Смекни!
smekni.com

Педагогические взгляды протопресвитера В.В.Зеньковского 1881 1962 (стр. 20 из 21)

В 1918 г. В.Зеньковский занимал пост министра вероисповедования в правительстве гетмана П.П.Скоропадского. В 1920 г. эмигрировал в Югославию. В 1920–1923 г.г. был профессором философского и богословского факультетов Белградского университета. Затем переехал в г.Прагу, где возглавил кафедру экспериментальной и детской психологии в Высшем педагогическом институте. В 1923 г. в Берлине вышла его книга “Психология детства”. В 1923 г. на Общеэмигрантском педагогическом съезде В.Зеньковский был избран председателем Педагогического бюро по зарубежным русским школьным делам. В том же году в Чехословакии прошел съезд русской православной студенческой молодежи и была создана общественная организация “Русское студенческое христианское движение”. Председателем РСХД на протяжении многих лет был В.Зеньковский /58. С.1/.

В 1927 году переехал в Париж, где стал профессором Православного богословского института. С этого времени и до конца дней в центре его внимания находились религиозно-педагогические проблемы. С наибольшей полнотой они были раскрыты В.Зеньковским в таких работах как: “Проблемы воспитания в свете христианской антропологии” и “Педагогика”. Главной их идеей явилось “воцерковление личности”, – глубокое духовное приобщение детей к ценностям Христианства, особенно воплощенным в искусстве, философии и литературе. К этой идее примыкала концепция В.Зеньковского педагогика “духовного делания” /57. С.1/.

Если рассматривать все наследие автора целиком, то нельзя не заметить его глубокой приверженности идеалу церковности как одному из главных принципов воспитания. Так, В.Зеньковский уделял большое внимание пользе чтения житий святых, старческому руководству и духовничеству, участию детей в таинствах и т. п. вопросам /36. С.7/.

В начале Второй мировой войны В.Зеньковский оказался в числе эмигрантов, арестованных французскими властями. Он провел 40 дней в одиночной камере парижской тюрьмы, а затем несколько месяцев в лагере для интернированных на юге Франции. В конце концов подозрения были сняты, и ученый смог вернуться в Париж. Пережитые испытания окончательно побудили его сделать выбор, к которому он, можно сказать, шел всю свою сознательную жизнь/2. С.8/. “Пребывание в одиночке, – писал В.Зеньковский,– а затем в лагере привели меня к решению принять священство”/7. С.13/. В марте 1942 года он был рукоположен митрополитом Евлогием в сан священника. /2. С.8/.

Очень трепетно и благоговейно он относился к своему иерейскому служению, считая православное пастырство необходимым для более тесной связи с молодежью.

В качестве профессора и декана Парижского богословского института, о. Василий отдал этому служению много труда и любви. Помимо преподавания, административных забот и финансовой ответственности, он следил за успехами своих учеников и за научным продвижением молодых коллег. Будучи глубоко молитвенным и смиренным в личной жизни человеком, умел в трудных обстоятельствах выслушать людей укрепляя единство, мир и любовь между ними /8. С.8/.

Его часто упрекали в либерализме, особенно при экуменических контактах. Однако в своих сочинениях отец Василий Зеньковский выступал как твердый защитник православного подхода к воспитанию, неизменно подчеркивая, что Православие наиболее последовательно придерживается Евангельского и святоотеческого учения о человеке, тогда как в воспитательных подходах католиков и протестантов наблюдаются серьезные уклонения /61/. После продолжительной болезни о. Василий скончался 5 августа 1962 года на 81-ом году жизни.

Протопресвитер В.Зеньковский искренне был благодарен Богу за не напрасно прожитую жизнь, он много потрудился для науки, любил жизнь, любил и ценил каждого человека от мала до велика. В своих воспоминаниях он писал: “Вся моя работа (единственное, чем поистине могу похвалиться) с молодежью, т.е. создание Русского Студенческого Христианского Движения как бы показывает, что именно так и нужно было, чтобы я был выброшен заграницу…оглядываясь на прожитую жизнь, я вижу в ней какую- то логику, рисунок который был создан не мною, но выявлению которого содействовало мое пассивное отношение к судьбе” /1. С.88-89/. “Ошибок, конечно, у меня было без конца, впрочем, если бы я начал заново жить, некоторые ошибки я все равно повторил бы – настолько они вытекали из самой души моей”/1. С.87/.

