Смекни!
smekni.com

Либерализм как социально-политическое течение (стр. 4 из 16)

Право собственности предполагает и обеспечение личной безопасности человека. Вступая в ''общественный договор'', люди сохранили за собой право на жизнь, безопасность и сопротивление насилию. ''Так, например, если правитель, уполномоченный народом на исполнение своих обязанностей, не поддерживает существующее право, поступает вопреки ему и извращает законы, то подданные вправе расторгнуть с ним ''общественный договор''. Отсюда вытекает, что в принципе народ имеет право на вооружённую защиту своих прав, на революцию''. 1

Право на жизнь не ограничивается гарантиями физического существования, оно включает право на достойную жизнь, на моральную автономию личности, что в политико-правовой области находит выражение в признании свободы совести. Государство в соответствии с теорией ''общественного договора'' не должно принуждать индивида к принятию какой-либо системы взглядов или вторгаться в его частную жизнь, оно отказывается от роли цензора и воспитателя. Необходимым шагом к обеспечению свободы совести стало отделение церкви от государства. По Локку, в общественной жизни функции государственного управления и внутренние задачи церкви и религии должны быть строго различены и отделены друг от друга. ''Гражданские, или государственные, власти посвящают себя опирающейся на закон защите гражданских интересов, или интересов граждан (civil interests), каковыми являются: жизнь, свобода, здоровье, обладание ''внешними вещами'' (к последним относятся деньги, земли, дома, домашняя утварь и т.д.). Компетенция властей не простирается на то, что относится к ''вещам внутренним'', т.е. к душе''. 2 По Локку, Бог не вверял, не ''поручал'' правителям заботы о вере и

________________________________________________________________

1 Нарский И.С. Философия Джона Локка. М., 1984. С.12.

2 История философии: Запад-Россия-Восток, книга 2-я / Н.В. Мотрошиловой. М., 1996. С.183.

спасении, которые принадлежат исключительно к компетенции религии и её институтов. Методы деятельности управляющих государственных инстанций и институтов религии тоже различны. Одно дело - управлять, организовывать и командовать, действуя компетентно и грамотно, а другое дело - убеждать и увещевать, обращаясь к духу и душе человека.

Отделившись от церкви, государство тем самым как бы заявило о своей нейтральности по отношению к религиозным и иным взглядам своих граждан. Исповедовать любую веру или быть атеистом, придерживаться консервативных или либеральных убеждений, принадлежать к партии левой или правой ориентации - всё это становится частным делом индивида. Формирование мировоззрения, воспитание нравственности признаются сферой ответственности семьи, школы, церкви, т.е. институтов гражданского общества.

Право человека ''быть господином самому себе'' ограничено только таким же правом другого человека. ''Главная задача государства - силой заставить отдельных членов общества выполнять законы, выражающие общее благо, примирить социальные противоречия, состояние войны людей друг с другом и направить борьбу между людьми в законное русло''.1 До тех пор пока поступки индивида не нарушают прав других членов общества, он волен делать всё, что считает нужным. ''Необходимо уяснить себе, что такое свобода и что такое независимость. Свобода есть право делать все, что дозволено законами. Если бы гражданин мог делать то, что этими законами запрещается, то у него не было бы свободы, так как то же самое могли бы делать и прочие граждане".2 Свобода в таком понимании есть право делать всё, что не запрещено законом. В абсолютистском государстве господствовал иной принцип - позволено то, что разрешено законом, а всё, что государство не контролирует, заведомо ставится им под сомнение. В правовом государстве, напротив, пока человек не нарушал закон, государство обеспечивает ему свободу действий, не подозревая в нём потенциального преступника, который использует во зло предоставленную ему свободу.

Автономия личности и право личности будут неполными, недостаточными, негарантированными, если человек не обладает правом участвовать в решении тех вопросов, которые для него жизненно важны и непосредственно его затрагивают. Вот почему в теории ''естественного права'' свобода утверждается и как право политического участия. По Руссо ''…образцовым государством является то, которое создаёт реальные возможности для участия в законодательном творчестве всех граждан без

________________________________________________________________

1 Азаркин Н.М. Монтескье. М., 1988. С.46.

2 Шарль Монтескье. О духе законов. Избранные произведения. М., 1955. С.288-289.

