Смекни!
smekni.com

Аксиологические основы гуманизации образования (стр. 1 из 5)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЙ

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

КУЙБЫШЕВСКИЙ ФИЛИАЛ

ФАКУЛЬТЕТ ФИЛОЛОГИИ

кафедра педагогики

ВОРОБЬЕВА Светлана Владимировна

АКСИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ГУМАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ

Курсовая работа по педагогике

Студентки 322 группы

Научный руководитель:

Старший преподаватель

Юсупова А.Ю.

«_________________»

Подпись___________

Куйбышев

2010

Содержание

Введение............................................................................................................3

Глава 1. Гуманистическое образование как тенденция развития

современного образования…………………………………………………..5

1.1.Возникновение идеи гуманизма ………..................................................5

1.2.Сущность понятия «гуманизм» ……………………………………...…9

1.3. Понятие « гуманизация образования»……………………………......11

Глава 2. Аксиологический подход как основа гуманизации

образования………………………………………………………………….14

2.1. Понятия о ценностях ……………….....................................................14

2.2.Классификация ценностей образования………….................................17

2.3. Сущность аксиологического подхода в образовании……………….24

Заключение…………………………………………………………………..28

Список литератур………………………………………................................30

Введение

Судьба нашего государства и в отдельности каждой личности зависит от образовательной системы, так как она определяет социальный облик будущей страны. В настоящее время наше общество переходит в статус информационного, где ведущую роль в получении информации играют СМИ и интернет. Они дают образцы для подражания, модели поведения и общения, которые порой оказывают негативное влияние на развитие личности. Они формируют агрессивный, извращенный образ действительности, прежде всего у молодежи. И в этой абсолютно новой сложившейся ситуации, образование должно гибко реагировать на данные изменения. Оно должно обратить большее внимание на его гуманистический компонент. Основным направлением образования должно быть духовно-нравственное воспитание, которое формирует эмоционально-мотивационную сферу личности. В наши дни актуальность проблемы аксиологических оснований интерпретируется тем, что гуманистическое образование является системой духовного и практического познания человеком окружающей действительности. Человек не просто познает предметы и явления окружающего мира, но и оценивает их с точки зрения своих потребностей и интересов. В зависимости от оценок, от имеющихся представлений постепенно формируется определенная направленность интересов, а, следовательно, и деятельность личности. Складывается, таким образом, ценностное сознание — реальный стержень фактически всех жизненных устремлений личности.

Таким образом актуальность данной проблемы определила тему нашей курсовой работы: «Аксиологические ценности гуманизации образования».

Объектом нашего исследования является гуманистическое образование как основной фактор формирования личности.

Предметом исследования является ценностная основа образования.

Методологической основой нашего исследования послужили работы таких ученых как В.А. Сластенин, В.А.Сухомлинский, Ш. Амонашвили, К.Д. Ушинский и д.р.

Цель настоящего исследования состоит в определении ценностно-гуманистического содержания образования.

Для достижения цели мы поставим перед собой следующие задачи:

1. Проанализировать педагогическую литературу по исследуемой теме;

2. Проследить историческое развитие идей гуманизации

3. Раскрыть содержание гуманизации образования

4. Выявить ценностные ориентиры образования

5. Рассмотреть классификацию ценностей образования

Методы исследования: анализ научно-педагогической литературы, периодических изданий; обобщение.

Цель и основные задачи нашего исследования определили структуру нашего исследования, которая состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

В первой главе мы рассмотрели историю становления гуманистических идей, а также определили основное содержание принципов гуманизации.

Во второй главе мы рассмотрели аксиологический подход, ценности гуманистического образования, их классификацию.

В заключении даны общие выводы и подведены итоги проделанной работы. Завершает работу список литературы, включающий 30 наименований.

Глава 1. Гуманистическое образование как тенденция развития современного образования

1.1. Возникновение идеи гуманизма

Гуманизм, являясь общественно-историческим явлением, имеет определенные особенности проявления в различных социально-экономических условиях, у разных народов, в различных культурах и религиях. Идеи гуманизма имеют длительную историю. Мотивы человечности, человеколюбия, мечты о счастье и справедливости можно обнаружить в произведениях устного народного творчества, в литературе, нравственно-философских и религиозных концепциях различных народов начиная с глубокой древности.

