Смекни!
smekni.com

Современная литературная сказка как средство развития творческого рассказывания детей старшего д (стр. 6 из 11)

«Что было бы, если бы на обычной карусели можно было бы летать по воздуху?», «Что было бы, если бы на такси можно было доехать до луны?», «Что было бы, если бы все цвета светофора стали голубыми?» - на эти и на многие другие вопросы отвечает Джанни Родари в своих сказках «Карусель в Чезенатико», «Такси к звездам»», «Про молодого рака», «Голубой светофор» и др.

В основе придумывания «смешных историй» (еще один продуктивный прием сочинительства) лежит построение текста на ошибке (сказка Д. Родари «Страна, где все слова начинаются с «не»), «оживление» метафор («Как гулял один рассеянный»), метод включения заурядного персонажа в незаурядный контекст или, наоборот, необычайного персонажа в обычный контекст («Волшебник Выключу», «Планета Новогодних Елок»), метод резкого опрокидывания нормы («История с телевизором», «Страна без углов»).

Многообразное и актуальное сказочное творчество Джанни Родари было выбрано нами для проведения экспериментальной работы по развитию творческого рассказывания детей старшего дошкольного возраста. Нами были отобраны сказки, созданные с применением слов, подсказывающих неожиданный поворот сюжета, готовых схем сюжета, совмещения нескольких волшебных сказок, «фантастического анализа» сказочного персонажа, продолжения начатой сказки, создания сказки «наизнанку», сказки «в заданном ключе», «завиральных историй», «сказок по аналогии», применения приема «что было бы, если бы» и др.

Глава 2. Использование современной литературной сказки в процессе развития творческого рассказывания старших дошкольников.

2.1 Состояние проблемы в практике работы дошкольного образовательного учреждения.

Экспериментальная часть исследования проводилась на базе детского дошкольного образовательного учреждения № 8 города Сморгони в течение трех месяцев (с 01.03.2010 по 31.05.210). Исследованием было охвачено 20 детей (10 детей контрольной группы и 10 экспериментальной), а также воспитатели, работающие в исследуемых группах.

Констатирующий эксперимент состоял из двух этапов.

В ходе первого этапа исследования решались следующие задачи:

·определение степени осведомленности педагогов и родителей по проблеме детского творческого рассказывания;

·изучение деятельности воспитателей по развитию творческого рассказывания старших дошкольников средствами художественной литературы, использования в данном дошкольном учреждении творческого потенциала современной литературной сказки и, в частности, произведений Джанни Родари.

С целью решения данных задач проводилось анкетирование среди воспитателей (Приложение 1), осуществлялся анализ педагогической документации, велось регулярное наблюдение за работой воспитателей.

Исследование показало, что воспитатели заботятся о формировании речи детей, учат оперировать понятиями, обогащают словарь. Для правильного развития детской речи педагоги используют комплексное обучение дошкольников, одним из путей ее гармоничного развития выступает совмещение общеобразовательных и коррекционных задач.

Развитие речевого общения в данном дошкольном учреждении происходит не только на специально организованных занятиях, но и в ходе игр, рисования, лепки, конструирования и других видов детской деятельности.

Для более успешного развития речи воспитатели проводят занятия по развитию зрительно-слухового сосредоточения детей на речи. Формирование этого процесса проходит при использовании метода сказкотерапии, созданного петербургскими авторами Т.Д. Зинкевич и А.М. Михайловым, нацеленного на интеграцию личности, расширение сознания и совершенствование взаимодействия ребёнка с окружающим миром. Методом сказкотерапии решаются следующие задачи:

- снижение уровня тревожности и агрессивности у детей;

- развитие умения преодолевать трудности и страхи;

- выявление и поддержка творческих способностей;

- формирование навыков конструктивного выражения эмоций;

- развитие способностей к эмоциональной регуляции и естественной коммуникации.

Также воспитатели руководствуются процессом формирования у детей правильного звукопроизношения, регулярно проводят артикуляционную гимнастику, целью которой является выработка правильных, полноценных движений артикуляционных органов, необходимых для правильного произношения звуков, и объединение простых движений в сложные – артикуляционные уклады различных фонем.

Анализ просмотренных занятий по развитию речи показал наличие таких видов деятельности детей, как слушание и запоминание сказок; пересказ текста одним ребёнком или поочерёдно (по фразам) группой детей; рисование сказок, проведение дидактических игр на основе сказочных образов и сюжетов. В деятельности воспитателей недостаточное внимание уделяется стимуляции речевого творчества детей развернуть (показать отсутствие систематической работы по данному вопросу.

