюдали зимний лес. На экскурсии они как бы впервые открывали для себя картины природы, хотя видели их далеко не первый раз. Встречи с природой были призваны будить эмоции, чувства. Глядя на красоту в природе, дети невольно начинали следить за красотой своей речи, подбирать точные слова, идущие от сердца. Во время таких наблюдений у них рождался свой образ, свое настроение от увиденного в природе, которые потом мы сравнивали с художественным образом, созданным поэтом.

2. Развитие у учащихся внимания к переживаниям героев стихотворений, настроению и чувствам. В соответствии с этим положением мы проводим целенаправленную работу по обогащению лексики детей словами, обозначающими чувства и оттенки чувств, состояние и настроение (радость, печаль, грусть и т.д.). На уроках чтения лирических произведений поддерживали эмоциональный настрой. Это было возможным тогда, когда в классе шла живая беседа. Именно в процессе беседы рождались мысли, возникало желание поделиться чувствами и переживаниями. Для усиления эмоционального восприятия текста предлагали такие задания:

- Какие чувства при чтении стихотворения (слушая музыку, рассматривая картину) возникали в вашей душе?

- Найдите в стихотворении слова передающие настроение автора?

- Похоже ли музыкальное произведение по настроению на стихотворение? Чем?

- Обратите внимание на слова, которые использует автор для того, чтобы передать свою радость при виде необыкновенной красоты.

- Какие эмоции вызвали у вас картины во втором, третьем и т.д. куплете?

- Проследите, читая строфу за строфой, как меняются настроение и чувства поэта.

- Как вы думаете, какое настроение было у художника, когда он писал эту картину? Какие чувства у вас вызывает эта картина?

- Вы рассмотрели две репродукции картин, где каждый художник изобразил зиму по-своему, со своим настроением. Какая картина по настроению схожа со стихотворением А.С. Пушкина (или других поэтов)? Докажите.

3. Формирование у учащихся творческого воссоздающего воображения. Для пробуждения воображения и фантазии детям предлагали такие задания:

- Представьте себе, что вам нужно нарисовать картину к этому тексту. Подумайте, какие краски вы используете, чтобы нарисовать небо, землю, снег и т.д.

- Какими словами можно описать природу, представленную в стихотворении С. Есенина (или другого поэта)?

- Нарисовать иллюстрации к стихотворению.

- Какие картины зимы вы представили, слушая музыку?

- А как вы назвали бы эту картину?

- Что вы представляете, читая эти строки?

- Какая музыка подошла бы к танцу снежинки: танец, марш, вальс, песня?

- Каждый нарисуйте свою снежинку, такую, какую вы ее увидели; вырежьте ее.

Итак, своеобразие наших методических рекомендаций по анализу стихотворений о природе состояло в том, что они были направлены на создание у учащихся благоприятных условий для глубокого эстетического восприятия живописного образа, нарисованного поэтом с помощью художественных средств языка.

Уроки проходили в 3 «А» и 3 «В» классах “Geros vilties” средней школы города Висагинаса в декабре – феврале 2000 – 2001 гг. По теме исследования было проведено 14 уроков.

1 – 2 уроки

Тема: Стихотворение С. Есенина «Поет зима аукает».

Цели: 1. Развивать образные представления путем включения в урок произведений изобразительного искусства и музыки.

2. Создать живописный образ, нарисованный поэтом.

3. Развивать умение формулировать свои эмоционально – оценочные суждения.

Ход урока

Подготовительная работа

– Какое время года за окном? Закройте глаза и тихо произнесите: «зима». Какое чувство возникло? (Стало холодно и грустно... А мне радостно, я люблю зиму...).

– Помните, на прошлой неделе мы ходили в лес. Мы наблюдали, замечали, как изменился цвет леса, неба. Какой стоит лес? (В ожидании снега. Дети делятся впечатлениями, полученными на экскурсии).

Первичный синтез

– Послушайте стихотворение С. Есенина «Поет зима аукает», где зима в самом разгаре. (Учитель выразительно читает стихотворение).

– Понравилось ли вам стихотворение? Почему? Какое у этого стихотворения настроение? (сонное, т.к. зима баюкает, пташки дремлют).

Анализ

– Найдите в тексте слова, по которым можно определить чувства автора (глубокая тоска облаков, больно холодна метелица, строптивые воробушки...).

– А какая зима в этом стихотворении? Почему вы так думаете? С помощью каких описаний автор показывает суровость зимы? (Описание птичек).

– Найдите описание птичек. С. Есенин описывает двух главных героев: зиму (поет, аукает, баюкает, вьюга злится, метелица стелется) и реальные птички, которые вызывают у нас жалость. С помощью каких слов (частей речи) в описании воробьев автор выражает жалость?

– Автор сочувствует птичкам. Чем заканчивается стихотворение? (С. Есенин грустит о весне, тепле, солнце, т.е. выражает свои мечты в мечтах героев стихотворения).

– Как будем читать первый куплет? (Задумчиво и сонно. Читают).

– Какую картину вы представляете, читая первый куплет?

– Как надо читать второй куплет? (Надо передать тревогу о птичках. Дети читают, пытаясь передать тревогу).

– А что должны передать, читая третий куплет? (Жалость к птичкам).

– А как будем читать последний куплет? (Должны передать мечтательность и грусть по весне, теплу, солнцу. Читают).

– А сейчас рассмотрите репродукцию картины английского художника Дж. Монета «Сорока». Что изображено на картине? Какие художник использует краски? (Белую с различными оттенками: синего, серого, бежевого).

– Какое настроение картины? (Светлое).

– Похожа ли картина художника на картину, описанную поэтом? Чем? (У С. Есенина вечер, мороз крепчает, птицам все холоднее, а у Дж. Монет – солнечный полдень).

– Какую картину вы нарисовали бы к этому стихотворению? Расскажите.

– Ребята, не только поэты и художники писали о зиме. К зиме обращались и композиторы. Послушайте произведение А. Вивальди «Зима» из цикла «Времена года». Слушайте музыку и постарайтесь представить, как композитор изображает зиму.

– Понравилось ли вам произведение? Чем? Какие чувства вы испытали, когда слушали эту музыку? (Тревога, холод).

– Какую картину вы представили? (Вьюга, метелица).

– Похоже ли произведение А. Вивальди по настроению на стихотворение С. Есенина? Чем? А на картину Дж. Монет? Чем? Какие строки из стихотворения особенно подходят?

Вторичный синтез

– Послушайте еще раз стихотворение на фоне музыки.

Работа по составлению «партитуры» текста. Ученики с помощью учителя находят логические ударения, паузы, определяют темп чтения. Тренируются в выразительном чтении.

Домашнее задание

Научиться выразительно читать стихотворение.