Лучшим заключением послужат слова, сказанные о.Василием Васильевичем Зеньковским незадолго до смерти: “Вот мне 80 лет исполнилось, и в душе моей, когда я думаю о моей жизни, ликование, столько света было в моей жизни, столько душ я узнал и полюбил, а музыка, мир идей? Все это от земли, во все входим горячо (порой схватит скорбь), но я благодарю Бога за свою жизнь. Дай вам Бог любить жизнь” /8. С.8/.


ПРИЛОЖЕНИЕ №3

Перечень трудов и статей протопресвитера

В. В. Зеньковского /59,60/

1. Автономия и теономия. // Путь, 1926, №3.

2. Апологетика. – Париж, 1961.

3. Беседа с юношеством о вопросах пола. – Париж, 1929 и 1955.

4. Б. П. Вышеславцев как философ. // Нов, ж., 1955, №40.

5. Введение в Апокалипсис. // Возр., 1952, №20.

6. Восьмидесятилетие Н. О. Лосского. // Возр., 1951, №14.

7. Все тем же путем (к 25-летию РСХД). // Вестник, 1949, №1.

8. Гоголь. Рус. земля, 1928.

9. Год Л. Н. Толстого. // Вестник, 1960, №58/59.

10. Дар свободы. – Париж, 1928.

11. Два слова А. В. Дейша. // Вестник, 1951, №4.

12. Две книги о России. // Вестник, 1956, №41.

13. Дело Александра Осипова. // Вестник, 1980, №56.

14. Духовные проблемы нашего времени. // Вестник, 1951, №2.

15. Епископ Иоанн (Сан-Францисский). Записи о любви к Богу и человеку. // Вестник, 1959, №53.

16. Законная тревога. // Вестник, 1928, №1.

17. Зло в человеке. // Путь, 1938, №56.

18. Идея религиозной науки. // Вестник, 1930, №8/9.

19. Идея христианского реализма. // Вестник, 1954, №33.

20. Из моей жизни. // Вестник, 1964, №72/73.

21. История русской философии. Т. I-2. – Л., 1991.

22. История философии. I-II, III-IV. — Вест. Ин., 1959, №31; I960, №35.

23. К десятилетию со дня смерти С. Л. Франка. // Вестник, 1960, №58/59.

24. К юбилею А. П. Чехова. // Вестник, 1959, №55.

25. Крест в жизни человека. // Вестник, 1951, №4.

26. Кризис протестантизма в Германии. // Путь, 1934, №42.

27. Кто фальсифицирует историю русской философии. // Вестник, 1955, №39.

28. Л. Н. Толстой как религиозный тип. // Вестник, 1935, №12.

29. Л. Толстой как мыслитель. // Новая жизнь, 1960, №61.

30. Мечты о России. // Вестник, 1957, №47.

31. Миросозерцание И. С. Тургенева. К 75-летию со дня смерти. // Новая жизнь, 1958, №52.

32. Мифология в науку. // Новая жизнь, 1961, №66.

33. Можно ли педагогу иметь миросозерцание. // Вестник, 1959, №54.

34. Мы снова зовем. // Вестник, 1930, №2.

35. Н. О. Лосский. // Вестник, 1961, №60.

36. Н. Ф. Федоров. // Вестник, 1950, №1.

37. Н. Ф. Федоров (о воскрешении мертвых). // Вестник, 1950, №2.

38. На пороге зрелости. – Париж, 1948.

39. На темы историософии. // Совр. зап., 1939, №69.

40. Настало время. // Вестник, 1929, №1/2.

41. Наша радость, наша слава. Православный богословский институт в Париже. // Вестник, 1960, №56.

