Исполнитель Колобок на линейке

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ КОМИТЕТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ВОЛОСОВСКОГО РАЙОНА ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ ВОЛОСОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

КОМИТЕТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ВОЛОСОВСКОГО РАЙОНА ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

ВОЛОСОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1

План – конспект

открытого занятия по информатике в 4 классе по теме «Исполнитель Колобок на линейке»

Занятие провела

Гоголева Ирина Николаевна

учитель II кв. кат.

Волосовской средней

общеобразовательной

школы № 1

Волосово

2009 г.

ТЕМА УРОКА:

«Исполнитель Колобок на линейке»

(2 занятие по теме)

ТИП занятия: формирование и совершенствование умений и навыков

ЦЕЛИ занятия: формировать умение составлять алгоритмы, используя числовые отрезки.

ЗАДАЧИ УРОКА:

1. Образовательные: овладение учащимися общим способом составления алгоритмов, используя числовые отрезки, пропедевтика отрицательных чисел, закрепление умения вносить исправления в текстовый документ, удалять ненужные объекты, заполнять таблицу.

2. Развивающие: развитие алгоритмического и образного мышления.

3. Воспитательные: формировать положительное эмоционально-ценностное отношение к предмету, воспитывать интерес к информационной и коммуникационной деятельности, формировать умения работать в группе, коллективе, воспитывать чувства дружбы и взаимопомощи к товарищу, бережное отношение к техническим устройствам.

Урок проведён в 4 «а» классе в 2009 уч. году по программе курса информатики для 2 – 4 класса начальной общеобразовательной школы, авторы: Тур С. Н., Бокучава Т. П.

ОБОРУДОВАНИЕ: театр. маски животных: тигра, бегемота, макет числовой оси, орфографический словарь

План – конспект занятия

№ п\п Ход урока: Слова учителя: Ответы учеников: Время

Организационная минутка

Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас в гостях на занятии учителя из других школ Волосовского района. Они попросили нас показать, чем мы занимаемся на информатике и чему научились за год.

Дети здороваются с гостями. Рассаживаются за рабочие места, регистрируются в тетрадях. 3
Разминка

Предлагаю вам, ребята, для разминки задание:

-Вдоль шоссе начерчена числовая ось. Все герои двигаются только вдоль числовой оси:

А) На числе 2 встретились Тигрёнок-Соня и Бегемот. Они пошли дальше вместе, но на числе 10 Соня устала и уснула. На каком числе Бегемот обнаружил, что рядом нет Сони, если, не оглядываясь, он прошёл расстояние в два раза большее, чем прошла Соня?

Б) На числе 23 стоят Мартышка и Черепаха. Они пошли в разные стороны и прошли равные расстояния. Мартышка пришла на число 27. На какое число пришла Черепаха?

( Дети на практике шагают вдоль числовой оси соответственно условию задачи в масках)

Так как они встретились на числе 2, а вместе они дошли до числа 10, то 10-2 =8, т. е. вместе они прошли 8 мерок. А расстояние в два раза больше означает по 8 два раза, т.е. 8*2=16. Бегемот обнаружил отсутствие Сони на числе 16.

Надо узнать, сколько мерок прошла Мартышка - 27-23=4, а так как Черепаха прошла столько же, но в обратную сторону, надо от 23-4=19. Черепаха пришла на число 19.

6

Повторение изученного:

1) Правила безопасности работы с компьютером

2) Алгоритмический язык стрелок

3) Свойства информации

-Я хочу напомнить вам, чем мы занимались несколько занятий назад. Мы учились составлять линейные и циклические программы для исполнителя Колобка в среде обитания клетчатое поле с помощью алгоритмического языка стрелок, и предлагаю вам небольшую проверочную работу. Пожалуйста, напомните, какие правила необходимо знать и выполнять при работе с компьютером. Включаем компьютеры.

Откройте мою папку с рабочего стола. Найдите папку «Информатика», а в ней текстовый документ Word под именем «Проверочная работа», откройте. Задание:

-Вы видите рисунок. Выбери, какой алгоритм подходит к данному рисунку, а неправильный удали.

