Смекни!
smekni.com

Технология организации досуга детей и подростков (стр. 5 из 6)

Важное место в объеме школьной работы по социализации учащихся занимают массовые мероприятия. Внутришкольные вечера, беседы, диспуты по различным проблемам, недели музыки, детской книги и другие мероприятия способствуют социальному становлению и развитию учащихся.

В рамках данной работы была рассмотрена деятельность Школьной досуговой организации «Современники», созданной на базе школы №10 г.Кемерова. Анализ деятельности ШОД «Современники» показал, что она осуществляет свою работу по нескольким направлениям: «Валеология», «Милосердие», «Древо жизни», «Лидер», «Ты – гражданин», «Мир красотой спасется», «Игра – дело серьезное». Эффективность работы ШОД «Современники» подтверждена давностью ее существования (9 лет) и неугасающим интересом к ней учащихся.

Список литературы

1. Киселева Т.Г., Красильников Ю.Д. Основы социально-культурной деятельности: Учеб. пособие. – М.: Изд-во МГУК, 1995. – 136с.

2. Кондратьев Д.Н. Молодежное вещание на телевидении: проблемы и тревоги // Педагогика. - 1998. - № 4. - С.70-73.

3. Кон И.С. Психология ранней юности: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 1989. – 233с.

4. Лучанкин А.И., Сияцкий А.А. Социально-клубная работа с молодежью: проблемы и подходы. – Екатеринбург: УрО РАН, Ин КОТ, 1997. – 396с.

5. Молодежь в современном мире: проблемы и суждения. Материалы круглого стола // Вопросы философии. - 1990. - №6. - С.5-12.

6. Селевко Г.К. Опыт системного анализа современных педагогических систем // Школьные технологии. – 1996. - №6. – С.3.

7. Современные технологии социально-культурной деятельности: Учеб. пособие / Под ред. Е.И. Григорьевой. – Тамбов: Першина, 2004.

Приложение 1

ЭРУДИТ-ДУЭЛЬ

Обычай поединка чести в свое историческое время был весьма распространенным жизненным явлением. Дрались и вызывали друг друга на дуэль многие русские и европейские знаменитости. В на­ши дни известие о том, что некто бросил своему обидчику перчат­ку, будет воспринято окружающими как нелепость, рекламный трюк, причуда. Тем не менее хочется верить, что давняя традиция, основанная на мужском благородстве и честном соперничестве, может проявиться хотя бы в игровой ситуации.

Правила дуэльного кодекса не допускали к участию в поединке женщин и людей низшего сословия, поэтому и в нашем случае пусть сразятся в честном бою только молодые люди и, конечно, са­мые достойные — дерзкие и пытливые эрудиты. Эмоциональная привлекательность интеллектуального юношеского соперничества, динамизм и азарт происходящего являются гарантом успешности данной игровой модели.

Участниками игры могут быть молодые люди одного или несколь­ких классов. Они объединяются в две группы соперников, однако каждый тур дуэли представляет собой поединок одной пары участ­ников. По усмотрению организаторов все дуэлянты могут знать о содержании каждого этапа поединка и заранее к нему готовиться (в этом случае эрудит-победа каждого будет более убедительной и заслуженной). Однако жеребьевка, определяющая состав пар и этапы поединка для каждой из них, будет происходить непосредст­венно перед началом дуэли в присутствии секундантов и свидете­лей. Последними, как и в настоящем поединке, будут избранники дуэлянтов, выбранные ими заранее. Устроители дуэли должны по­заботиться о необходимом реквизите: оружии и соответствующей экипировке (плащи, цилиндры и т.д.) участников.

Ход поединка регулируется следующими правила­ми:

Участники поочередно обмениваются «выстрелами» в виде вариантов ответов на предложенный вопрос или задание.

1. Право первого удара в первой паре дуэлянтов выясняется при помощи жребия (например, «орел» - «решка»), далее первым начинает тот, чей сотоварищ по команде оказался побеж­денным в предыдущем туре.

2. Тур дуэли продолжается до тех пор, пока соперники про­должают наносить удары. Поединок останавливается, если один из дуэлянтов не может парировать (в течение отведенного времени) выпад соперника своим вариантом ответа.

3. С целью предотвращения конфликтных ситуаций при определении сильнейшего и избежания повторов секундантам поручается письменная фиксация содержания «выстрелов» - ответов. В случае дублирования ответа секундант заинтересо­ванной стороны должен немедленно сделать об этом заявление и потребовать аннулирования удара. Окончательное решение по спорному вопросу принимают свидетели.

4. В особых случаях по решению секундантов, представляю­щих интересы каждого из дуэлянтов, поединок может быть ос­тановлен с объявлением результата: «Ничья».

5. После завершения каждого этапа дуэли свидетели вносят изменения в турнирную таблицу с указанием количества по­бедных «выстрелов» напротив фамилии каждого дуэлянта и общей суммы победных очков команды.

6. Командная победа присуждается с учетом преимущества выигрышей за все туры.

