Смекни!
smekni.com

Информационное противостояние в арабо-израильском конфликте на Ближнем Востоке (стр. 6 из 17)

Израильтяне Арабы
1948 6000 15000
1956 189 1650
1967 983 4296
1967-1970 627 5000
1973 2838 8 528
Всего[38] 10637 34474

Согласно сравнительно приемлемым оценкам, во время войны 1982 года в Ливане было убито 17 825 арабов. Израильские источники в начале сентября 1982 года сообщали, что в операции убито 340 израильтян и ранено 2 200. Накануне вывода израильских войск из Ливана в июне 1985 года потери израильтян оценивались в 654 убитых и 3195 раненых.

О жестокости репрессий израильских властей по отношению к палестинцам на оккупированных территориях свидетельствует то, что в период с октября 1973 года по 1978 год, когда началась агрессия Израиля против Ливана, число убитых палестинцами израильтян составило 143, в то время как ливанцев и палестинцев - около 2 тыс. [39]

Арабо-израильский конфликт испытывает на себе влияние изменяющейся обстановки в окружающем мире. Изменения в международных отношениях в целом также становятся фактором развития этого конфликта.

В качестве примера можно привести период Октябрьской войны 1973 года, когда, благодаря начавшейся разрядке между СССР и США, удалось избежать более серьезного сценария развития событий вплоть до прямой конфронтации между великими державами. "Это был настоящий и наиболее трудный кризис, который мы пережили со времени кубинского кризиса 1962 года. Однако, поскольку я имел постоянную связь с господином Брежневым, мы не только избежали конфронтации, но и сделали большой шаг в сторону мира на Ближнем Востоке"[40].

А. Добрынин, посол СССР в США отмечает: "в этот период своеобразно переплелись элементы сотрудничества и соперничества между двумя великими державами. Обе стороны взаимодействовали в том, чтобы быстрее погасить военный конфликт между арабами и Израилем и установить перемирие с участием СБ ООН. В то же время в военном плане они помогали своим союзникам срочными поставками оружия: США - Израилю, СССР - арабским странам. При этом Вашингтон откровенно (и успешно) добивался укрепления своих позиций в этом регионе за счет СССР"[41]. А. Добрынин рассматривает в качестве несомненного успеха процесса разрядки то, что опасный военный конфликт на Ближнем Востоке не перерос в угрозу прямой военной конфронтации между СССР и США, а закончился вынужденным согласием израильтян и арабов начать прямые переговоры в Женеве в декабре, к чему вели дело СССР и США. Разрядка выдержала испытание ближневосточным кризисом 1973 года, хотя и дала свои первые трещины"[42]. В целом, считает А. Добрынин Ближний Восток стал одним из самых взрывоопасных районов мира и постоянным раздражителем в советско-американских отношениях. По мнению Г. Киссинджера, во время холодной войны регион стал центром соперничества, которое подогревало местный конфликт и создавало угрозу прямой конфронтации между великими державами.[43]

Раздел 3

Эволюция израильского подхода

Краеугольным камнем политики сионизма в Палестине с самого начала было отрицание существования палестинского народа[44].

Планируя создание еврейского государства в Палестине, сионистские лидеры полагали, что "большая арабская общность" примет еврейское государство в обмен на сионистскую поддержку, и это давало универсальное основание для идеи переселения палестинских арабов из страны. Первый президент Еврейского государства Хаим Вейцман задолго до создания Государства Израиль высказался в том смысле, что палестинцы представляют собой не политическую проблему, а экономическую, которая в надлежащее время будет решена. Значительно позже он заметил, что конфликт между Израилем и арабами - это не конфликт между правдой и неправдой, а конфликт между двумя правдами. При этом он имел в виду не правду палестинцев, а правду арабского национализма в целом. Он говорил, что правда евреев выше правды арабов, так как еврейская родина в Палестине вопрос жизни и смерти еврейского народа, в то время как потеря менее чем одного процента территории арабского мира ничего не значит для будущего арабов. При этом он игнорировал тот факт, что земля, на которой испокон веков жили палестинцы, - их родина, и она для них жизненно важна[45].

Бен Гурион и его единомышленники также твердо стояли на позиции непризнания существования палестинского народа и его права на национальное самоопределение и государственность.

Правда, сионистское движение в этом вопросе не было монолитным. Основатель партии Херут Владимир (Зеэв) Жаботинский, признавал палестинцев как народ и высказывался еще в 1921 году за создание "конфедерации обоих берегов реки Иордан".

