Смекни!
smekni.com

Национал экстремизм как одно из проявлений социальной болезни общества (стр. 7 из 10)

Так и скинхедовское движение в России прибрело свои специфические очертания. В одном из номеров газеты Известия была опубликована переписка наших скинов с немецкими. Из-за отсутствия подлинного материала попытаюсь передать основную идею переписи. В длинном и пафосном приветствии, наши скины восхваляли великую белую расу на что немцы им лаконично ответили: “Действительно белая раса самая великая и могучая, но не забывайте, что вы славянские народы, не имеющие никакого отношения к великой арийской нации, а ваше место в истории воцарения сверхчеловека не больше чем место кухарки за праздничном столом глав Третьего Рейха”. По сути дела любой русский неонацист похож на безграмотного чернорабочего, выполняющие всю грязную работу за педантичного немца, при этом считая, что он является ключевой фигурой в очищении священного генофонда человечества. Словосочетание русский нацист, по своей сути, ну если не схоже, то по крайней мере, близко к словосочетанию еврейский нацист, что само по себе нонсенс. Именно такого рода близорукость свойственна нашему скинхедовскому движению. Таким образом я разделил всех «наших» скинов на два вида: истинные скины, которые в свою очередь делятся на два вида и квазискины (см. схему).

Skinheads


Истинные Квазискины

Расисты Антирасисты Dullheads

(“Объединенные бригады 88” (RASH; SHARP (российские скины)

White Power и др.) и другие Redskins)

Истинные скины – продукт запада – высокоорганизованные группировки, придерживающиеся строгих идеологических взглядов. А вот dullheads ( от англ. dull – тупой) иначе тупоголовые в большей степени специфика именно российского общества. Они продукт тяжелых социальных потрясений, маргинальные элементы, балансирующие на грани законности и правопорядка, необразованные или малообразованные, учащиеся ПТУ. Одни из них сублимируют свою неудовлетворенность в клубах и на дискотеках, другие находят утешение в алкоголе и других наркотических средствах, а третьи, чтобы хоть как-нибудь отличится, сбривают на голове волосы и с криком “бей жидов спасай Россию!” бросаются на кавказцев, азиатов, негров. Для них нет разницы армянин ты или еврей (см. приложение) они бьют и тех и других, не понимая при этом, что первые принадлежат к арийской расе. Отказаться от своей идеологии им как раз плюнуть и я уверен, что предложи им в замен какую-нибудь другую форму безнаказанного проявления своей агрессии они немедля бы встали под чужие знамена.

Один мой знакомый некоторое время называвший себя скином (точнее бы сказать квазискином), как-то при встрече сказал мне: «Артур, я перестал быть скином теперь я – панк!». На мой вопрос, что же явилось причиной такой резкой смены настроенья, он ответил: «Просто так, надоело». Просто так?! Просто так взрослый человек, твердо убежденный в своей правоте и готовый доказать ее даже при помощи кулаков, одномоментно отказывается идти по следам своей веры – трудно представить, должна же быть причина?

Но ее нет, нет потому что и не было того, что заставляло бы этого человека зачитываться трудами Гильшера, Розенберга, Дугина, не было и желания заучивать трудно воспринимаемые цитаты из MeinKampf и даже раздавать у переходов листовки с пропагандой расизма. А было лишь желание напившись (к стати истинные скины категорически не приемлют крепких спиртных напитков) и надев черные ботинки, армированные сталью или титановым сплавом, ходить по улицам и внушать страх прохожим, чувствуя всеми фибрами своего юношеского максимализма, свое превосходство над всеми остальными. И таких как он подавляющее большинство, и ужe не важно кто они на самом деле – скины, рокеры, панки, важно то что, именно они составляют тот субстрат, который мы называем современная молодежь.Сходная контркультура характеризует и про­тивоправное поведение футбольных фанатов. К числу наиболее типичных проявлений их про­тивоправного поведения относятся жестокие из­биения болельщиков противостоящей команды, хулиганские действия на стадионах, а после окон­чания соревнований — групповые акты ванда­лизма. Как например недавние события в центре Москвы во время общественного просмотра матча Япония-Россия (1:0) футбольные болельщики, видимо неудовлетворенные исходом матча, устроили массовые погромы. Конечно, поведение спортивных фанатов, в отличие от членов криминальных группиро­вок, имеет существенно иную психологическую основу. Изначально она связана с потребностью канализировать эмоции, порожденные захваты­вающим спортивным зрелищем. Позднее спортив­ный фанатизм, питаемый агрессией, превраща­ет гладиаторские побоища в самоцель. Здесь сра­батывают психологические механизмы, которые предопределены сущностью и содержанием та­кого понятия, как толпа. Известно, что агрес­сивность человека, даже случайно оказавшего­ся в толпе, возрастает во много раз. Еще Фрейд отмечал, что когда человек попадает в толпу, то он по лестнице цивилизации опускается сра­зу на несколько ступенек вниз и постепенно приближается к варвару. И стало быть дело вовсе не в скинхедовском движении, поглощающем молодых людей, а в других социальных явлениях современного общества. А вопрос о торжестве фашистской идеологии в стране, победившей нацизм ценой сорока миллионов жизней, представляется мне абсолютно нелепым. Так что мнение Зорина о том, что скины представляют главную опасность для России, не совсем точно отражают реальные события в стране. Действительную опасность представляет собой вся совокупность криминогенных качеств подрастающей молодежи. Структура групповой преступности, особенно в младших возрастных группах, все более убедительна свидетельствует о нарастании жестокости и агрессивности противоправного поведения. Ведь, в самом деле, на долю молодежи приходится почти половина (45,5%) всех тяжких и особо тяжких преступлений в стране. Среда. В которой широкие слои подростков и молодежи страдают от социально-экономического отторжения, продуцирует, помимо всего прочего, перманентную нервозность, раздраженность и агрессивность. Динамика. Молодежной преступности, рост ее групповых проявлений, изменение в характере мотиваций и, наконец, растущие масштабы невиданной ранее агрессивности и жестокости – все это очевидное свидетельство ослабевшей силы «социальных якорей», удерживающих молодежь от преступного поведения13.