Содержание туров эрудит-дуэли

1. Обмен любезностями.

Этот конкурс - разминка будущих дуэлянтов, и поэтому он представляет собой исключение из общих правил органи­зации поединка. На сцену приглашаются одновременно все участники. Этот тур дуэли - подтверждение благородства и великодушия ее участников. Задача соперников - поочеред­но (чередуются представители одной и другой группы) обме­ниваться лестными выражениями в адрес друг друга. Даже если дуэлянты стремятся уязвить самолюбие противника, об­ращение нужно построить так изящно, чтобы внешне оно вос­принималось как стопроцентный комплимент. Главное же требование - преодолеть сложившиеся стереотипы и штам­пы, отличаться свежестью и новизной вариантов взаимных любезностей. За один ход команда озвучивает одну из приго­товленных версий. На подготовку очередного «выпада» команда имеет не более 20 секунд.

2. «Науки юношей питают...»

Эта строчка принадлежит М.В.Ломоносову - великому рус­скому ученому. Символично, что в ней упоминаются молодые, те, кто, по мысли ученого, прежде всего должны погружаться в безбрежный океан знания.

Этот тур предполагает бой эрудитов при помощи называния науки или ее раздела после смыслового описания ее распоряди­телем дуэли. Обмен «выстрелами» происходит между соперни­ками одной пары дуэлянтов с интервалами, не превышающи­ми 10 секунд.

Материал для использования

1. Наука, изучающая прошлое человеческого общества по па­мятникам материальной культуры. (Археология)

2. Раздел кибернетики, изучающий структуры и жизнедея­тельность организмов с целью их использования в решении инженерных задач. (Бионика)

3. Комплекс наук, изучающих болезни животных, их лече­ние и предупреждение. (Ветеринария)

4. Наука о законах наследственности и изменчивости орга­низмов. (Генетика )

5. Историческая дисциплина, занимающаяся изучением, ис­толкованием и составлением гербов. (Геральдика)

6. Часть учения о письме, исследующая соотношения между буквами и звуками. (Графика)

7. Учение о наследственном здоровье человека и путях улуч­шения его наследственности. (Евгеника)

8. Раздел зоологии, изучающий рыб. (Ихтиология)

9. Наука о собаках. (Кинология)

10. Наука о приемах и средствах раскрытия преступлений. (Криминалистика)

11. Наука о законах и формах мышления. (Логика)

12. Раздел дефектологии, изучающий недостатки речи. (Лого­педия)

13. Раздел зоологии, изучающий птиц. (Орнитология)

14. Раздел медицины, изучающий детские болезни и их лече­ние. (Педиатрия)

15. Наука об ораторском искусстве. (Риторика)

16. Наука о землетрясениях и связанных с ними явлениях. (Сейсмология)

17. Наука о действии лекарственных веществ на организм. (Фармакология)

18. Наука об общих свойствах материального мира. (Физика)

19. Философская наука, изучающая сущность и формы пре­красного в творчестве, природе, жизни. (Эстетика)

20. Наука о праве, правоведение. (Юриспруденция)

3. Литературный эрудицион.

В этом туре поединка соперники померяются силами в области литературы.

Эрудиция в этой сфере будет выявляться при помощи рома­на-эпопеи Л.Н.Толстого «Война и мир». Задача интеллекту­альных дуэлянтов - поочередно наносить «удары», которые будут заключаться в назывании персонажей произведения. Каждый удачный «выстрел» означает выигрышное очко.

4. Родина открытия.

Этот тур потребует от соперников проявить свою эрудицию в обла­сти открытий и изобретений, повлиявших на развитие человечес­кой цивилизации. Обращаясь к одному из соперников, распоряди­тель называет определенное открытие (изобретение) в области на­уки, техники, искусства, спорта. Не более чем 5 секунд знатоки имеют для того, чтобы верно определить страну, которой человече­ство обязано данным открытием или изобретением.

Материал для вопросов:

Бумага - Китай; радио - Россия; шахматы - Индия; теле­скоп - Польша; шариковая ручка - Венгрия; пенициллин - Англия, современные безопасные спички - Швеция; рентге­новские лучи - Германия; фотография - Франция; телефон - Шотландия; микроскоп - Голландия; порох - Китай; авто­мобиль с двигателем внутреннего сгорания - Германия; ртут­ный термометр - Германия; жвачка - Америка; современ­ный зонт - Англия.

5. Набери «очко».

Этот тур представляет собой блиц-опрос для знатоков пословиц и поговорок - настоящего кладезя мудрости.

Поединок проходит между избранной парой участников. Задача дуэ­лянтов, отвечая на вопросы распорядителя, стремиться набрать мак­симально высокий балл из 21 возможного ответа, т.е. «очко». Право ответа поочередно переходит к каждому дуэлянту после очень корот­кого временного интервала (1-2 секунды), независимо от наличия от­вета и его правильности. Всего распорядитель задает 42 вопроса, предоставляя возможность каждому дуэлянту заработать «очко».