Тем не менее, лидеры правого блока Ликуд, созданного на базе Херут, заняли по отношению к палестинцам гораздо более жесткую позицию, чем З.Жаботинский. В этой связи заслуживает внимания мнение одного из современных еврейских политических деятелей, вышедшего их партии Херут: "Европейское влияние М.Бегина и И.Шамира извратило изначальные идеи Жаботинского и отвратило Ликуд от своих идеологических корней. Не кто иной, как М.Бегин и И. Шамир, следуя за Голдой Меир (она однажды сказала: "Палестинцев не существует") пытались лишить палестинский народ его законных прав"[46]. Вплоть до настоящего времени лозунг партии Херут призывает к созданию Израиля на обоих берегах реки Иордан.

На уровне массового сознания в Израиле в основе подхода к арабам-палестинцам лежит принцип неприятия инородцев. Этот принцип распространяется на каждого нееврея, то есть, и на палестинских арабов. В течении длительного времени в Израиле было запрещено даже употребление слова "Палестина". Палестинских арабов называли "арабскими жителями". В работах Голды Меир слово «палестинцы» применяется исключительно по отношению к евреям – израильтянам[47].

После создания Государства Израиль палестинская проблема была вычеркнута из израильской политической мысли. Очень многие политики в Израиле в период 1948 - 1967 годов обращали внимание на возможности возрождения палестинского национализма в лагерях беженцев. Палестинские партизаны рассматривались как агенты арабских режимов, прежде всего Египта. Израиль обвинял правительства арабских стран в политике, направленной на создание препятствия процессу натурализации беженцев с целью использовать их в партизанской войне против Израиля.

Результаты войны 1967 года оказали, как отмечает С. Флапан, противоречивое влияние на политическую мысль и общественное мнение в Израиле.

С одной стороны, "интоксикация" военными успехами в войне 1967 породила спонтанную реакцию, выразившуюся в неожиданном появлении массового движения за "неделимый Израиль". В это время актвизировались не только те, кто выступал против раздела Палестины (правые партии Херут, Либеральная и левая партия Труда), но и некоторые весьма известные интеллектуалы, писатели, лидеры рабочего движения, в том числе Натан Апьтерман, Моше Шамир, Хаим Гури, Элиезель Ливне и Авраам Яффе. Это движение призывало к ликвидации "раздела", к установлению "стратегических границ", к началу "новой исторической эры", отличающейся максимальной концентрацией еврейского народа на Земле Израиля и ведущей ролью Израиля на ближнем Востоке. Движение "Неделимый Израиль" было не только политической оппозицией, оно являлось влиятельнейшей группой давления за одностороннее решение судьбы Западного берега и сектора Газа".

Среди израильских политиков были такие, кто обвинял М. Даяна в том, что он остановил массовый исход палестинцев с Западного берега во время войны 1967 года и тем самым помешал окончательному решению проблемы палестинцев. Израильский премьер-министр Г. Меир выступала против возвращения арабских беженцев в Израиль и использовала различные аргументы, чтобы оправдать оккупацию арабских территорий[48].

С другой стороны, контакты с населением на Западном берегу и в секторе Газа были шоком для израильтян. Они разрушили миф о несуществовании палестинского народа и искусственности проблемы палестинских беженцев. [49]Тогдашний вице-премьер Игал Аллон первым заговорил о "мине замедленного действия", приобретенной Израилем с оккупированными территориями, и выдвинул план, в котором прелагал включить в пределы Израиля в целях безопасности малонаселенную часть Иудеи и Самарии, в основном, полосу вдоль Западного берега реки Иордан и Мертвого моря шириной в 12 - 15 километров. Предполагалось создание узкого коридора в долине Иордана, соединяющего палестинскую автономию с Иорданией для естественных нужд иордано-палестинской федерации, если таковая будет создана. Фактически "план Аллона" представлял собой программу территориальной экспансии в форме создания еврейских поселений вокруг Иерусалима, в Гуше-Этционе, в долине реки Иордан, на Голанских высотах, а также на половине Синайского полуострова. Одновременно предлагалось передать Иордании наиболее густонаселенные районы (Западного берега. Это означало бы аннексию от 30 до 50 процентов территории Западного берега, в том числе 50 процентов обрабатываемых земель.

Среди израильских политиков, которые выступали за создание палестинского образования были министры, интеллектуалы, генералы в отставке, в том числе Абба Эбан, Шломо Гиллель, Его Шафат, Элай Пелед, Мати Пелед, Шломо Авинери, Хаим Герцог . Они исходили из того, что это образование останется контролем Израиля, который будет определять его внешнюю политику, решать вопросы обороны, так чтобы палестинское государство показалось под контролем Советского Союза и не стало базой для арабских государств против Израиля.