Смекни!
smekni.com

Педагогический стаж как фактор эмоционального выгорания педагога (стр. 4 из 7)

Метастазы “выгорания” проникают в установки, принципы и систему ценностей личности. Возникает деперсонализированный защитный эмоционально-волевой антигуманистический настрой. Личность утверждает, что работа с людьми не интересна, не доставляет удовлетворения, не представляет социальной ценности.

4 . Симптом “психосоматических и психовегетативных нарушений”.

Как следует из названия, симптом проявляется на уровне физического и психического самочувствия. Обычно он образуется по условно-рефлекторной связи негативного свойства: многое из того, что касается субъектов профессиональной деятельности, провоцирует отклонения в соматических или психических состояниях. Порой даже мысль о таких субъектах или контакт с ними вызывает плохое настроение, дурные ассоциации, бессонницу, чувство страха, неприятные ощущения в области сердца, сосудистые реакции, обострение хронических заболеваний.

Переход реакций с уровня эмоций на уровень психосоматики свидетельствует о том, что эмоциональная защита – “выгорание” – самостоятельно уже не справляется с нагрузками, и энергия эмоций перераспределяется между другими подсистемами индивида. Таким способом организм спасает себя от разрушительной мощи эмоциональной энергии (Бойко, 1996г.).

Таким образом, согласно Бойко В.В., синдром эмоционального выгорания развивается поэтапно и каждому этапу характерны определенные признаки, которые вызываются определенными факторами, очень часто бывает так что именно эти три фазы эмоционального выгорания совпадают с определенными этапами становления личности в профессии.

1.3 Этапы профессиональной карьеры учителя и симптомы синдрома эмоционального выгорания свойственные каждому из этапов.

Традиционно в психологии труда рассматривают развитие профессионально важных качеств, которые определяют успешность труда, его производительность и т.п. Но спецификой собственно психологического подхода является перенесение акцента на проблему развития самой личности человека-работника. Поэтому рассмотрение ценностно-смысловых, личностных аспектов развивающегося субъекта труда становится достаточно перспективным направлением. При этом важно понять, как происходит формирование ценностно-нравственной, смысловой, личностной структуры его профессионального сознания.

Еще А.Н. Леонтьев рассуждал о двух "рождениях личности": первый раз - в дошкольном возрасте, когда выстраивается первая иерархия мотивов и появляется способность от чего-то отказываться; и второй раз - в подростковом возрасте, когда молодой человек по-новому осознает свои мотивы и начинает руководить собственным поведением.

Наиболее известной в России является периодизация развития человека как субъекта труда Е.А. Климова (1996):

1. Стадия предыгры (от рождения до 3 лет), когда происходит освоение функций восприятия, движения, речи, простейшие правила поведения и моральные оценки, которые становятся основой дальнейшего развития и приобщения человека к труду.

2. Стадия игры (от 3 до 6-8 лет), когда происходит овладение "основными смыслами" человеческой деятельности, а также знакомство с конкретными профессиями (игры в шофера, во врача, в продавца, в учителя... ). Заметим, что Д.Б. Эльконин, вслед за Г.В. Плехановым, писал о том, что "игра - это дитя труда", и само возникновение детской сюжетно-ролевой игры произошло тогда, когда ребенок уже не мог непосредственно осваивать труд взрослых, когда произошло историческое разделение и усложнение труда (см. Эльконин, 1978).

3. Стадия овладения учебной деятельностью (от 6-8 до 11-12 лет), когда интенсивно развиваются функции самоконтроля, самоанализа, способности планировать свою деятельность и т.п. Особенно важно, когда ребенок самостоятельно планирует свое время при выполнении домашнего задания, преодолевая свое желание погулять и расслабиться после школы.

4. Стадия Оптант, оптация (от лат. optatio - желание, избрание) - выбирающий, делающий самостоятельный и сознательный выбор; осознанная подготовка к "жизни", к труду, планирование, проектирование профессионального жизненного пути.');" "оптации" (optatio - от лат. - желание, выбор) (от 11-12 до 14-18 лет). Это стадия подготовки к жизни, к труду, сознательного и ответственного планирования и выбора профессионального пути; соответственно, человек, находящийся в ситуации профессионального самоопределения называется "оптантом". Парадоксальность этой стадии заключается в том, что в ситуации "оптанта" вполне может оказаться и взрослый человек, например, безработный; как отмечал сам Е.А. Климов, "оптация - это не столько указание на возраст", сколько на ситуацию выбора профессии.

5. Стадия адепта - это профессиональная подготовка, которую проходит большинство выпускников школ.

