Смекни!
smekni.com

Преодоление трудностей при обучении письму (стр. 3 из 5)

- прислушивание к естественным ритмам: дыха­ние, сердцебиение, пульс;

- наблюдение за сменой частей суток (утро, день, вечер, ночь), дней недели, времен года;

- наблюдение и прислушивание к искусственно организованным ритмам: тиканье часов, работа светофора, чередование уроков и перемен и др.;

- рассматривание ритмически организованных узоров с выделением их частей, орнаментов;

- действие по образцу: совместное отстуки­вание, отхлопывание, оттопывание простых ритмов, заданных педагогом или с помощью метронома;

- «передача ритмов»: передай ритм другому при помощи шумовых музыкальных инстру­ментов;

- ритмические аплодисменты под музыку раз­ных ритмов;

- рисование ритмически организованных узо­ров и орнаментов под счет: воспроизведение, продолжение по заданному образцу, самосто­ятельное составление;

- удержание ритма и темпа в условиях помех: хло­пок, стук, включение музыки, разделение детей на две команды, одновременно выполняющих разные действия в разном ритме и темпе;

- самостоятельное изменение темпа ритмичес­кой деятельности;

- актуализация ритмов в структуре речи: отто­пывание, отхлопывание текстов стихотворе­ний, песенок, потешек, прибауток, отдельных слов и предложений.

2.1. Трудности дифференциации

строки и межстрочного пространства

Этапы работы:

• введение понятия «рабочая строка»;

• введение понятия «межстрочное пространс­тво»;

• дифференциация понятий «рабочая строка» и «межстрочное пространство».

Возможные формы работы:

- в данном учителем образце найти и показать строчки, на которых написан текст. Заштрихо­вать эти строчки зеленым цветом. Ввести по­нятие «рабочая строка»;

- на чистом тетрадном листе найти несколько рабочих строк, заштриховать их зеленым цве­том. В начале каждой рабочей строки простым карандашом поставить большую точку;

- заштриховать красным цветом пространство, находящееся между двумя рабочими строками. Ввести понятие «межстрочное пространство»;

- написание узоров и геометрических фигур, не выходящих за границы рабочей строки;

- написание геометрических фигур, не выходяших за границы рабочей строки и выше нее по отдельности и их чередование (под­готовка к написанию строчных и заглавных букв).

2.2. Трудности запоминания, соединения элементов буквы и воспроизведения графем букв

На этапе полготовки к усвоению детьми образа графем рекомендуется использовать упражнения и материалы, способствующие развитию зритель­ных и зрительно-пространственных функций. Достаточный уровень их развития будет залогом успешного запоминания и воспро­изведения ребенком графем букв. Внимательно следует отнестись и к выбору прописей. На сегод­няшний день есть громадное разнообразие лите­ратуры данного вила, в том числе для леворуких детей и детей, имеющих трудности при обучении письму.

Этапы работы:

• знакомство с графемой буквы;

• выделение ее элементов и работа с ними;

• запоминание и воспроизведение графемы буквы;

• дифференциация изученной графемы в ряду

• других графем букв.

Возможные формы работы:

- знакомство с графемой буквы, нахождение ее ассоциативного образа («б» – белка с подня­тым хвостом, «д» – душ с загнутым шлангом);

- нахождение и выделение изучаемой графемы в ряде других графем (как изученных, так и не изученных ранее, но не схожих по написанию; затем - в ряду схожих по написанию), в слогах, словах, предложениях, текстах;

- выделение, называние и обведение разными цветами элементов изучаемой графемы;

- выделение в ряде букв (а-а-а-а-...) только одного заданного элемента, затем – другого элемента;

- нахождение и выделение элементов изучаемой графемы в ряде элементов;

- конструирование изучаемой графемы: из бу­мажных, вылепленных их пластилина элемен­тов, из шнурка разных размеров (на полу, на столе, на листе);

- обведение контуров графемы, вырезанной из бархатной или наждачной бумаги;

- стирание указательным пальцем графемы, написанной мелом или фломастером на доске, под счет или отстукивание ритма;

- написание графемы на песке, манке, пальцем на парте, мокрым пальцем на доске, толстой кистью на листе бумаги (расположенном на вертикальной поверхности) и т.д.;

- обведение графем, написанных пунктиром;

- «радужные буквы» - многократное обведение графемы буквы разными цветами от маленько­го к большому (см. приложение, рис.9);

- вписывание изучаемой графемы маленького размера в ее большой контур (см. приложение, рис. 8);

- игра «Мультик»: написать изучаемую графему на листе формата А4, свернуть лист пополам - написать изучаемую графему, снова согнуть лист еще раз пополам - написать графему и так до тех пор пока возможно сгибать лист. Затем дети быстро разворачивают лист - изображе­ние буквы на глазах увеличивается;

- «Пройти по маршруту» - пройти ногами по на­рисованной на большом листе бумаги, на полу, выложенной лентой графеме буквы;

