Смекни!
smekni.com

Образование в Башкирии (стр. 2 из 5)

Историографический обзор свидетельствует о том, что история образования в Башкирии не обделена вниманием со стороны исследователей, представляющих весьма широкий спектр гуманитарного знания. Но, несмотря на это, историография не дает исчерпывающего ответа на многие вопросы теоретического и конкретно-исторического характера. В исследованиях нет ни одной обобщающей работы, в которой бы специально и системно рассматривалась история профессионального образования означенного периода.

1.3. История и динамика развития высшего педагогического образования в Башкирии.

7 марта 1906 года Городская дума заслушала доклад Уфим­ской городской управы о возбуждении ходатайства о переводе в Уфу Управления Оренбургским учебным округом и об открытии в городе учительского института.

Оба мероприятия, безусловно, были выгодны с точки зрения лучшей постановки и развития дела народного образования в Уфимской губернии. При их обсуждении вопрос о размещении канцелярии округа решился вообще сравнительно просто: Уфимское реальное училище без каких-либо практических неудобств могло на первое время выделить необходимые для этого помещения.

Сложнее, оказалось, решить вопрос о постройке здания для учительского института, поскольку городская казна фактически была пуста. Свой вклад в открытие в Уфе института управа видела только в реальной возможности безвозмездного отвода под строительство здания необходимой городской территории. Разделяя заключение управы, и утверждая представленный ею доклад, городская дума определила «поручить Управе возбудить уста­новленным порядком ходатайство о переводе в Уфу Управления Оренбургским округом и об открытии в городе учительского институте» . [5]

Значительно дальше при рассмотрении инициативы попечителя округа пошло Уфимское губернское земское собрание дворян и заседателей, рассмотревшее 23 марта 1906 года вопрос об открытие в Уфе «учебного заведения высшего типа, которое могло бы готовить учителей для средних учебных заведений и было приравнено к университетам». [14] Поскольку для открытия в Уфе университета в то время, конечно, никак роде высшего учебного заведения типа педагогического института. Именно для создания такого вуза уфимское дворянство согласилось «уступить» Министерству народного просвещения только что построенное для пансионата-приюта дворянских детей 3-этажное каменное здание, расположенное по улице Телеграфной, дом 9 (ныне в этом здании по ул. Цурюпы, 9 после его реконструкции расположился театрально-художественный факультет Уфимского института искусств).

Документы, хранящиеся в ЦГИА РБ, позволяют буквально по дням проследить за дальнейшим сравнительным развитием событий. 3 мая 1906 года свое ходатайство от 7 марта Управа представила уфимскому губернатору А.С. Ключараеву. Который уже 16 июня того же года уведомил ее о том, что еще 12 мая попечитель Оренбургского учебного округа сообщил ему о возбуждении пе­ред Министерством народного просвещения ходатайства о переводе в Уфу Управления Оренбургским учебным округом и об открытие в Уфе педагогического института. В конце мая 1906 года министр выразил согласие на принятие в ведение министерства дома, принадлежащего уфимскому дворянству, для устройства в нем «учебного заведения, гимназий и прогимназий, низших классов мужских гимназий, а также городских училищ». [6]

30 июня 1906 года уфимское губернское земское собрание на своей XXXVIII чрезвычайной сессии заслушало подробный доклад управы «Об открытии в Уфе педагогического института». [7] Предлагаем вниманию читателя факсимиле первой страницы «Проекта положения о педагогическом институте в г.Уфе», который по замыслу его разработчиков имел своей целью «приготовление учителей и учительниц для женских гимназий и прогимназий, для четырех низших классов мужских средних учебных заведений и для городских, по положению 1872 года, училищ». Курс обучения, а Уфимском педагогическом институте предполагалось сделать двухгодичным, состоящим из 4 семестров. Предметы преподавания подразделялись на обязательные (богословие, логика, психология, основы педагогики и ее история, общая дидактика, физиология, гигиена, русский язык и литература) и специальные. Последние распределялись по 5 группам, русский язык и словесность, история, мате­матика и элементы астрономии, естествоведение (с подразделением на биологические и неорганические науки) и иностранные языки (французская, немецкая и английская подгруппы).