исключения, ибо народ сам определяет устраивающие его условия жизни в едином обществе и едином государстве''.1 В небольшом античном полисе граждане участвовали в управлении государство непосредственно - то была прямая демократия. В государствах с многомиллионным населением и обширной территорией личное участие каждого в работе высших законодательных органов власти, административном управлении физически невозможно. Демократия нового времени - представительная демократия, при которой граждане избирают депутатов, имеющих схожие с ними взгляды, цели, ориентации, и доверяют им представительство своих интересов.

Современная демократия - это представительство интересов, а не сословий. Как участники политической жизни, все граждане в демократическом государстве равны. С точки зрения договорной теории происхождения государства равенство политических и гражданских прав объясняется тем, что каждый из вступивших в договор индивидов считали других его участников равными себе, так как только на таком условии мог быть заключён договор, признаваемый всеми.

Равенство это двоякого рода - равенство перед законом и равенство политических прав. Не случайно богиню правосудия Фемиду изображают в виде женщины с весами в руках и повязкой на глазах - символами беспристрастности богини, объективности правосудия. Независимо от имущественного положения и занимаемого поста перед законом равны все. Моральная ответственность тем выше, чем более видное положение в обществе человек занимает, ибо демонстрируемое им пренебрежение к закону может подорвать веру в законность и правопорядок многих граждан. Равенство политических прав предполагает, что каждый гражданин имеет право избирать и быть избранным. ''Начало верховной власти всегда лежит в народе; никакое учреждение или лицо не может осуществлять власти, не исходящей от народа''.2 Причём значимость, вес голосов избирателей должны быть одинаковы, на всех в равной мере распространяются свобода слова, печати, собраний, митингов, манифестаций и другие права, закрепляемые законом.

Просветители не могли не задаваться вопросом о том, почему такие простые и ясные принципы естественного права и основанного на них общественного устройства не признавались государями и правительствами прежде. Причину этого они видели в невежестве людей. Просветители предполагали, что достаточно рассеять существующие предрассудки, вывести народы из состояния заблуждения, принять разумные, справедливые законы, соответствующие природе человека, как в обществе

________________________________________________________________

1 Раттеб Аббуд. Демократические идеи Руссо // Социально-политический журнал. 1996. №1/2. С.191.

2 Дворцов А.Т. Жан-Жак Руссо. М., 1980. С.42.

воцарятся мир и гармония. Представители народа станут принимать законы,

направленные на защиту общего блага и интересов каждого гражданина. По

мере распространения просвещения всё большее число гражданбудут участвовать в политической жизни, в общественном самоуправлении. Нравы смягчаться, укрепятся гражданские добродетели,

Теории ''естественного права'' и ''общественного договора'' составили основу доктрины классического либерализма - идейно-политического течения, основными требованиями которого стали свобода предпринимательства и обеспечение основных политических свобод.

''Участники английской буржуазной революции середины XVII века, ''славной'' революции 1688 года, войны за независимость США, несомненно руководствовались многими из тех идеалов и принципов, которые позже стали составной частью либерального мировоззрения ''.1

Робеспьер, Марат, Сен-Жюст и другие видные якобинцы были горячими последователями теории ''общественного договора'' Руссо. Идеи ''общественного договора'' легли в основу ''Декларации прав человека и гражданина'', принятой Учредительным собранием 26 августа 1789 года, в которой было записано: ''Люди рождаются свободными и равными в правах''.2

Многие идеи либерализма Просветителей нашли отражение в утвердившихся в демократических странах принципах политического устройства. Именно поэтому современную демократию нередко называют либеральной демократией, хотя в её развитии немалая роль принадлежит и консерваторам и социал-демократам.

Современное демократическое государство - это государство правовое; в котором на практике осуществлён принцип разделения властей и созданы реальные механизмы защиты прав и свобод граждан.

________________________________________________________________

1 Гаджиев К.С. Политическая наука. М., 1994. С.264.

2Конституции и законодательные акты буржуазных государств XVII-XIX вв. М., 1957. С.168.

1.2. Этические основы учения Иммануила Канта о праве и государстве.

Родоначальник немецкой классической философии Иммануил Кант (1724-1804) в систематизированной форме обосновал политическую доктрину либерализма. Кантовская формулировка сущности права “прав любой поступок, <...> согласно максиме которого свобода произволения каждого совместима со свободой каждого в соответствии со всеобщим законом”1; до сих пор считается наиболее полным и совершенным выражением этики либерализма. Сходные по смыслу высказывания делались, разумеется, и до Канта; однако все они были более или менее забыты. Кант считал либерализм учением, единственно соответствующим разуму, и подвёл под него философско-этическую основу.