42. Наша эпоха. – Париж, 1955.

43. Н.В.Гоголь. – Париж, 1961.

44. Недобросовестному читателю. // Вестник, 1939, №1.

45. Несколько слов в ответ К. Сережникову. // Вестник, 1930, №3.

46. Несколько слов Л. А. Зандеру. // Вестник, 1953, №27.

47. Новый этап. // Вестник, 1935, №8-11.

48. Новый этап в жизни Движения. // Вестник, 1936, №2.

49. Нужен религиозный подход. // Вестник, 1931, №12.

50. Общие законы экономической жизни. // Вестник РХД. 1991. № 161.

51. О значении воображения в духовной жизни. // Путь, 1932, №32.

52. Окамененное нечувствие (У истоков агрессивного безбожия) // Православная мысль. – Париж, 1951. Вып. 8.

53. О Лермонтове. // Вестник, 1960, №57.

54. О мнимом материализме русской философии. – Мюнхен, 1956.

55. О молитве (запись доклада). // Вестник, 1949, №2.

56. О новом народничестве. // Совр. зап., 1927, №33.

57. О сектанстве в России. // Вестник, 1929, №4.

58. О так называемом "Экуменическом вопросе". // Вестник, 1930, №6.

59. Организм или организация. // Вестник, 1930, №11.

60. Основы христианской философии. Т. I-2. – Париж, 1961-1964.

61. Основы православной антропологии. // Вестник, 1949, №4.

62. Основы экуменического общения. // Вестник, 1935, №1/2.

63. От редактора. // Вестник, 1937, №3/4.

64. Очерк внутренней моей биографии. // Вестник, 1962, №66/67.

65. Очерки идеологии Р.С.Х.Д. // Вестник, 1929, №5, №6, №8/9.

66. Очерки по истории философской и общественно-политической мысли народа СССР. // Вест. Ин. 1958, №28.

67. О чуде. – Париж, 1929;

68. Памяти А. С. Пушкина. // Вестник, 1937, №1/2.

69. Памяти Альфред Вине. // Вестник, 1959, №52.

70. Памяти В. В. Котырло. // Вестник, 1927, №9.

71. Памяти В. Н. Лосского. // Вестник, 1958, №48.

72. Памяти Гоголя. К 150-летию со дня рождения. // Нов. ж., 1959, №58.

73. Памяти д-ра Д. Мотта. // Вестник, 1955, №36.

74. Памяти Г.Г. Кульмана. // Вестник, 1962, №64.

75. Памяти Льва Шестова. // Вестник, 1939, №1.

76. Памяти М. И. Лот-Бородиной. // Вестник, 1957, №46.

77. Памяти митрополита Владимира. // Вестник, 1959, №55.

78. Памяти Н. В. Гоголя. // Вестник, 1959, №53.

79. Памяти о. Дмитрия Клепинина. // Вестник, 1966, №80.

80. Памяти П. Б. Струве. // Вестник, 1954, №32.

81. Памяти проф. А. В. Карташева. // Вестник, 1960, №58/59.

82. Памяти проф. Г. И. Челпанова. // Путь, 1936, №50.

83. Памяти Пушкина. // Вестник, 1949, №3.

84. Памяти С. И. Гессена. // Возр., 1951, №13.

85. Письма издалека. // Вестник, 1927, №2, №3.

86. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии. – Париж,1934.

87. Проблема психофизической причинности. – Киев, 1914.

88. Подготовка освобождения крестьян в русской литературе. // Вестник, 1961, №60.

89. Практика и теория в педагогической работе. // Вестник, 1959, №52.

90. Православие и культура. – Берлин, 1923.

91. Преодоление платонизма и проблема софийной твари. // Путь, 1930, №24.

92. Проблема красоты в миросозерцании Достоевского. // Путь, 1933, №37.

93. Проблема церковной культуры. // Вестник, 1933, №1.

94. Проблемы зла в мире и пути борьбы с ним. // Вестник, 1951, №3.