Показать, что современную сказку (и в том числе Родари) воспитатели знают слабо, ее возможности не используют)

В ходе первого этапа контрольного эксперимента нами была разработана также комплексная анкета, направленная на выявление степени осведомленности родителей по изучаемой проблеме (Приложение 2).

Исследованием были охвачены родителей детей из экспериментальной группы и родителей детей из контрольной группы.

Анализ анкет показало, что все родители понимают значимость сказок в развитии личности дошкольников. Однако при выборе книги они чаще предпочитают известные сказки, не обращая внимания на авторство («Кот в сапогах», «Золушка» и др.), существенной разницы между классическими и современными писателями не видят. Покупая ребенку книгу, родители не всегда уделяют должное внимание содержанию, обращая внимание на красочность оформления и цену. Не все родители проводят беседы с детьми после чтения сказок. Методы стимуляции творческого рассказывания детей большинству родителей неизвестны. Инсценировкой сказок родители из-за отсутствия времени (и необходимых навыков), за редким исключением, не занимаются. Некоторых родителей беспокоит то, что их ребенок неправильно произносит слова, не понимает значений ряда слов, допускает много грамматических ошибок, не может четко и внятно отвечать на вопросы.

В целом анкетирование показало, что, понимая важность проблемы речевого развития детей, родители предпочитают оставлять ее решение за дошкольными учреждениями образования.

В ходе второго этапа констатирующего эксперимента решались задачи диагностического характера: были выявлены особенности и уровни развития творческого рассказывания у старших дошкольников в исследуемых группах.

Анализ образцов творческого рассказывания детей (Приложение 3) осуществлялся по следующим показателям:

- композиционная целостность;

- выразительность речи;

- самостоятельность.

- вариативность.

Для выявления уровней творческого рассказывания использовались критерии, предложенные Л.В. Ворошниной:

(указать, где, в каком исследовании):

·уменияпредставлять события в последовательности их развития от возникновения действия до его окончания, умение выявить героя, его взаимоотношения с другими действующими лицами, выражать зависимость между отдельными событиями и поступками героев;

·умение детей видоизменять, комбинировать, преобразовывать имеющиеся знания, личный опыт в ходе составления рассказов;

·понимание использования в речи образных средств языка (эпитеты, сравнения, повторы);

·умение творчески использовать имеющийся опыт при поиске образов, развитии сюжета, при выборе героев.

·владение связной монологической речью: умение и стремление связно, понятно, точно передавать свои мысли в устной речи.

·эмоциональное отношение к процессу творческого рассказывания и эмоциональная отзывчивость на произведения художественной литературы.

К высокому уровню рассказы относились в том случае, если ребенок .....дать характеристику высокого, среднего и низкого уровнейАнализируя рассказ № 2 (Приложение 5), следует отметить, что ребенок проявил интерес к рассказыванию. Он удачно дал характеристику герою: детально описал его образ жизни и поведение («На улице она бегает и прыгает. Лилу очень любит гулять на улице»), причем сюжет повествования не был заимствован из образца воспитателя или сочинения товарищей. Ребенок подробно описал внешний вид героя его рассказа («Она большая, черная и красивая. У Лилу большие лапы и длинный хвост. У нее всегда мокрый нос»). От темы рассказа он не отступал. Ребенок передал основное содержание темы и удачно использовал выразительные средства раскрытия образа («полезными вещами», «красивая»). Дошкольник владеет связной монологической речью, что проявляется в умении связно, понятно, точно передавать свои мысли в устной речи.

Важно отметить логическое начало рассказа, раскрытие темы и логическое его завершение. Повествование было последовательным и четким, без пауз и отступлений. Ребенок при рассказывании правильно подобрал факты и характеристики.

В процессе рассказывания воспитатель не помогал ребенку подсказывающими вопросами. В этом процессе дошкольник проявил высокий уровень самостоятельности. Это показывает на сложившийся словарный запас и активное его использование.

Рассказ о любимом герое у ребенка получился очень эмоциональным. Дошкольник с воодушевлением и большой любовью описывал своего питомца («Я очень сильно люблю Лилу»). Интонационно ребенок выделял важные по его мнению моменты в рассказе («Мы гуляем с ней вместе с родителями. …Она очень любит есть кашу. Дома я гуляю с ней с мячиком»). Необходимо отметить, что дошкольник в своем рассказе опирался на личный жизненный опыт, описав героя подробно и достоверно.