- одно из самых эффективных упражнений – написание графемы пальцем в воздухе под счет при соблюдении следующих правил: 1) еже­дневное выполнение этих упражнений, 2) дли­тельность выполнения этих упражнений не бо­лее 5 минут, 3) сначала заучиваются движения руки только от плеча, после усвоения данного вида движений – только от локтя и на послед­нем этапе – от кисти;

- нахождение заданной графемы в зашумленном поле;

- угадывание графемы с закрытыми глазами, когда учитель пишет ее пальцем на ладони, спине;

- достраивание, дописывание графемы. Реко­мендуется составлять задание так, чтобы ре­бенку нужно было дописывать, достраивать тот элемент графемы, который он забывает при са­мостоятельном письме;

- ребенку дается ряд элементов букв, написан­ных раздельно. Ему предлагается обвести те элементы, из которых состоит изучаемая гра­фема. Аналогичная работа проводится с эле­ментами букв, написанными слитно;

- «Абракадабра»: в ряду слитно написанных букв, не составляющих слово, найти и обвести изучаемую графему (на начальном этапе отра­ботки ребенку предлагается ряд несхожих по написанию графем, затем – близких по напи­санию);

- игра в «Лото», «Memory» с письменными бук­вами;

- «Буквы идут на бал» – на листе бумаги даны печатные буквы (строчные, заглавные или впере­мешку – в зависимости от цели урока), поверх них другим цветом дети пишут прописной ана­лог этой графемы, параллельно с этой работой можно включать задания на дифференциацию гласных – согласных, звонких – глухих, поиск графем, включающих заданный элемент и т.д.;

- в процессе изучения графем письменных букв целесообразно включать задания, способству­ющие формированию функций программиро­вания и контроля. Например, при написании целой строки изучаемой графемы в прописях учащимся задается зрительно представленная программа действий: две красных – одна си­няя и т.д. Постепенно подобные программы должны усложняться и задаваться не только зрительно, но и вербально.

2.3. Трудности дифференциации графем

(акустико-артикуляционные, оптические, кинетические)

В специальной литературесмешение гра­фем объясняется несколькими причинами: акустико-артикуляционным (б-п, д-т-ч и др.) сходством фонем или их оптическим (с-е, с-о, м-ш, в-д, у-д-з и др.) сходством, или кинетическим (б-д, м-л, М-Л, ч-ь и др.) сходством. Причем надо иметь в виду, что одна и та же графема может смешиваться по разным параметрам с несколькими другими.

При выраженных нарушениях ребенку требу­ется помощь логопеда. Однако выполнение уп­ражнений, предложенных в п. 2.2., 2.4., на уроках способствует предупреждению возможных про­блем и преодолению уже имеющихся. Эти упраж­нения, представленные на слуховой, зрительной, двигательной и тактильной основе, дают каждому ребенку специфическую опору для преодоления его индивидуальных трудностей. Необходимо также помнить, что наиболее часто смешиваемые графемы лучше изучать с большим временным интервалом. Дополнительно можно рекомендо­вать следующее.

Возможные формы работы:

- ежедневная артикуляционная гимнастика, как для развития артикуляционного аппарата, так и для подготовки учащихся к правильному произношению и дифференциации изучаемых или смешиваемых звуков;

- игра «Угадай звук»: учитель, утрируя артику­ляцию, беззвучно произносит гласный звук – дети должны угадать, какой это звук, и пока­зать графему, его обозначающую (можно рабо­тать с карточками);

- нахождение и выделение звука в ряду звуков, слогов, слов;

- сравнительный анализ двух смешиваемых гра­фем, определение количества составляющих элементов, запись графем под счет вслух;

- «превращение букв»: достроить одну из смеши­ваемых графем до другой или наоборот – убрать лишний элемент (о-а, л-м, и-ш, и-у, и-ц и т. д.);

- работа с рядом или с таблицей, в которых даны две смешиваемые графемы: обвести разным цветом различные графемы, прочитай в задан­ном порядке с четкой артикуляцией;

- запись под диктовку чередующихся смешивае­мых графем;

- самостоятельная запись ребенком смешивае­мых графем в заданной педагогом последова­тельности с последующим прочтением (воз­можна работа разными цветами);

- прочтение, запись под диктовку слогов, слов со смешиваемыми звуками: ба-па, бал – вал, вата – фата и т. д.;

- звуко-буквенный анализ слов, различающихся одним звуком;

- дифференциация слов, включающих смеши­ваемые звуки, сопоставление их по звучанию и значению: клюв – клев, плюс – плес и т.д.;

- вставить нужную букву;

- записать словосочетания, предложения, вста­вить подходящее по смыслу слово: Возьми ... мыло и ... щетку (свое, свою);

- исправь ошибку: Бьется, как рыба об мед.

2.4. Зеркальность написания графем Этапы работы:

• пропедевтическая работа (см. п.п. 1.1. – 1.4.);

• анализ и запоминание пространственной ори­ентации графемы буквы;

• непосредственно работа с графемой, которую ребенок пишет зеркально.