Смекни!
smekni.com

Педагогические взгляды и деятельность Иоганна Генриха Песталоцци (стр. 3 из 8)

10

либералы начали борьбу против рабства в США , выступили за введение всеоб-щего избирательного права, уравнение в правовом отношении женщин и муж-чин.Одной из главных проблем Нового времени являются национальные от-ношения. Нации формируются именно в эту эпоху, создают свои государства, требуют права на выход из многонациональных государств, освобождения от колониальной зависимости и т.д. Некоторые ученые считают, что уже несколь-ко веков национализм, а не столкновение либералов, консерваторов или социа-листов, определяет судьбу мира. Так, П.Рейнш (США) писал: «Если мы бросим взгляд на историю мирового развития начиная с эпохи Возрождения, то обнару-жим один принцип, вокруг которого может быть гармонично сгруппировано ог-ромное количество фактов: этим принципом является национализм. С тех пор как были оставлены средневековые идеалы мирового государства, этот прин-цип является краеугольным камнем подлинной государственности. Национа-лизм – идеология, присушая абсолютно всем крупным национальным государ-ствам на всех этапах развития.

Все идеологические и политические течения Нового времени порождены развитием технологической цивилизации Запада, взаимодействием ее с тради-ционными обществами, влиянием ее на путь, по которому уже много тысячеле-тий движется человечество. Они соперничают и борются между собой, пытают-ся перенять друг у друга аргументы и лозунги, завоевать поддержку других об-щественных сил. В конечном итоге они помогают нам понять сущность той сложной, трудной, кровавой эпохи, которая получила название «Новое время». С Французской буржуазной революции 18в. Начинается период победы и ут-верждения капитализма в передовых странах. Развитие капиталистической про-мышленности, укрепление власти буржуазии как господствующего класса, вли-яние Французской буржуазной революции 18в., первое массовое рабочее дви-жение (чартизм) – обусловили собой большое продвижение школы капиталис-тических стран в первой половине 19в., особенно начальной школы. Общие закономерности развития школы в капиталистических странах в первой половине 19в. таковы:

1. Усиление роли государства в школьном деле.

2. Революционная борьба трудящихся за школу, в результате которой буржуазия вынуждена идти на некоторые уступки рабочему классу в области школы.

3. Значительный рост сети школ и создание народной школы, что выз-вано борьбой трудящихся за школу и потребностями развивающейся промышленности, требующей квалифицированных, грамотных рабо-

11

чих.

4. Развитие сети повышенных начальных школ во Франции и Германии, что вызвано потребностями капиталистических предприятий и буржу-азного государства в квалифицированном персонале.

5. Значительное развитие средней школы, обслуживающей детей буржу-азии.

1.2. Становление педагогических взглядов Иоганна Генриха Песталоцци

Иоганн Генрих Песталоцци родился в Цюрихе в 1746 году, в семье врача. Он рано лишился отца и большое влияние на его воспитание оказали мать и преданная служанка простая крестьянка. Песталоцци близко ознакомился с тя-желым положением крестьян и с малых лет проникся глубоким сочувствием к народу.

Образование Иоганн Генрих Песталоцци получил сначала в начальной, а за-тем в латинской средней школе, по окончании которой поступил в высшее учебное заведение гуманитарного направления – Каролинский коллегиум, в ко-тором обучался на двух младших курсах – филологическом и философском. От перехода на третий, богословский, курс Песталоцци под влиянием произведе-ний Руссо отказался. Во время обучения на Иоганна Генриха наибольшее влия-ние оказали два профессора, возбуждавшие у студентов любовь к народу и стремление к свободе. Один из них был профессором философии, сторонником вольфианской философской системы ,характеризующейся приверженностью к рационализму, популяризации и систематизации идей Лейбница, господству-ющей в немецких университетах вплоть до появления «критической филосо- фии» Канта. Во второй половине 17 века в Швейцарии стал уже развиваться капитализм. Внедряясь в деревню, капитализм расслаивал ее. Песталоцци при-водит описание крестьянских хозяйств трех типов: зажиточного, среднего и бедного. К неизжитой еще феодальной эксплуатации бедных крестьян прибав-лялась эксплуатация со стороны капитала. Песталоцци хорошо знал произве-дения французских просветителей и семнадцати лет прочёл «Эмиля» Руссо. Эта книга, как и «Общественный договор», произвела на юношу огромное впечат-ление и укрепила его намерение самоотверженно служить народу. Передовая молодежь Цюриха организовала кружок под названием «Гельветическое (т.е.

