Смекни!
smekni.com

Исторический обзор идеи о развивающем характере обучения (стр. 1 из 2)

Исторический обзор идеи о развивающем характере обучения

По мере развития педагогической науки дидактика начинает концентрировать свое внимание на вопросах теории образования и обучения. Значительный вклад в развитие мировой дидактики внесли: Песталоцци И.Г., Дистирверг А., Ушинский К.Д., Занков Л.В., Эльконин Д.Б., Давыдов В.В. и др.

Песталоцци И.Г. Учение Песталоцци об умственном образовании богато и содержательно. Исходя из сво­ей основной идеи о гармоническом развитии человека, он тесно связывает умственное образование с нравственным воспитанием и выдвигает требование воспитывающего обучения.

Взгляды Песталоцци на умственное образование определяются также его гносеологической концепцией, в основе которой, как уже указывалось, лежит утверждение, что процесс познания на­чинается с чувственных восприятий, перерабатываемых затем соз­нанием при помощи априорных идей.

Песталоцци полагает, что всякое обучение должно основывать­ся на наблюдении и опыте и подниматься к выводам и обобщени­ям. В результате наблюдений ребенок получает зрительные, слу­ховые и другие ощущения, которые пробуждают в нем мысль и потребность говорить.

Важнейшим средством воспитания и развития человека, по Песталоцци, является труд, который развивает не только физические силы, но и ум, а также формирует нравственность. У человека, который трудится, создается убеждение об огромном значении труда в жизни общества, оно является важнейшей силой, связывающей людей в крепкий общественный союз.

Песталоцци развивал идею саморазвития сил, заложенных в каждом человеке, идею о том, что каждой способности человека присуще стремление выйти из состояния безжизненности и стать развитой силой. "Глаз", - говорил Песталоцци, - хочет смотреть, ухо – слышать, нога – ходить и рука – хватать. Но также и сердце хочет верить и любить. Ум хочет мыслить".

Это стремление человека к физической и духовной деятельности вложено в него, как полагал Песталоцци, от рождения самим творцом, и воспитание должно помочь ему осуществиться.

Центром всего воспитания является формирование нравственности человека.

Цель воспитания, по Песталоцци, заключается в том чтобы развить все природные силы и способности человека, причем это развитие должно быть разносторонним и гармоническим.

Необходимо наряду с умением мыслить развивать у детей и практические навыки. Овладение знаниями без умения пользоваться ими является, по справедливому утверждению Песталоцци, большим пороком. Он считал, что школа, развивая способности детей, наполняя их ум знаниями должна обязательно прививать и умение и навыки. От умения человека действовать, утверждал он, зависит возможность осуществления того, чего требует развитой ум и облагороженное сердце человека.

Важнейшей основой обучения, по Песталоцци, является на­глядность. Без применения наглядности, в широком смысле этого слова, нельзя добиться правильных представлений об окружа­ющем, развивать мышление и речь.

Дистирверг А. Как и Песталоцци, Дис­тервег полагал, что главной задачей обучения является развитие умственных сил и способностей детей. Но он сделал значительный шаг вперед по сравнению с Песталоцци, указав, что формальное образование неразрывно связано с материальным. Дистервег под­черкивал, что чисто формального образования вообще не сущест­вует, ценность имеют только те знания и навыки, которые при­обретены учеником самостоятельным путем. Обучение должно спо­собствовать всестороннему развитию человека и его нравственному воспитанию. Каждый учебный предмет наряду с его образователь­ной ценностью имеет еще и нравственное значение.

Большое место отводил Дистервег в образовании детей отече­ственной истории и географии, родному языку и литературе. Осо­бенно высоко ценил он естественные и математические науки, в которых видел важное средство интеллектуального развития де­тей, и считал, что эти науки должны преподаваться во всех типах общеобразовательной школы. При этом он настаивал, чтобы есте­ствознание и математика в должной мере вооружали учащихся необходимыми знаниями, готовили их к практической дея­тельности.

В начальной школе, по мнению Дистервега, необходимо уде­лять основное внимание привитию навыков, развитию умственных сил и способностей и умению самостоятельно работать над усвое­нием учебного материала. Учитель должен обратить особое внима­ние на развитие всех органов чувств детей путем наглядного об­учения. В средней школе «постепенно выдвигается вперед и мате­риальная цель» — вооружение учащихся разносторонними и глубокими научными знаниями.

Много внимания Дистервег уделяет закреплению материала. Он выдвигает правило: «Заботься о том, чтобы ученики не забы­вали того, что выучили» — и советует возвращаться к пройденно­му, так часто, чтобы оно не могло изгладиться в памяти. «Не то­ропись при изучении основ» — гласит одно из его правил.

