Смекни!
smekni.com

История развития тестирования в России и за рубежом 2 (стр. 1 из 2)

Искусство орнамента

Содержание:

1. Орнамент

2. Виды и средства орнаментов

3. Типы орнамента

4. Ритм в орнаменте

5. Солярные знаки в орнаменте

6. Список литературы

1. Орнамент

Орнамент — один из древнейших видов изобразительной деятельности человека, в далеком прошлом несший в себе символический и магический смысл, знаковость, семантическую функцию. Но ранние декоративно-орнаментальные элементы могли и не иметь смыслового значения, а являться лишь отвлеченными знаками, в которых выражали чувство ритма, формы, порядка, симметрии. Исследователи орнамента считают, что он возник уже в верхнепалеолитическую эпоху (15—10 тыс. лет до н. э.). Основанный на неизобразительной символике, орнамент был почти исключительно геометрическим, состоящим из строгих форм круга, полукруга, овала, спирали, квадрата, ромба, треугольника, креста и их различных комбинаций. Использовались в декоре зигзаги, штрихи, полоски, «елочный» орнамент, плетеночный («веревочный») узор. Древний человек наделял определенными знаками свои представления об устройстве мира. Например, круг — солнце, квадрат — земля, треугольник — горы, свастика — движение солнца, спираль — развитие, движение и т. д., но они, по всей вероятности, еще не обладали для предметов декоративными качествами (часто покрывались орнаментом скрытые от глаз человека части предметов — днища, оборотные стороны украшений, оберегов, амулетов и др.). Постепенно эти знаки-символы приобрели орнаментальную выразительность узора, который стал рассматриваться только как эстетическая ценность. Цель орнамента определилась — украшать. Но справедливо будет отметить, что из орнаментальных мотивов появилась пиктография, ранний этап письменности.

Орна́мент (лат. ornemantum — украшение) — узор, основанный на повторе и чередовании составляющих его элементов; предназначается для украшения различных предметов (утварь, орудия и оружие, текстильные изделия, мебель, книги и т. д.), архитектурных сооружений (как извне, так и в интерьере), произведений пластических искусств (главным образом прикладных), у первобытных народов также самого человеческого тела (раскраска, татуировка). Связанный с поверхностью, которую он украшает и зрительно организует, орнамент, как правило, выявляет, или акцентирует архитектонику предмета, на который он нанесён. Орнамент либо оперирует отвлечёнными формами, либо стилизует реальные мотивы, зачастую схематизируя их до неузнаваемости.

В народном декоративном искусстве все основано на отработанных профессиональных навыках и приемах, выработанных на протяжении многих поколений. Эти приемы настолько совершенны, что их применение позволяет достичь большой художественной выразительности средствами простыми и лаконичными. Изделия декоративно-прикладного искусства должны соответствовать требованиям органического единства утилитарности вещи и ее декора, национальным колоритам. Орнамент – основной способ украшения изделий декоративно-прикладного искусства. Элементы орнаментов создаются стилизаций реальных природных форм.

2. Виды и средства орнамента

К числу формальных особенностей орнамента относится декоративная стилизация, плоскостность, органическая связь с несущей орнамент поверхностью, которую он всегда организует, нередко выявляя при этом конструктивную логику предмета. Не всякий узор можно считать орнаментом. Так, узорная ткань с бесконечно повторяющимся раппортом, не является орнаментальной. По характеру композиции, орнамент может быть ленточным, центрическим, окаймляющим, геральдическим, заполняющим поверхность или же сочетающим некоторые из этих типов в более сложных комбинациях. Это связано с обусловленной формой декорируемого предмета.

По используемым в орнаменте мотивам его делят на: геометрический, состоящий из абстрактных форм (точки, прямые, ломаные, зигзагообразные, сетчато пересекающиеся линии; круги, ромбы, многогранники, звёзды, кресты, спирали; более сложные специфически орнаментальные мотивы — меандр и т. п.);

растительный, стилизующий листья, цветы, плоды и пр. (лотос, папирус, пальметта, акант и т. д.);

зооморфный, или животный, стилизующий фигуры или части фигур реальных или фантастических животных. В качестве мотивов используются также человеческие фигуры, архитектурные фрагменты, оружие, различные знаки и эмблемы (гербы).