12

швейцарское) общество у скорняков» (его собрания проходили в доме цеха ко-жевников). Члены кружка, именовавшие себя «патриотами», обсуждали про-блемы морали, воспитания, политики, занимались разоблачением должностных лиц, обиравших крестьян. В 1767 году кружок был закрыт городскими властя-ми, а юный Песталоцци в числе других его членов подвергнут аресту. Не закон-чив коллегиум, он решил заняться осуществлением своей заветной мечты об улучшении положения народа. В 1769 году он начал свой социальный экспери-мент.На занятые им деньги он купил небольшое имение, названное им «Ней-гоф» («Новый двор»), в котором хотел организовать показательную ферму,с тем чтобы научить окрестных крестьян рационально вести свое хозяйство. Пес-талоцци был непрактичным и неопытным хозяином, он скоро разорился.

В 1774 году он открыл в Нейгофе «Учреждение для бедных», в котором со-брал до пятидесяти сирот и беспризорных детей.По мысли Песталоцци,его при-ют должен был содержаться на средства,заработанные самими детьми.Воспи-танники работали в поле,а также на ткацких и прядильных станках. Сам Песта-лоцци обучал детей чтению,письму и счету,занимался их воспитанием,а ремес-ленники учили их прясть и ткать.Таким образом Песталоцци делал в своем уч-реждении попытки соединения обучения детей с производительным трудом. Песталоцци писал, что он «хотел использовать значительную часть дохода, по-лучаемого фабричной индустрией от человеческого труда, для создания настоя-щих воспитательных учреждений, которые бы соответствовали целиком пот-ребностям человечества…»Однако дело,начатое Иоганном Генрихом Песталоц-ци, но не поддержанное теми, в чьих руках была политическая власть и матери-альные средства, быстро погибло. Дети могли окупить своим трудом приют, в котором они жили и работали, только непосильным напряжением своих физи-ческих сил, но, гуманист и демократ, Песталоцци не мог и не хотел пойти на то, чтобы эксплуатировать своих воспитанников. Он видел в детском труде прежде всего средство развития физических сил, умственных и нравственных способ-ностей детей, стремился дать детям не узкоремесленные навыки, а разносторон-нюю трудовую подготовку. В этом заключается важнейшее педагогическое зна-чение нейгофского опыта Песталоцци. Не имея материальных средств продол-жать эксперимент, Песталоцци вскоре был вынужден закрыть приют. Однако постигшие неудачи не разубедили его в избранном им пути помощи народу. В течение следующих восемнадцати лет Песталоцци занимается литературной де-ятельностью, стремясь привлечь внимание к решению все того же злободневно-го вопроса: как возродить хозяйство крестьян, сделать жизнь их обеспеченной,

13

как поднять нравственное и умственное состояние трудящихся? Он издает со-циальнопедагогический роман «Лингард и Гертруда» (1781-1787), в котором развивает свои идеи об улучшении крестьянской жизни посредством разумных методов ведения хозяйства и правильного воспитания детей. Имя Песталоцци приобретает большую известность. В 1792 году Законодательное собрание ре-волюционной Франции наградило Песталоцци в числе восемнадцати иностран-цев, прославивших себя как поборники свободы, высоким званием «француз-ского гражданина».

В 1798 году в Швейцарии произошла буржуазная революция и была созда-на Гельветическая (Швейцарская) республика. Когда в городе Станце вспыхну-ло контрреволюционное восстание крестьян, спровоцированное дворянством и католическим духовенством, и после подавления восстания осталось много бес-призорных детей, новое правительство поручило Песталоцци организовать для них воспитательное учреждение. В здании бывшего монастыря Песталоцци от-крыл приют для беспризорных, в который было принято восемьдесят детей в возрасте от пяти до десяти лет. Состояние детей было как в физическом, так и в моральном отношении самое ужасное. Песталоцци стремился сделать приют большой семьей, он стал для детей заботливым отцом и лучшим другом.В пись-ме к одному из друзей о своем прибывании в Станце он впоследствии писал: «Мои дети с раннего утра и до поздней ночи ежеминутно должны были видеть на моем челе и догадываться по моим губам, что мое сердце льнет к ним, что их счастье есть мое счастье, их радость – моя радость…С утра до вечера я был один среди них. Все хорошее для их тела и духа шло к ним из моих рук. Всякая помощь и поддержка в нужде, всякое наставление, получаемое ими, исходило непосредственно от меня. Моя рука лежала в их руке, мои глаза смотрели в их глаза. Мои слезы текли вместе с их слезами, и моя улыбка сопровождала их улыбку. Они были вне мира, вне Станца, они были со мной, и я был с ними. Их пища была и моей пищей, их питье – моим питьем. У меня ничего не было: ни дома, ни друзей, ни прислуги, были только они». Не имея помощников, Песталоцци сам справлялся с сотней не самых примерных детей. Он был начальником учебного заведения, учителем, казначеем, дворником и даже сиделкой в одном лице. Преодолеть все трудности ему помогли сердечность и душевная отзывчивость. На отеческую заботу Песталоцци воспитанники приюта отвечали искренней привязанностью и любовью, что благоприятствовало успешному осуществлению их нравственного воспитания. Приют в Станце просуществовал также недолго.Французские войска заняли