Ушинский К.Д. В педагогической системе Ушинского ведущее место за­нимает учение о целях, принципах, сущности воспитания. Он подмечает простой закон-парадокс: «Воспитание, если оно желает счастья человеку, должно воспитывать его не для счастья, а приготовлять к труду жизни». Воспитание, со­вершенствуясь, может далеко раздвинуть пределы челове­ческих сил: физических, умственных и нравственных. Но «как бы ни были чисты и возвышенны цели воспитания, оно должно иметь еще силу, чтобы достичь этих целей».

Руководящая роль принадлежит школе, учителю. «В вос­питании все должно основываться на личности воспитате­ля, потому что воспитательная сила изливается только из живого источника человеческой личности. Никакие уставы и программы, никакой искусственный организм заведения, как бы хитро он ни был продуман, не может заменить личности в деле воспитания».

Шаг за шагом Ушинский пересматривает всю педагогику. Он требует полного переустройства системы образования на основе новейших научных достижений: «... одна педаго­гическая практика без теории — то же, что знахарство в ме­дицине». На основе новейших достижений психологии со­ставляет подробнейшие рекомендации о методах формиро­вания наблюдательности, внимания, воли, памяти, эмоций. Раскрывает пути реализации дидактических принципов сознательности, наглядности, систематичности, прочности обучения. Строит концепцию развивающего обучения.

Ушинский намного опережает свою эпоху в понимании роли трудового воспитания: сломав лед устоявшихся взгля­дов, предлагает сделать труд полноценным воспитатель­ным средством.

В юношеском дневнике Ушинского сформулирована цель его жизни: «Сделать как можно более пользы моему отече­ству». Он достиг цели.

Эльконин Д.Б., Давыдов В.В. В 1960-е гг. был создан научный коллектив под руководством психологов В.В.Давыдова и Д. Б. Эльконина, который пытался установить роль и значение младшего школьного возраста в психическом развитии человека. Было выявлено, что в современных условиях в этом возрасте можно решать специфические образовательные задачи при условии раз­вития у учащихся абстрактно-теоретического мышления и произ­вольного управления поведением.

Исследованиями было также установлено, что традиционное начальное образование не обеспечивает полноценного развития большинства младших школьников. Это означает, что оно не со­здает в работе с детьми необходимых зон ближайшего развития, а тренирует и закрепляет те психические функции, которые в сво­ей основе возникли и начали развиваться еще в дошкольном воз­расте (чувственное наблюдение, эмпирическое мышление, ути­литарная память и т.п.). Отсюда следует, что обучение должно быть направлено на создание необходимых зон ближайшего развития, которые превращались бы со временем в психические но­вообразования.

Такое обучение ориентировано не только на ознакомление с фактами, но и на познание отношений между ними, установле­ние причинно-следственных связей, на превращение отношений и объект изучения. Исходя из этого, В.В. Давыдов и Д.Б. Эльконин свою концепцию развивающего обучения связывают, прежде всего, с содержанием учебных предметов и логикой (способами) его развертывания в учебном процессе.

С их точки зрения, ориентация содержания и методов обуче­ния преимущественно на формирование у школьников основ эм­пирического мышления в начальной школе — не самый эффективный путь развития детей. Построение учебных предметов дол­жно предполагать формирование у школьников теоретического мышления, которое имеет свое особое, отличное от эмпириче­ского, содержание.

В основе развивающего обучения школьников, по мнению В. В.Давыдова и Д.Б. Эльконина, лежит теория формирования учебной деятельности и ее субъекта в процессе усвоения теорети­ческих знаний посредством выполнения анализа, планирования и рефлексии. В этой теории речь идет не об усвоении человеком знаний и умений вообще, а именно об усвоении, происходящем в форме специфической учебной деятельности. В процессе ее осу­ществления школьник овладевает теоретическими знаниями. Их содержание отражает происходящее, становление и развитие ка­кого-либо предмета. При этом теоретическое воспроизведение реального, конкретного как единства многообразия осуществля­ется движением мысли от абстрактного к конкретному.

Приступая к овладению каким-либо учебным предметом, школьники с помощью учителя анализируют содержание учебного материала, выделяют в нем некоторое исходное общее отно­шение, обнаруживая вместе с тем, что оно проявляется во мно­гих других частных случаях. Фиксируя в знаковой форме выделен­ное исходное общее отношение, они создают содержательную абстракцию изучаемого предмета.

Продолжая анализ учебного материала, учащиеся раскрывают с помощью учителя закономерную связь этого исходного отноше­ния с его различными проявлениями и тем самым получают со­держательное обобщение изучаемого предмета. Затем учащиеся используют содержательные абстракции и обобщения для после­довательного создания с помощью учителя других, более частных абстракций и объединяют их в целостном учебном предмете. В этом случае они превращают исходные мыслительные образования в понятие, которое служит в дальнейшем общим принципом их ориентации во всем многообразии фактического учебного мате­риала.