Смекни!
smekni.com

Влияние внутрисемейных отношений на социальный статус ребенка старшего дошкольного возраста (стр. 3 из 13)

Проблема формирования потребностей человека вообще и в отношении создания семьи, семейных ценностей отражается в трудах отечественных психологов Л.С. Выгодского, Н.Д. Добрынина, К.К. Платонова, Д.Н. Узнадзе и другие; педагогический аспект проблемы ценностного отношения к семье в русле гуманистической парадигмы раскрывается в работах Е.В. Бондаревской, В.С. Библе. Е.Н. Гусинского, В.П. Зинченко, Е.Н. Ильина, И.Б. Котовой, В.А. Сластенина, Р.М. Чумичевой, Е.Н. Шиянова и др. В трудах философов, социологов, демографов И.В. Бестужева-Лады, И.С. Кона, В.И. Переведенцева, В.А. Титаренко, А.Г. Харчева воспитание будущего семьянина выделено как один из аспектов социального формирования личности.

Нравственные составляющие проблемы освещаются в исследованиях О.С. Богдановой, Г.Н. Волкова, И.В. Гребенникова, Р.Г. Гуровой, Л.Ю. Гордина, А.В. Иващенко, В.М. Коротова, Б.Т. Лихачева, Н.И. Монахова, А.Ф. Никитина и др. Среди зарубежных ученых, работающих в этом направлении, следует отметить Т. Парсона, Р. Бэйлза, К. Витэка, Э. Эриксона, Т. Гордона и др. [35]

До середины XIX в. семья рассматривалась как исходная модель общества, социальные отношения выводились из семейных. В этнографии накоплен обширный материал, освещающий национальные особенности взаимоотношений в семье. Так, в Древней Греции доминировала моногамия. Семьи были многочисленными. Мужчины пользовались большими правами. В Древнем Риме приветствовалась моногамия, но внебрачные связи были широко распространены. Согласно законам римского права, брак существовал исключительно для деторождения. Наука располагает обширной информацией о влиянии христианства на институт семьи во многих странах мира. Церковная доктрина освящала моногамию. Браки христиан с иноверцами считались греховными. Формально христианство признавало духовное равенство женщины и мужчины. Однако в действительности положение женщин было приниженным.

В России семейные отношения стали объектом изучения лишь в середине XIX в. Источниками исследования служили древнерусские летописи и литературные произведения. Историки Д. Н. Дубакин, М. М. Ковалевский и другие дали глубокий анализ семейно- брачных отношений в Древней Руси. Особое внимание уделялось изучению семейного кодекса «Домостроя» - литературного памятника XVI в. изданного в 1849 г. В 20- 50-е гг. XX столетия в исследованиях отражались тенденции развития современных семейных взаимоотношений. Так, П. А. Сорокин проанализировал кризисные явления в советской семье: ослабление супружеских, родительско- детских и родственных связей. Родственные чувства стали менее прочной связью, чем партийное товарищество. В этот период появились работы, посвящённые «женскому вопросу». В статьях А. М. Коллонтай, например, провозглашалась свобода женщины от мужа, родителей, от материнства. Психология и социология семьи были объявлены буржуазными лженауками, несовместимыми с марксизмом. С середины 50- х. гг. психология семьи стала возрождаться, появились теории, объясняющие функционирование семьи как системы, мотивы вступления в брак, раскрывающие особенности супружеских и родительско- детских отношений, причины семейных конфликтов и разводов. Большой вклад в развитие семейной терапии, которая стала активно развиваться, внесли такие учёные как Ю. А. Алешина, А. С. Спиваковская, Э. Г, Эйдемиллер и другие.

Анализ литературных источников позволяет проследить динамику развития семейных отношений «от Руси до России». Данные исследований показывают, что на каждом этапе развития общества преобладала определённая нормативная модель семьи, включающая членов семьи с определённым статусом, правами и обязанностями, нормативным поведением. Соответственно внутрисемейные отношения претерпевали изменения. Так, нормативная дохристианская модель семьи включала родителей и детей. Был характерен конфликт поколений, противостояние родителей и детей. С возникновением христианской модели семьи (XII- XIV вв.) изменились отношения между домочадцами. Взаимоотношения супругов в христианском браке предполагали чёткое осознание каждым членом семьи своего места. В сфере межличностных отношений супругов доминировали родительские роли над ролями эротическими, хотя последние не совсем отрицались. На рубеже XIX- XX вв. эмпирическими исследованиями был зафиксирован кризис семьи, сопровождаемый глубокими внутренними противоречиями. Нормативной моделью стала нуклеарная семья, состоящая из супругов и детей. Что прослеживается и в настоящее время. Проблемы супружества- родительства- родства уделяют большое внимание не только в теории, но и на практике. В работах Ю. И. Алешиной, В. Н. Дружинина, С. В. Ковалёва, А. С. Спиваковской, Э. Г. Эйдемиллера и других учёных подчеркивается, что семья прямо или косвенно отражает все изменения, происходящие в обществе, хотя и обладает относительной самостоятельностью, устойчивостью. Несмотря на все изменения, потрясения, семья как социальный институт устояла. [35]