-Во втором задании вам необходимо вспомнить свойства информации. Вы видите рисунки. Если ты видишь непонятный тебе рисунок, удали его. Заполни таблицу, напечатай названия узнанных тобою объектов.

Затем сохрани исправленный документ в той же папке. Выключим монитор.

После занятия я проверю ваши работы, а на следующем занятии проанализируем результаты.

Дети перечисляют все изученные правила. (правила расположены на плакатах перед каждым рабочим столом)

Самостоятельная работа ребят.

Свойства информации: полнота, достоверность, своевременность, понятность, полезность.

2

3

2

Физ. минутка

Пол-урока мы считали,

Пол-урока размышляли…

И теперь пришла пора –

Разомнёмся детвора.

Аккуратно потянулись

И к соседу повернулись.

Посмотрели в потолок…

Посмотрели в уголок…

Вот, готовы мы опять

Здесь урок наш продолжать.

Читает наизусть ученик

Читает наизусть ученик

2

Новый материал

1) Коллективная устная работа

2) Работа на компьютере

-Что такое среда обитания?

-На прошлых занятиях мы сменили среду обитания нашего исполнителя Колобка. Теперь он находится на линейке, на которой отмечены буквы русского алфавита и числа.

-Вспомним систему команд Исполнителя Колобка: (работа по опорной таблице).

Помним, что алгоритм записывается сверху вниз.

-Составим алгоритм движения Колобка для получения слова АГРОНОМ, используя числовую ось от 1 до 33.

-Сначала проверим в орфографическом словаре написание этого слова.

-А теперь положите перед собой приготовленные листочки, укажите в них свою фамилию в родительном падеже.

*Необходимо добиваться проговаривания подробного ответа.

-2 А

+3 Г

-1 Р

+4 О

+2 Н

-2 О

-5 М

-Попробуем проверить составленную нами программу для Исполнителя.

-Включим монитор. Войдём в программу «Исполнитель Колобок на линейке» и проверим наш алгоритм.

(Необходимо помогать ученикам правильно заносить данные в компьютер, напоминать о соблюдении расстояния от глаз до монитора).

А теперь попробуйте сами составить программу, выполняя которую Колобок составит слово МЕТРО

Вы молодцы! Научились составлять программы для Исполнителя в новой среде обитания на линейке.

Среда обитания – то место, окружение, где Исполнитель выполняет команды, алгоритмы.

Команда Что нужно сделать
+ «число» Передвинуться вправо на «число» шагов
- «число» Передвинуться влево на число
! Конец алгоритма

1 ученик ищет в словаре слово и проговаривает его написание.

-Буква А расположена левее Колобка на 2 деления линейки. Чтобы Колобок переместился влево на 2 шага, надо дать ему команду «-2».

-Буква Г расположена правее Колобка на 3 деления линейки. Чтобы Колобок переместился вправо на 3 шага, надо дать ему команду «+3».

- Буква Р расположена левее Колобка на 1деление линейки. Чтобы Колобок переместился влево на 1шаг, надо дать ему команду «-1».

- Буква О расположена правее Колобка на 4 деления линейки. Чтобы Колобок переместился вправо на 4 шага, надо дать ему команду «+4».

- Буква Н расположена правее Колобка на 2 деления линейки. Чтобы Колобок переместился вправо на 2 шага, надо дать ему команду «+2».

-Буква О расположена левее Колобка на 2 деления линейки. Чтобы Колобок переместился влево на 2 шага, надо дать ему команду «-2».

-Буква М расположена левее Колобка на5 делений линейки. Чтобы Колобок переместился влево на 5 шагов, надо дать ему команду «-5».

Самостоятельная работа детей с поддержкой учителя.

Практическая работа детей.

3

5

7

Итог занятия

Давайте вспомним,

-что такое среда обитания Исполнителя?

-что такое система команд для Исполнителя?

Вы активно работали на занятии, молодцы. Следующее занятие начнём с анализа самостоятельных работ.

4

(резерв 3 мин.)

ОТКРЫТЬ САМ ДОКУМЕНТ В НОВОМ ОКНЕ