Особый род орнамента представляют стилизованные надписи на архитектурных сооружениях (например, на среднеазиатских средневековых мечетях) или в книгах (т. н. вязь). Нередки сложные комбинации различных мотивов (геометрических и звериных форм — т. н. тератология, геометрических и растительных — арабески).

3.Типы орнамента

В зависимости от того, из каких элементов состоит орнамент, его относят к тому или иному типу. Рассмотрим только те из них, которые представляют интерес в выпиловочном деле.

Геометрический орнамент. Характерен для многих эпох и народов. Несмотря на предельную простоту, до сих пор сохранил эстетическую ценность. Основу построения такого орнамента составляет четкое чередование геометрических элементов в заданном порядке. Очень часто употребляется с другими типами орнамента. Не следует забывать, что прообразом геометрического орнамента была природная форма. Например, греческий меандр символизирует волну, круг – солнце, плетенка – воду.

Растительный орнамент. Самый распространенный в народном искусстве после геометрического и самый излюбленный в пропильной резьбе, в том числе и в выпиливании по дереву. Разные времена и разные народы давали свои растительные мотивы. В раннем средневековье особенно популярными были виноградная лоза и трилистник; во времена барокко – тюльпан и пион; в период модерна - лилия и т.д. Можно сказать, что растительный орнамент использует самый многочисленный комплекс мотивов, а разных вариаций таких мотивов существует бесконечное множество. Причем один и тот же мотив может быть сильно приближен к натуре, а может быть упрощен до неузнаваемости.

Каллиграфический орнамент. Может состоять или из отдельных букв, или из целых предложений типа высказываний, пословиц, лозунгов и т.л. Этот орнамент наиболее характерен для древнего искусства Персии. Японии, арабских стран. Причина здесь кроется в том, что, например, вязь из арабских букв отличается удивительной пластичностью. Буквы русского алфавита тоже пластичны, а если сочетать их с растительным орнаментом, можно достичь значительного декоративного эффекта.

Фантастический орнамент. В его основе лежат изображения мифических существ: птицы Сирин, сирен, единорогов, львов и др. Часто его использовали в резьбе по дереву, в частности, в народной пропильной.

Животный орнамент. Как и в растительном орнаменте, здесь встречаются приближенные к реальным и чрезвычайно упрощенные изображения птиц и зверей. Этот орнамент часто прекрасно сочетается с растительным. Хорошим примером этого является орнамент шемогодских резчиков по бересте.

Геральдический орнамент. Его элементами могут быть гербы, атрибуты войны – оружие, доспехи, факелы, знамена и др.; атрибуты музыкального и театрального искусства – лиры, трубы, рожки, маски, складки занавеса и т.п. Выполнение этого орнамента – чрезвычайно кропотливое и ответственное дело. Ведь любой из перечисленных предметов во всех деталях воспроизвести невозможно, поэтому изображения подвергаются значительной переработке и упрощению. При этом существует опасность, что упрощенный рисунок не будет похож на оригинал. Применение геральдического орнамента уместно при оформлении тематических стендов, а также при тематической орнаментации изделий, например шкатулок, предназначенных в качестве подарка военному, артисту или музыканту.

4.Ритм в орнаменте

Ритмом в орнаментальной композиции называют закономерность чередования и повторения мотивов, фигур и интервалов между ними. Ритм — главное организующее начало любой орнаментальной композиции. Важнейшей характеристикой орнамента является ритмическая повторяемость мотивов и элементов этих мотивов, их наклоны и повороты, поверхности пятен мотивов и интервалы между ними.
Ритмическая организация — это взаиморасположение мотивов на композиционной плоскости. Ритм организует своего рода движение в орнаменте: переходы от малого к большому, от простого к сложному, от светлого к темному или повторение одних и тех же форм через равные или разные интервалы. Ритм может быть:

1) метрический (равномерный);

2) неравномерный .

В зависимости от ритма узор становится статичным или динамичным.
Ритмический строй определяет ритм мотивов по вертикальным и горизонтальным рядам, число мотивов, пластическую характеристику формы мотивов, особенности расположения мотивов в раппорте.
Мотив — часть орнамента, его главный образующий элемент.
Орнаментальные композиции, в которых мотив повторяется через одинаковые интервалы, называются раппортными.