Впервые о гуманизме серьезно уже можно говорить на материале эпохи Возрождения. Эпоха Возрождения поставила в центр внимания философии образ самостоятельно мыслящего, всесторонне развитого человека. В человеке видели универсальную ценность, его мыслили титаном, неограниченный потенциал которого раскрывался в деятельности, познании, созидании. Человек эпохи Возрождения был охвачен жаждой самоутверждения, великих свершений, активно включался в общественную жизнь, заново открывал для себя мир природы, стремился к глубокому ее постижению, восхищался ее красотой.

Вместо традиционных для Средневековья наук о божественном, были возвеличены гуманитарные науки, в которые входили грамматика, поэзия, этика, история, риторика. Преподавателей этих дисциплин называли гуманистами. Эти гуманитарные науки рассматривались как средство формирования человеческого в человеке. Под человеческими гуманисты понимали такие качества как разумность образованность, причастность к искусствам. Личность человека представлялась как некое произведение искусства.[26;с.6]

Дальнейшее развитие идей гуманизма связано с общественной мыслью периода буржуазных революций (17 — начало 19 вв.). Идеологи нарождавшейся буржуазии разрабатывали идеи «естественных прав» человека, выдвигали в качестве критерия пригодности социального устройства его соответствие абстрактной «природе человека», пытались найти пути сочетания блага личности и общественных интересов, опираясь на теорию «разумного эгоизма», правильно понятого личного интереса, французские просветители 18 века: П. Гольбах, А. К. Гельвеций, Д. Дидро и др.

Ряд принципов гуманизма был разработан в немецкой классической философии. И. Кант выдвинул идею вечного мира, сформулировал положение, выражающее сущность гуманизма, — человек может быть для другого человека только целью, но не средством. Правда, осуществление этих принципов было отнесено Кантом в неопределённое будущее.

Новый этап в развитии гуманизма начался с возникновением марксизма, который отверг отвлечённую, внеисторическую трактовку «природы человека» лишь как биологической «родовой сущности» и утвердил её научное конкретно-историческое понимание.[5;с.340] Марксизм отказался от абстрактного подхода к проблемам гуманизма и поставил их на реальную историческую почву, сформулировал новую концепцию гуманизма — социалистический гуманизм, вобравший в себя лучшие достижения гуманистической мысли прошлого. Классики марксизма вооружили педагогику материалистическим подходом к воспитанию как объективному общественному явлению.
С победой социализма сначала в СССР, идеи марксистского гуманизма получили реальное практическое подкрепление в гуманистических

завоеваниях нового социального строя, избравшего девизом своего дальнейшего развития гуманистический принцип: «Всё во имя человека, для блага человека».

Начало советского этапа в истории отечественной педагогической науки характеризовалось дальнейшим развитием гуманистических идей в вопросах воспитания и образования. Н.К. Крупская, А.С. Макаренко, Л.С. Выготский, занимавшиеся изучением природы ребенка и разработавшие основы педологии – все они олицетворяли своим творчеством продолжение традиций русской педагогики, направленное на улучшение жизни детей. Однако, начиная с 30-х гг. и вплоть до 80-х, в нашей стране идеи гуманизма и задачи народного образования резко разошлись. В просвещении утвердилась авторитарная педагогика. Советская система образования, исходила из понимания человека не как основной ценности нашего общества, а как его главной производительной силы.[26;с.9]

В 60-е годы, уже после XX-го съезда КПСС, когда был разоблачен культ Сталина, в советской школе было сделаны попытки вернуться к идеям гуманизма в педагогике. И здесь, прежде всего надо вспомнить имя доктора педагогических наук, участника Великой Отечественной войны

В.А. Сухомлинского – директора сельской школы в Павлышеве на Украине, который по-новому стал трактовать многие педагогические принципы. Одним из первых Сухомлинский провозгласил обязательность в образовательном процессе любви к ребенку. Сухомлинский совершенно по другому понимал сущность воспитания по сравнению с официальной наукой. Это не формирование определенных качеств, не идеологическое воздействие на ребенка, не лепка его характера, а понимание. Идеи Сухомлинского не были поддержаны наукой. Зато они очень медленно, но просачивались в педагогическую практику. В начале 80-х гг. в СССР стали появляться отдельные учителя, позволившие себе новый подход к обучению, исходя