В чем же причина такой девиантности?

Определенный интерес для исследователя проблем деструктивного агрессивного поведения представляют и взгляды Альфреда Адлера, одного из создателей своеобразного направления в психоанализе так называемойиндивидуальной психологии. Адлер обогатил психоанализ такими идеями, как "комплекс неполноценности", "компенсация и сверх-компенсация, "воля к власти".

Комплекс неполноценности - это психопатологичес­кий синдром и одновременно особая форма мироощуще­ния и поведения отдельных индивидов. Он заключается в стойкой уверенности человека в собственной неполно­ценности как личности. Формируемое еще в раннем дет­стве "чувство неполноценности" вызывается естественным для каждого ребенка переживанием ощущения своей недостаточности. Последняя возникает из-за различных неблагоприятных внешних условий и оказывает исключи­тельное влияние на формирование и всю жизнедеятель­ность личности. Позднее это, чувство вытесняется в бессознательное. Парадоксальным является то обстоятельство, что комплекс неполноценности зачастую переходит в комп­лекс превосходства. Социальная неприспособленность, неуверенность в себе сменяется искаженным стремлением самоутвердиться любой ценой. Инстинкт превосходства, стремление воз­выситься над другими, подчинить их себе становится оп­ределяющей внутренней силой индивида, главным источ­ником его поведенческой мотивации. Чем глубже было ощущение неполноценности в прошлом, чем больше инди­вид был подавлен и унижен, тем сильнее его протест, его озлобленность против людей и всего общества.

Среди черт характера агрессивной природы Адлер отмечает тщеславие, ревность, зависть, жадность, ненависть, вспыльчивость, мстительность. Все эти аспекты человеческой психологии замешаны преимущественно на чувстве враждебности к окружающим. Они подчиняются одной стратегии: неукоснительно поддерживать чувство превосходства.

Истоки такой ошибочной компенсации ("псевдокомпен­сации") следует, по Адлеру, искать в детстве, в его небла­гоприятных условиях. И здесь следует прежде всего оста­новиться накриминологически важном феномене -"пренебрегаемый, или отвергаемый ребенок". В последние годы повышенный интерес к этой проблеме прояв­ляют видные отечественные криминологи (Ю.М.Антонян, Е.Г-.Самовичев и др.).

Суть проблемы состоит в том, что некоторые родители, в первую очередь матери, не уделяют своим детям того вни­мания и душевного тепла, в которых они так нуждаются. В связи с этим дети чувствуют себя отвергнутыми, нелюби­мыми, незащищенными, постоянно переживают чувства вины и страха.

Пренебрегаемый ребенок никогда не знал, что такое любовь, душевная близость. Люди были холодны к нему. Он думает, и не без оснований, что они всегда будут холодны, что доверять никому нельзя. Сам он не способен к любви и дружбе. Он думает, что эти чувства вообще не существуют. Психологическое отчуждение, таким образом, превра­щается в отчуждение социальное. На этой психологичес­кой основе возникает стойкая установка на деструктивное агрессивное поведение.