Семья как социальный институт имеет свои тенденции развития. Новым направлением в развитии психологии семейных отношений является разработка её методологических основ, опора на которые позволяет избежать фрагментарности, случайности интуитивности. Согласно основному методологическому принципу системности, семейные отношения представляют собой структурированную целостность, элементы которых взаимосвязаны, взаимообусловлены. Это супружеские, родительско- детские, детско- родительские, детско- детские, прародительско- родительские, прародительско- детские отношения. Важный методологический принцип- синергетический- позволяет рассматривать динамику семейных отношений в позиции не линейности, неравномерности с учётом кризисных периодов. В настоящее время активно разрабатывается семейная психотерапия, опирающаяся на системный, научный подход, интегрирующая накопленный опыт, выявляющая общие закономерности терапии семьи с нарушениями взаимоотношений.

Семейная педагогика как отрасль педагогической науки, разрабатывала теоретические основы домашнего воспитания (И. В. Бестужев- Лада, Г.Н. Волков, В. М. Петров и др.). Прежде всего, как справедливо отмечают современные учёные- И. В. Бестужев- Лада, И. С. Кон, семейные отношения, претерпевают трансформацию, появляются новые ценности, образцы, расширяющие социально- культурные представления человека. Так, в современной семье дети становятся главной ценностью, стремительно растёт рейтинг эмоциональных внутрисемейных отношений и т. д. Выдающийся представитель русской педагогики конца XIX – начала ХХ века П.Ф. Лесгафт, которого считают корифеем семейного воспитания, писал, что «испорченность» ребенка школьного или дошкольного возраста есть результат системы семейного воспитания, за которую расплачивается сам воспитанник. По мнению ученого, довольно часто приходится наблюдать, как родители в семье и воспитатели в школе воздействуют на ребенка, совершенно не давая себе отчета, в том, какие именно воспитательные меры следует применять к нему. П.Ф. Лесгафт определил условия, при которых каждый ребенок может стать «идеально нормальной личностью». К ним относятся: атмосфера любви и взаимного уважения; наличие такого высоконравственного воспитателя, который учит ребенка размышлять, быть правдивым, стремиться к тому, чтобы слово не расходилось с делом; регулярный, радостный общественно-полезный труд в присутствии ребенка; исключение так называемых «прибавочных» раздражителей из жизни ребенка: роскоши, нищеты, чрезмерных лакомств, беспорядочной еды, табака, алкоголя, азартных игр и пр.; гармоничное развитие всех способностей ребенка; соблюдение принципа постепенности и последовательности; ограждение ребенка от контактов с безнравственными людьми . [34]

В этой связи П.Ф. Каптерев утверждает, что цель педагогики – помочь нравственному развитию детей, их нормальному физическому и психическому росту. В статье, опубликованной в журнале «Народная школа» (1875 г.), он указывал, что воспитание детей в семье должно начинаться с самого момента рождения. При этом родителям нельзя пренебрегать духовным влиянием на ребенка, ограничиваясь лишь физической стороной. Родители должны знать все этапы развития ребенка. «Без этого знания, – писал Каптерев, – воспитание невозможно» . [15]

Важнейшие вопросы семейного воспитания, в том числе структуры семьи, ее культуры, методов воспитания в семье разработаны в трудах А.С. Макаренко. Ученый утверждал, что воспитать ребенка правильно легче, чем потом его перевоспитывать. Успех воспитания детей определяют семья как коллектив, а также поведение родителей. В «Книге для родителей» А.С. Макаренко указывает, что семья является первичным коллективом, где все ее члены равноправны и полномочны в своих функциях и обязанностях, в том числе и ребенок.

Представленные положения весьма актуальны и сегодня, поэтому могут быть избирательно трансформированы в систему современного семейного воспитания.