«Проект положения о педагогическом институте в г. Уфе» предполагал прием на 1 курс: а) девиц, успешно окончивших 7 классов женских гимназий и прогимназий или равных им учебных заведений и изучавших один из иностранных языков; б) молодых людей, успешно сдавших за 6 классов мужской гимназии, а также закончивших реальные училища. Все поступающие должны были выдержать поверочные испытания по русскому языку, одному из иностранных языков и тому предмету, который избирался поступающим как будущая специальность. Лица, кончившие полный курс Уфимского педагогического института имели бы все права закончивших другие российские учебный заведения по соответствующей специальности.

Уфимский педагогический институт должен был выпускать пре­подавателей русского языка, истории, естествоведения и географии, математики, физики и физической географии, а также новых языков. Предполагалось, что штат института будет состоять из директора, инспектора, двух его помощников, четырнадцати преподавателей, трех их помощников, секретаря педсовета, преподавателя гигиены, библиотекаря, его помощника, лаборанта и эконома. Предварительные расчеты показали, что ежегодная сумма расходов по содержанию Уфимского педагогического института составит 69 200 руб., из которых не менее 5 000 руб. должно было быть покрыто платой за обучение воспитанников.

Если бы предложенный попечителем округа «Проект положения о педагогическим институте в г. Уфе» был принят, то институт реально вошел бы в число немногих подобного рода высших учебных заведений России. Однако обсуждение проекта показало, что в губернской казне денег на его осуществление не было и если Министерство народного просвещения не возьмет на себя целиком асе расходы по содержанию института, то открытие педагогического вуза в Уфе будет нереально. Вклад местного дворянства в реализацию проекта открытия в Уфе такого института не мог быть большим, чем безвозмездное пожертвование в его пользу только трехэтажного каменного здания, расположенного по улице Телеграфной, дом 9.

Обсуждение «Проекта...» показало также, что единственным типом высшего учебного заведения, который смог бы обеспечить подготовку преподавателей по всем, указанным, в проекте дисциплинам, должен был быть, как минимум, университет с двумя факультетами и пятью отделениями. Это в условиях Уфы было признанно совершенно нереальным. Уфимское дворянство посчитало, что даже при самом благоприятном стечении обстоятельств не уда­стся создать учебное заведение, по статусу большее, чем высшие курсы с программой только одного факультета. Однако такая одно­профильная подготовка учителей совершенно не соответствовала требованиям учебного округа, испытывающего острую нехватку кадров для учреждений народного образования.

После долгих дебатов было предложено §1 «Проекта...» принять в формулировке: «Педагогический институт имеет задачей подготовку учителей и учительниц для младших (4-х) классов женских гимназий и прогимназий, для городских по положению 1872 года училищ и для начальных школ повышенного типа». В связи с этим не требовать от поступающих обязательного знания иностранного языка кроме случаев, когда таковой выбирался, как таковой выбирался как специалист, а вступительные экзамены было предложено заменить конкурсом аттестатов.

В связи со всем сказанным окончательный итог обсуждения «Проекта положения о педагогическом институте в г. Уфе» свелся к следующей формулировке: «Полагая, что педагогический институт с двухгодичным сроком обучения даст преподавателей, способных удовлетворить требованиям перечисленных выше учебных заведений, Губернская управа полагала бы признать проект Попечителя заслуживающих перед Министерством народного просвещения».

После того, как выяснилось, что материальных средств для открытия в Уфе высшего педагогического заведения нет ни на месте, ни в Министерстве народного просвещения, энтузиазм, как уфимского дворянства, так и городской управы сначала резко упал, а затем дело приняло другое направление.

Вопрос об открытии учебного заведения для подготовки учителей вновь был поставлен только через год (в августе 1907 года), когда совещание начальников учебных заведений Уфы, рассматривая насущные проблемы обеспечения педагогическими кадрами, указало на острую необходимость восстановить в Округе хотя бы действовавший в нем ранее учительский институт. [8] При этом были высказаны следующие соображения: во-первых, этот институт должен быть восстановлен не в Оренбурге, а в Уфе, так как в подготовке профессиональных педагогических кадров нуждалась в первую очередь северная часть учебного округа. Во-вторых, хотя по-прежнему желательным оставалось открытие учительского института повышенного типа сравнительно с тогда существовавшими в России институтами по «Уставу 31 мая 1872 года» (обычного типа), очень острая и насущная потребность в быстрой подготовке кадров была признана столь неотложной, что ждать было просто невозможно. При этом подразумевалась, что ожидавшаяся в России в ближайшее время реформа реорганизации обычных учительских институтов в институты повышенного типа автоматически сделает таким и Уфимский учительский институт.