Смекни!
smekni.com

Педагогическая поддержка саморазвития субъекта (стр. 7 из 13)

Младшие школьники очень любят мечтать о своём будущем, при этом стремясь подражать родителям, взрослым, героям любимых фильмов и книг. В большинстве случаев они идеализируют взрослых, стремясь прежде всего от них получить положительное подкрепление: поощрение, одобрение, ласку. Они почти всегда хотят быть добрыми, умными, смелыми. Они гордятся своими достижениями, а неудачи могут расстраивать их до слёз. Вот почему так важна для них поддержка учителя, которая заключается в тактичности и осторожности педагога при оценке деятельности ребёнка в присутствии сверстников, товарищей, одноклассников – ведь для ребёнка на данном этапе очень важны именно мнение и оценка сверстников. Поэтому недопустимо, чтобы учитель настраивал их против конкретного ученика, указывая в присутствии других детей на его недостатки, а тем более – высмеивая его трудности в учёбе. [2]

Всё это свидетельствует о том, что при добром отношении педагога и внимании к детям основная их установка ориентирована на хорошее, которое они видят и в себе, и в других. Но нельзя не сказать о том, что дети того же возраста, выросшие в неблагоприятных социальных условиях, в условиях борьбы за существование и даже за выживание, не столь наивны и непосредственны. Они умеют притворяться и лукавить, могут быть эгоистичными и расчётливыми. Такие дети могут и не понимать происходящего с ними, но их чувства часто опережают разум. Вот почему так важно для учителя с первых дней определить так называемый «контингент риска», т.е. детей, с которыми будет труднее всего, им и уделять особое внимание. С такими учениками важно не запоздать, не упустить времени для педагогической, а иногда и медицинской поддержки или даже коррекции. Нельзя надеяться на чудо – трудности не исчезнут сами собой. Если их не принять во внимание, то они приведут к печальным последствиям.

Чтобы не допускать ошибок младшими школьниками, следует придерживаться следующих рекомендаций:

1. Быть внимательным к своим учащимся, отмечать изменения в их поведении и любые отклонения от нормы. Особенно важно заметить резкое изменение в поведении: «вдруг» возникающие отклонения – тревожный сигнал, к которому надо прислушаться.

2. Обращать внимание на работоспособность учащихся: быстро нарастающее утомление, невозможность долго работать умственно без отвлечений и ошибок, жалобы на головную боль, усталость требуют немедленной разгрузки ребёнка и введения щадящего режима.

3. Если учащийся вызывает тревогу, не спешить делать категоричные выводы. Лучше поделиться своими опасениями с родителями, попробовать решить вопрос вместе. И стараться узнать как можно больше о каждом ученике.

4. Проявлять настойчивость, терпение и доброжелательность к «трудному» ребёнку: работать спокойно, без порицаний и упрёков.

5. Не скупиться на похвалу и ободряющие слова даже за самый маленький успех: «Молодец! Вот видишь, сегодня ты написал упражнение уже лучше. Ещё постараешься – будет совсем хорошо!». Внушить ему веру в успех, похвалить его даже тогда, когда он сделал чуть меньше ошибок. Он будет стараться, ему захочется выполнить задание ещё лучше! Выполнять следует одно простое правило: «Хвалить – при всех, ругать – только наедине!».

6. Не спешить сразу увидеть результат! Успех придёт, но лишь тогда, когда ребёнок будет доверять учителю и верить в свои силы.

7. Если необходимо что-то исправить, делать это немедленно. Но избегать слов типа «ты делаешь не так», «плохо» и др.

8. Дать возможность каждому ребёнку проявить свои лучшие качества. Пусть малыш неважно читает и пишет, но зато легко и быстро ориентируется в математике. Может быть, этот прекрасно поёт, а тот – хороший товарищ, этот знает все марки машин, а тот любит животных. Надо помнить: учебные успехи – ещё не всё. Уважение других начинается с уважения себя. Неуспехи могут вызвать чувство неполноценности и недоверия к себе и как следствие – негативное отношение к учёбе, порождающее новые неудачи. Этот порочный круг необходимо разорвать.

9. Быть объективным не только в оценке учащихся, но и в оценке сложившейся трудной ситуации: эмоции и чувства – ненадёжные советчики, под их влиянием решение вопроса будет малоэффективным.

10.Уметь дифференцировать проявления разных трудностей и нарушений в обучении и воспитании ребёнка. Природа многих из них ещё толком не выявлена, поэтому грубейшая ошибка – сразу относить детей, страдающих ими, к категории умственно отсталых. Этим мы обрекаем их на стойкую неуспеваемость и положение изгоев в классе. [1]

В разработке этих рекомендаций нам помогли труды педагогов В.А. Сухомлинского, Я. Корчака, Е. Бондаревской, каждый из которых по-своему уникально решал проблемы педагогической поддержки ребёнка.

Верность теоретических положений по исследуемой проблеме подтвердить может только практика реальной педагогической поддержки, исследование которой представлено в практической части нашей работы.

3. ПРАКТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ. АНАЛИЗ ОПЫТА ОКАЗАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ В РЕАЛЬНОМ ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ

бнаруживая при этом новые, но качественно отличающиеся от предыдущих. ем, выводамиается всё больше и больше

3.1. Педагогическая поддержка в опыте работы В.А. Сухомлинского

В.А. Сухомлинский был одним из тех, кто придавал большое значение педагогической поддержке в воспитании детей [13]. Он считал, что главное для воспитателя – это быть человековедом, понимать, чем живут, что переживают его ученики, каковы их духовные интересы, особенности и потребности, для того, чтобы способствовать личностному росту воспитанников. «Надо, прежде всего, понимать движение детского сердца» - эти слова проходят через всю деятельность великого педагога. По Сухомлинскому, ни в коем случае нельзя игнорировать детские проблемы и переживания. Если у ребёнка какое-либо несчастье, то здесь педагогическое мастерство, искусство и мудрость заключается в том, чтобы уметь щадить больное детское сердце, не прикасаться неосторожно к его душевным ранам. Здесь самой лучшей поддержкой и помощью он считал способность педагога разделить детское несчастье, не прикасаясь к глубоко личному, сокровенному. «Здесь нужна ведь особая мудрость: одного приласкаешь – и ему станет легче, а другому ласковое слово причиняет новую боль; грубое вмешательство может привести к ожесточению и озлобленности, а советы не унывать, держать себя в руках – показаться пустой болтовнёй». И нельзя требовать от такого ребёнка, чтобы он был внимателен и учился хорошо и прилежно, как раньше, иначе учащийся может просто замкнуться, ведь такие дети подобны туго натянутым струнам: чуть тронешь – порвётся. Если же ребёнок доверяет учителю, если понимает его как друга и наставника, то он сам ему всё расскажет, а если нет – учитель не должен спрашивать, что случилось, т.к. ученику больно, трудно об этом говорить [13].

Самым страшным и уродливым явлением В.А. Сухомлинский называл «стремление взрослого развеять горестные чувства легкомысленными рассуждениями о том, что ты, мол, дитя, преувеличиваешь своё горе». Научиться заботиться и любить других, уметь принимать заботу от других – вот в чём видел одну из главнейших задач развития В.А. Сухомлинский. Он и пытался удержать детей в круге добра и заботы, дать им эмоциональную поддержку, возвратить радость детства тем, кто лишён его в семье. Педагог считал, что «если маленькому ребёнку не удаётся возвратить веру в добро и справедливость, он никогда не сможет почувствовать человека в самом себе, испытать чувство собственного достоинства». Иначе такие воспитанники, становясь подростками, теряют нравственные ориентиры, ожесточаются сердцем так, что для них слово учителя превращается в пустой звук. Педагог изо всех сил старался поддержать детей, которым грозила эта опасность, «выпрямить» их души. А делал он это через сказку, фантазию, творчество, природу и красоту. Всё это он считал великим средством развития духовных сил детей, их творческого разума, способным окрылить, ввести в мир добра и света.

В.А. Сухомлинский очень трепетно относился к тому, как учащиеся понимают свой умственный труд. Для них он – часть духовной жизни детей, поэтому они очень глубоко переживают из-за того, что им удаётся, а что – нет. Он призывал быть очень осторожными с оценками: если ребёнок получает вдруг двойку за то, что у него что-то не выходит, это может погасить его жажду знаний, стремление учиться, которое составляет смысл детской жизни.

И взрослый ненавидит пустой, однообразный, безрезультатный труд, а здесь речь идёт о детях. По Сухомлинскому, если они не видят своих успехов в учении, то «огонёк жажды знаний гаснет, в детском сердце образуется льдинка, которую не растопить никакими стараниями до тех пор, пока «огонёк» опять не загорится (а зажечь его вторично – ой как трудно!)». У ребёнка формируется комплекс неполноценности, неверие в свои силы; он начинает грубить, отвечать дерзостью на замечания учителя. А может случиться и ещё хуже: у ребёнка исчезает чувство собственного достоинства, и он постепенно привыкает к мысли о том, что он ни на что не способен. А ведь от того, как ребёнок относится к себе в подростковом возрасте, зависит в огромной степени его моральный облик. В.А. Сухомлинский считал, что «ребёнок, не познавший радости труда в учении, не переживший гордости от того, что трудности преодолены, - это несчастный человек. Несчастный человек – большая беда для нашего общества, несчастный ребёнок – во сто крат большая беда». Поэтому В.А. Сухомлинский, работая с детьми, не ставил им оценок, если у них ничего не получалось, а давал возможность сделать упражнение ещё раз, почувствовать, что можно выполнить его гораздо лучше, тем самым педагог открывал в детях источник их собственных творческих сил. Педагог всегда давал даже самым слабым учащимся подумать над тем, что у него не получается и не торопился с резким выводом, чтобы дети не теряли интереса к знаниям и учению и постепенно начинали работать самостоятельно, привыкали контролировать себя и свою деятельность.