6. Стадия адаптанта - это вхождение в профессию после завершения профессионального обучения, продолжающаяся от нескольких месяцев до 2-3 лет.

7. Стадия интернала - это вхождение в профессию в качестве полноценного коллеги, способного стабильно работать на нормальном уровне. Это стадия, о которой Е.А. Климов говорит, что работника коллеги воспринимают как "своего среди своих", т.е. работник уже вошел в профессиональное сообщество как полноценный член ("интер" и означает: вошел "внутри профессии).

8. Стадия мастера, когда о работнике можно сказать: "лучший" среди "нормальных", среди "хороших", т.е. работник заметно выделяется на общем фоне.

9. Стадия авторитета означает, что работник стал "лучшим среди мастеров". Естественно, не каждый работник может похвастаться этим.

10. Стадия наставника - высший уровень работы любого специалиста. Эта стадия интересна тем, что работник являет собой не просто великолепного специалиста в своей отрасли, но превращается в Учителя, способного передать лучший свой опыт ученикам и воплотить в них часть своей души (лучшую часть души). Таким образом, высший уровень развития любого специалиста - это педагогический уровень. Заметим, что именно педагогика и образование являются стержнем человеческой культуры, поскольку обеспечивают преемственность и сохранение лучшего опыта человечества. Профессионал, ставший Наставником-Учителем, по-своему тоже является культурным существом в лучшем смысле этого слова.

Остается вопрос: многие ли профессионалы стремятся именно к такому уровню своего профессионального развития?

Об этапах освоения профессии рассуждает А.К. Маркова (1996. С. 49-54). Она выделяет следующие уровни профессионализма:

· допрофессионализм (человек уже работает, но не обладает полным набором качеств настоящего профессионала);

· профессионализм (человек - профессионал, т.е. стабильно работает и выполняет все, что от него требуется);

· суперпрофессионализм (творчество, личностное развитие, то, что называется "акме" - вершина профессиональных достижений);

· непрофессионализм, псевдопрофессионализм (внешне достаточно активная деятельность, но при этом либо он делает много "брака" в работе, либо сам деградирует как личность);

· послепрофессионализм (человек может оказаться "профессионалом в прошлом", "экс-профессионалом", а может оказаться советчиком, учителем, наставником для других специалистов).

Рассмотрим данные стадии становления личности в профессии на примере профессии «учитель»:

Три этапа восхождения к профессии учителя.

В чем, собственно, состоит педагогическая квалификация и как ее можно и нужно повышать; как возникает и изменяется эта квалификация в процессе профессиональной деятельности и как она связана с тем образованием, которое человек получил сначала в школе, а затем в педагогическом институте? Все эти вопросы поныне остаются для профессионально-педагогического сообщества и открытыми, и острыми.

Говорить с вузами о психолого-педагогической готовности (неготовности) вчерашних студентов к педагогической деятельности просто не имеет смысла: их ведь и готовят только как специалистов-предметников – физиков, химиков, биологов, давая им нечто похожее на университетское образование, но, так сказать, пониже сортом.

Вот и получается, что уровень психолого-педагогической, общекультурной и социальной готовности начинающего учителя к педагогической деятельности практически никак не определяется вузовским обучением, а зависит только от самого человека и, в частности, не в последнюю очередь от его личного образовательного и профессионального опыта. А тогда совершенно неудивительно, что в системе профессиональных понятий и представлений начинающего учителя такие подсистемы, как “Я в профессии”, “Моя профессиональная деятельность”, “Мои ученики (воспитанники)”, совершенно не проработаны – эти подсистемы могли бы сложиться только в результате целенаправленного осмысления собственного образовательного опыта в процессе обучения в институте, а этого-то как раз институт не умеет, да, кажется, и не хочет делать.

Вообще-то из общих соображений понятно, что любой человек, начинающий свой путь в той или иной профессии, должен вследствие отсутствия опыта испытывать некоторые затруднения. Но кажется, педагогам в этом смысле повезло меньше других. Человек, начинающий свой путь в профессии учителя, как правило, чувствует себя неуверенно. Та старая статья называлась “Как помочь учителю стать... учителем?”. Интересно, почему никто никогда не публиковал статей о том, как помочь инженеру стать инженером или как помочь врачу стать врачом? Везде необходим определенный опыт для наживания профессиональной квалификации, но в одних областях образование дает молодому специалисту весьма достойное основание для будущей профессиональной деятельности (можно, как и прежде, использовать термин “готовность”), а в других дела обстоят иначе.