Смекни!
smekni.com

Характеристика политических режимов (тоталитаризм, демократия) (стр. 2 из 5)

Таким образом, конкретные исторические формы демократии услож­нились и далеко не ограничиваются теперь рамками формального "народо­властия", как это было вначале. С одной стороны, демократия - это тип государства и политической системы /в чём она однопорядковая с такими понятиями как "авторитаризм" и "тоталитаризм"/, в более широком смысле - любая форма устройства, основанная на принципах равноправия и её членов, периодичной выборностью органов управления и принятия решении по большинству. С другой стороны, это также опре­делённое мировоззрение, идеал, основанное на ценностях свободы, равенства, уважение прав человека и меньшинств, народного суверенитета. К этому понятию тесно приникают и базирующиеся на этих ценностях социальные движения с широким диапазоном: либеральные, социальные, христианские демократы, новые альтернативные движения и т.д.[5]

В силу этого демократия приобретает характер общечеловеческой ценности, так или иначе присутствующей на протяжении всей истории, начиная с первобытности / в формах общинной, военно-племенной демокра-тии, предшествовавших классовому строю/, зачастую в качестве некого абстрактного, смутного идеала; особые же значения она получает в hblдни, когда она становится основополагающей, фундаментальной ценнос­тью, критерием и ориентиром. Демократию как народовластие и позитив­ное выражение свободы не следует также ошибочно отождествлять с анархией /безвластием, негативным выражением свободы/, хотя такие попытки часто делаются со стороны её противников. Подводя итоги исторической миссии демократии, можно вспомнить справедливое, хотя ироничное, высказывание У. Черчиля: демократия - худшая форма управ­ления, за исключением всех остальных. Проверить достоинство и недостатки демократии можно в сравнены с её антиподом - диктатурой, тираническими режимами. По класcическому определению В. И. Ленина, диктатура - это господство одной части об­щества над другой и его осуществление при помощи насилия. Это поло­жение в полной мере подтвердилось и в отношении так называемой "рево­люционной диктатуры пролетариата", созданной самими большевиками-ленинцами. Она рассматривалась ими как власть, основанная на насилия победившего пролетариата по отношению к низвергнутым эксплуататорскк: классом, не связанном никакими законами, и в этом смысле как неизбежная ступень перед подлинной властью трудящихся, но их выводы не выде жали испытания временем,диктатура остается диктатурой во всех её проявленияхисама по себе привести к свободе и демократии не может. В оценке её исторической роли, предполагаемой полезности и оправдан­ности, нужно исходить из такого критерия, как объем власти диктатора и степень централизации. В этом смысле диктатура неоднородна, её можно разделить на 2 группы: авторитарные и тоталитарные режимы.